Авторский блог Владислав Шурыгин 03:00 16 марта 2005

ЗАБВЕНИЕ Как «Единая Россия» и губернатор Кулаков «увековечивают» память о Великой Войне

| | | | |
Владислав Шурыгин
ЗАБВЕНИЕ Как «Единая Россия» и губернатор Кулаков «увековечивают» память о Великой Войне
Известно, что монголы подвергали некоторых пленников страшной пытке, длившейся несколько суток. На голову пленного раба натягивали сырую овечью шкуру и, связав его, бросали на солнцепёке. Большинство пленников, не выдержав этой пытки, погибали, но те, кто выжил, превращались в живых мертвецов. Пытка уничтожала память, превращая человека в манкурта, — рабочую скотину, абсолютно покорную и усердную в своем тупом терпении, но не осознающую себя человеческим существом.
В наше время технологии несколько изменились. Теперь уже нет смысла подвергать зомбируемое население пытками сырой шкурой. Шкур на всех просто не хватит. Теперь методы иные. Память можно просто "переписать" с помощью мутного потока всякого рода "исследований" и "инсинуаций", которые кого хочешь убедят, что чёрное — это белое и наоборот. Но в Воронеже к новейшим способам выращивания "манкуртов" на русской почве решили добавить ещё один — войну с памятью, которая не вписывается в русло областного "официоза".
…8 июля 1942 года. Немецкие дивизии рвутся к Дону. В районе села Гремячье сосредоточились для переправы немецкие танки. И вот когда колонна уже потянулась к переправе, в небе над ней появились самолёты с красными звёздами на крыльях. Звено бомбардировщиков нанесло удар по немецким танкам и переправе. Взметнулись фонтаны разрывов, загорелись уничтоженные танки. Но в этот момент в небе появились "мессершмиты", и в небе над селом разыгрался неравный воздушный бой.
Один из наших бомбардировщиков был подбит и загорелся. Машина стала терять высоту. Двое лётчиков выбросились с парашютами, а третий, видимо, командир, направил горящую машину в скопление немецкой технике на дороге у села Ивановка. Грянул мощный взрыв.
…Ещё почти два дня у дороги горели останки самолёта и уничтоженных им машин.
Когда пожар угас, местные жители среди обломков самолёта нашли останки кожаного лётного реглана — всё, что осталось от неизвестного героя. Но никаких документов, к сожалению, не сохранилось.
Все эти годы жители села Ивановка чтили память неизвестного погибшего лётчика. Сначала на месте падения самолёта стоял скромный самодельный обелиск. Потом, спустя годы, стараниями энтузиастов на его месте был установлен небольшой памятник — винт самолёта, вмурованный в бетонный пьедестал.
Церковь отметила память неизвестного героя деревянным крестом, который был здесь установлен несколько лет назад. Но все они носили временный характер, и потому областной комитет ветеранов уже давно искал возможность увековечить память неизвестного героя настоящим памятным знаком. Не раз обращались они за помощью к областной администрации, но там всегда находились более срочные дела. Поголовная "монетизация" населения на носу — дело нешуточное, а там ещё и полный "жилищный кодекс" наступает, и приведение в исполнение реформы здравоохранения начинается. Не до ветеранов!
Помощь пришла неожиданно. Однажды в комитете ветеранов раздался телефонный звонок. Звонили из воронежского отделения партии "Родина". Оказалось, что "Родина", решила делом поддержать решения Всероссийского оргкомитета "Победа" по розыску и увековечиванию захоронений погибших советских солдат и поставила своим региональным отделениям задачу всемерно способствовать этому движению.
