Авторский блог Александр Нагорный 03:00 9 марта 2005

РАСЧЛЕНЕНИЕ РОССИИ

| | | | |
Александр Нагорный, Владимир Филин
РАСЧЛЕНЕНИЕ РОССИИ
В последние недели в эпицентре общественного внимания оказались два взаимосвязанных вопроса — угроза ядерного терроризма и российско-американское сотрудничество по обеспечению безопасности ядерных объектов РФ. Они подробно обсуждались на саммите в Братиславе, где было принято совместное заявление. Этот документ дает старт процессу, который должен, в соответствии с государственными документами США, завершиться в 2008 году установлением международного контроля над российским ядерным потенциалом. Тем самым будут созданы безопасные, с точки зрения "мирового сообщества", условия для расчленения РФ и окончательной ликвидации России как государства, что, в силу разных причин, не было доведено до конца в 1991 году. Когда общественности стали известны детали договоренностей, пропагандисты Кремля активно принялись дезавуировать сообщения патриотических СМИ. Можно было бы и не обращать внимания на вороватых политтехнологов, только что "отличившихся" на Украине. Но к их хору присоединились голоса ряда независимых экспертов, которые, не испытывая особых симпатий к путинскому режиму, в то же время в силу идеологической зашоренности воспринимают в штыки любое упоминание США в негативном свете. Так, Александр Коновалов на одном из интернет-сайтов пишет: "Те, кто утверждает, что Америка хочет, чтобы Россия последовала за Советским Союзом, — просто фантастически безграмотны. Большей катастрофы для Соединенных Штатов, чем развал страны с десятками тысяч ядерных боезарядов в одиннадцати часовых поясах, трудно придумать". Далее он добавляет: "Америку очень интересует вопрос: а как мы собираемся контролировать свои ресурсы Сибири и Дальнего Востока? У нас ведь за Уралом живет значительно меньше 30 млн. человек, и этот регион пустеет. И мы можем просто "выронить его из рук" по причине отсутствия вменяемой демографической и миграционной политики". Учитывая, что такая точка зрения, несмотря на внутренние противоречия, широко распространена в экспертном, в особенности "либеральном" сообществе, имеет смысл остановиться на ней подробнее.
Действительно, в годы "перестройки" США официально внешне выступали за сохранение территориальной целостности СССР, за исключением Прибалтики. Более того, летом 1991 года Буш-старший специально приезжал в Киев, чтобы лично агитировать украинцев остаться в составе "обновленного Союза". Вместе с тем США настоятельно требовали от советского руководства скорейшей демократизации, немедленной ликвидации 6-й статьи Конституции и так далее. В итоге "процессы" очень быстро вышли из-под контроля. Американские правящие круги не могли не осознавать, куда ведет "ДЕМОКТРАТИЗАЦИЯ". И действительно, СССР как бы сам распался. Такой результат, впрочем, был ожидаем и желаем на Западе. Там в течение столетий ставили вопрос об отчленении от России Прибалтики, Сибири и Дальнего Востока, Украины и т.д. В особенности ставка на расчленение была жестко сделана при появлении Советской России. В США это было зафиксировано в резолюциях и постановлениях законодательных органов, а фактически пронизывала всю политику "нашего друга и партнера"
Выходит, официально нам говорили одно, а на практике хотели другого? Коновалов утверждает, что "Америка заинтересована в сильной и стабильной России". Действительно, на определенном этапе администрация Буша-младшего рассчитывала, что Москва сможет стать младшим партнером Вашингтона в его противостоянии с радикальным исламом и в перспективе с Китаем. Однако сильной и стабильной России у Путина не получилось. И не получилось прежде всего по главной и фундаментальной причине: продолжении монитаристского "ультралиберального" экономического курса. Эта схема была нам навязана США и МВФ через Ельцина и гайдаровскую команду в 92-м году, а Путин сделал модель еще более радикальной. Отсюда и