Конечно, воронежские ветераны сразу вспомнили о месте гибели неизвестного героя-лётчика. И на встрече председателя областного Совета ветеранов войны Ивана Шматова с "родинцами" было решено увековечить память героя-лётчика, воздвигнув на месте его гибели памятный знак. Деньги на него были выделены партией "Родина"…
Любому здравому человеку понятно, что события такого масштаба выходят далеко за рамки обыденного протокола, и святость памяти о Великой Войне должна всех примирить. Ну не смогла найти деньги на увековечивание героя губернаторская команда, так остаётся только порадоваться тому, что кто-то другой не прошёл мимо. Принял к сердцу заботы и чаяния ветеранов, отдал долг памяти. Порадоваться и по мере сил поддержать энтузиастов.
Но не таковы наши бравые генералы-губернаторы от ФСБ! Не таковы парни из "Единой России", к коей себя гордо причисляет нынешний губернатор области Кулаков! Прослышав о том, что "Родина" собирается открывать где-то в области "какой-то" памятный знак, "медведи" буквально встали на дыбы, и послушный губернатор тут же сделал стойку рассвирепевшего гризли. Ещё бы! Ведь на носу выборы, а тут "Родина" памятник надумала открывать. Не позволим!
"…Неизвестные лица в оскорбительной форме вручили главе администрации заявку на установку памятного знака… Администрация не может принять участие в противозаконных действиях… За организацию данного мероприятия будут нести ответственность в соответствии с законом его организаторы…" — это строки из официального письма, пришедшего в областной совет ветеранов войны.
Читаешь его, и диву даёшься! Да что же у людей с совестью-то произошло?! С какой стати забота о памяти павших солдат стала "противозаконными действиями"? И как можно додуматься грозить старикам-ветеранам, фронтовикам, прошедшим через горнило самой страшной войны, "ответственностью в соответствии с законом"? Это насколько же метров в землю надо совесть свою зарыть? Манкурты — одно слово!
При этом всё написанное на официальном бланке было не просто циничной казуистикой областных бюрократов, а ещё и оголтелой ложью. На самом деле, вопрос с установкой памятного знака был давным-давно согласован во всех инстанциях. О готовящемся мероприятии местную администрацию известили ещё в декабре председатель воронежского областного совета ветеранов войны И.Шмаков и лидер партии "Родина" Д.Рогозин. Работы на месте установки выполнялись, согласно утвержденного графика и плана.
Но только "Единой России" до всего этого дела не было. "Скажем "Родине" нет!" — решили там, а заодно и всем этим ветеранам, поисковикам и прочим, "не туда смотрящим" и "не вместе идущим". "Не туда" — в смысле не в рот — то есть в пасть "Медведям"…
И "Единая Россия" начала готовиться дать бой врагам. Областная администрация во главе с генералом-губернатором Кулаковым тут же послушно залегла в засаду.
По плану в открытии памятного знака должны были принимать участие и представители областной и районной администраций, предполагалось, что у знака на время открытия будет выставлен почётный караул, произведён памятный салют из стрелкового оружия. Для прибывших сюда ветеранов Великой Отечественной войны должна была быть развёрнута палатка, в которой можно было бы согреться после стояния на пронизывающем зимнем ветру и помянуть своих павших товарищей, поднять чарку за Великую Победу.
24 января в Воронеж на открытие памятного знака приехал фронтовик, участник Парада Победы на Красной площади, офицер, доставивший Знамя Победы из Берлина в Москву, Герой Советского Союза генерал армии Валентин Иванович Варенников. Вместе с ним на церемонии открытия должны были присутствовать председатель воронежского областного совета ветеранов войны И.Шмаков, лётчик-фронтовик Б.Воронцов.
Но за сутки до приезда генерала Варенникова вообще начали раздаваться угрозы снести "незаконный" памятник, демонтировать "самострой". Эти угрозы были настолько реальны, что добровольцам пришлось ночевать у знака, чтобы не допустить акт административного вандализма.
Памятник отстояли, но козни "медведей" на этом не закончились. Утром, в день открытия, местные военные, пряча глаза, отказали ветеранам в почётном карауле, а заодно в обещанной для обогрева и поминок палатке. На вопрос о причине столь неожиданного решения посоветовали искать ответы в администрации губернатора Кулакова…
И всё же знак был открыт. В присутствии сотен местных жителей, некоторые из которых помнили этот воздушный бой, состоялся митинг — открытие. На нём выступили ветераны-фронтовики, вспомнили своих погибших друзей, отдали долг памяти павшим, говорили о Победе, о Родине, о будущем России. Особенно проникновенно прозвучали слова Героя Советского Союза генерала армии Валентина Ивановича Варенникова о том, что сегодня память о Великой Победе является одной из главных цементирующих основ нашей государственности…
Ни одного представителя районной и областной администраций на открытии памятного знака не было…
У НИХ СВОИ "ГЕРОИ"
В областной администрации на вопрос, почему никто из официальных лиц не соизволил присутствовать на открытии памятного знака у села Ивановка, нам сказали, что все силы сейчас сосредоточены на строительстве "огромного мемориала" памяти погибшим советским воинам в селе Гремячье. Вот он-де и станет вкладом нынешнего губернатора в празднование шестидесятилетия победы в Великой Отечественной войне…
При слове "мемориал в Гремячьем" мы привычно напряглись. История с ним требует отдельной главы.
29 мая 2003 года в селе Рудкино, Воронежской области открылось Центральное кладбище венгерских солдат и офицеров, погибших на территории СССР в годы Великой Отечественной войны. Уточняем — погибших в боях с Красной Армией! Оккупантов! Ведь Венгрия, как верный союзник фашистской Германии, отправила на войну в Россию ни много ни мало, а несколько армий — почти 1 000 000 солдат и офицеров, из которых 350 000 остались лежать в нашей земле и более 500 000 попали в плен.
По степени жестокости и размаху чинимых зверств мадьяры — так здесь до сих пор называют венгров, иногда превосходили даже своих старших союзников — немцев. Память о преступлениях мадьяров до сих пор живёт в этих местах, где стояла одна из венгерских армий. Только по официальным и далеко не полным данным, венгерскими фашистами за время оккупации в Воронежской области были уничтожены более 50000 советских граждан.
Но в 1995 году правительство Черномырдина подписало соглашение с руководством Венгрии о взаимном признании воинских захоронений. По этому соглашению российская сторона должна была восстановить венгерские захоронения. Причём за собственный счёт. Точнее, за счёт венгерской стороны, но из суммы долга СССР Венгрии. Понятное дело, что такое решение не могло вызвать энтузиазма у местных жителей. Но с ними не слишком-то церемонились.
К маю 2002 года основные работы были завершены. И тут выяснилось, что венгерская сторона, ко всему прочему, собирается зажечь на кладбище Вечный огонь. Вспыхнул скандал: российские ветераны стали писать письма в Москву, а мужчины покрепче и помоложе вообще пообещали снести кладбище до основания. Власти испугались, что оно разделит судьбу еще одного венгерского мемориала в селе Урыв, который взрывали уже не раз.
И тут в события "мощно" вмешался сам губернатор Владимир Кулаков. Он приказал взять территорию строящегося комплекса под охрану и срочно созвал некую комиссию для разбирательства. Комиссия скоро пришла к выводу — мемориал должен быть! А чтобы умилостивить народ, губернатор пообещал высокие католические кресты над кладбищем сделать чуток пониже, вечный огонь не зажигать, а в соседнем селе Гремячье возвести мемориал павшим советским воинам, "лучше, чем в Рудкине", и открыть оба этих мемориала только одновременно.
После этого обещания губернатора страсти поутихли. Справедливость вроде восторжествовала.
Правда, очень скоро выяснилось, что памятник венгерским фашистам достраивается ударными темпами, а мемориал советским воинам в Гремячьем никто строить даже и не начинал. Вместо этого возле братской могилы установили табличку, которая извещала, что на этом месте строительство памятника начнется в 2003 году.
Что же касается губернаторских обещаний сделать венгерский мемориал "скромнее", то и о нём он быстро забыл. Кресты остались прежними.
Сегодня венгерское кладбище представляет собой огромный мемориальный комплекс с просторным отапливаемым "музеем". Музей, кстати, более чем занятный. В его витринах — венгерская военная форма, фотографии оккупантов и куча милого сердцу потомков, лежащих здесь венгерских покойников, военного барахла типа ржавых касок, гильз, пулемётных лент и прочих напоминаний о том, как "доблестно" воевали оккупанты на русской земле. Кладбище содержит целый штат обслуги: смотритель, электрик, сезонные рабочие. Ворота его почти всегда закрыты на замки и нигде нет ни слова о том, что здесь лежат те, кто с мечом пришёл на нашу землю. Только скромный текст "Центральное кладбище венгерских военнослужащих".
Мы специально опросили местных школьников: кто такие эти венгры и за кого они воевали? Большинство детей уверенно заявили, что венгры были… союзниками СССР и сражались против немцев. Поэтому здесь и похоронены с такой помпой и столь "фешенебельно"…
Строительство же мемориала погибшим советским воинам в Гремячьем ожило лишь несколько недель назад. Теперь здесь кипит лихорадочная работа, но уже понятно, что к 9 мая будет открыта в лучшем случае лишь небольшая часть мемориала. Памятная стела, напоминающая колокольню. При этом ни строители, ни проектанты стараются не замечать, что советский мемориал находится почти на полсотни метров ниже венгерского — между ними расстояние всего пару километров. Венгерский расположен на вершине большого холма, живописно возвышающегося над излучиной Дона. А русский строится на окраине села Гремячье на небольшом взгорке у школы.
В разговорах строители мемориала откровенно сказали, что построить его к сроку они успеют только в том случае, если строительство будет вестись круглосуточно и без соблюдений каких-либо норм и допусков — " к сроку!". А то, что потом её почти наверняка придётся достраивать и бесконечно ремонтировать — ерунда! Главное отчитаться. И что-то по этому поводу не слышно никаких грозных заявлений "Единой России" и губернатора Кулакова…
Таково вполне наглядное отношение областной власти и "единороссов" к священной Победе. Смотришь на всё это безобразие, и начинаешь думать, что легенды про чудовища без памяти — манкуртов — не такая уж и выдумка…
P.S. Но, может быть, мы наговариваем на губернатора Кулакова и его верных "медведей" из "Единой России"? Может быть, они просто горят заботой о ветеранах, и всё свободное время посвящают сохранению памяти о Великой войне? Что ж, вот ещё один пример их "заботы".
Вот уже несколько лет дочь другого военного лётчика Героя Советского Союза Владимира Середина, погибшего в воздушном бою у венгерского городка Шапронь, пытается вернуть прах своего отца на Родину. Венгерские власти приказали демонтировать памятник на его могиле, как нарушающий ландшафт. Сегодня на могиле осталась только плита от памятника, которая тоже может быть в любой момент уничтожена. Сами венгры заявили, что они не будут против, если погибшего лётчика вообще уберут с венгерской земли.
Сегодня дочь ищет несколько тысяч долларов, чтобы перевезти прах своего отца, которого она, кстати, никогда не видела. Он погиб вскоре после её рождения в далёкой от Воронежа Венгрии.
За годы войны уроженец Воронежа Владимир Середин сбил 15 самолётов противника и уничтожил 36 единиц боевой техники. Его дочь не раз обращалась во все инстанции. В последний раз в администрации области её "послали" в… Министерство обороны, которое, по мнению чиновников, должно перезахоранивать своих героев. У администрации на это денег нет…
Сегодня "Единая Россия" на плечах губернаторской власти рвётся в областную Думу. Но разве эти люди достойны поддержки воронежцев?
1.0x