исчезновение политической, социальной и экономической стабильности за последний год. Но развал накапливался весь период "демократической РФ". Негативные экономические и демографические трэнды не только не остановлены, но еще более усилились. Россия продолжает вымирать, экономика получает все большую сырьевую ориентацию, происходят деиндустриализация, демонтаж социальной сферы, образования и науки. Первопричиной этого является реализуемая вот уже почти 15 лет либерально-фундаменталистская модель Гайдара—Чубайса, не имеющая ничего общего с нормальными рыночными реформами. В 1990-е годы администрация Клинтона как непосредственно, так и через международные финансовые институты, усиленно навязывала нам такую модель. Вплоть до прямого диктата в вопросах кадровой политики. Правда, после прихода к власти правительства Примакова—Маслюкова неприкрытое вмешательство прекратилось. Но косвенное влияние до сих пор сохраняется. В первую очередь через переговорный процесс по вступлению России в ВТО. При этом Кремль на переговорах руководствуется исключительно интересами сырьевых олигархов и коррумпированной бюрократии. Белый дом действует в интересах американских экспортеров. При этом все начисто "забывают" о геополитике. В итоге наше вступление в ВТО окончательно закрепит сырьевую ориентацию. А с такой моделью сохранить целостность страны практически невозможно. И на Западе этого также не могут не понимать.
Считая, что распад РФ неизбежен, Запад в лице своих ведущих геополитиков не может не думать, что будет с нашими огромными ресурсами и территорией. Более того, там просто обязаны что-то делать, чтобы занять наиболее выгодные для своих стран позиции. Коновалов правильно ставит вопрос об образующемся вакууме в Сибири и на Дальнем Востоке. Если пустить ситуацию на самотек, очевидно, что этот вакуум заполнит Китай. Выгодно ли это США? Нет. И американцы уже обсуждают планы, как заполнить его самим. Бжезинский сравнивает значение для Запада территорий к востоку от Урала в 21 веке со значением для США Аляски и Калифорнии в 19 веке. Но тогда надо упредить китайцев, которые, по оценкам, еще не развернулись во всю свою мощь, но сделают это через 5, максимум, через 10 лет. Следовательно, Запад вынужден торопиться. Коль скоро создать младшего партнера в лице "сильной и стабильной" РФ не получилось, неизбежны попытки сконструировать нечто иное. Но мешает "ядерный фактор". И здесь Коновалов тоже прав. Никто в США и Европе не хочет бесконтрольности российского ядерного потенциала. Однако Братислава указала направление решения "ядерного вопроса". Если все пойдет, как там задумано, в 2008 году наши ядерные объекты будут под охраной морской пехоты США. Тогда путь к форсированному расчленению страны будет открыт.
Закономерен вопрос: как именно нас будут расчленять? На этот счет, насколько можно судить, существуют разные точки зрения. Одна из них предполагает односторонние действия США и полное игнорирование интересов других мировых центров силы. Прежде всего, Китая. Однако накануне Братиславы, по некоторым признакам, взяла верх другая линия. Она предполагает выработку баланса интересов при предстоящем дроблении РФ. Наподобие того, что представлен на карте, циркулирующей в высоких кабинетах Вашингтона, Лондона и Брюсселя. Эту карту обсуждают на закрытых совещаниях в политических ведомствах и научных организациях. Она стала циркулировать и в ряде американских СМИ. Странно, конечно, но как и Горбачев с Ельциным, Путин и его окружение делают вид, что ничего не происходит. Может быть, расчленение входит и в их планы с собственным перемещением на Лазурный берег Франции или же в Калифорнию?
Помимо "суверенных" государств, данный проект предусматривает передачу отдельных территорий России под непосредственный контроль Финляндии, Эстонии, Латвии, Германии, Китая, Японии и США.
Практическая реализация этого или других подобных планов для нашего народа неприемлема. Нашей задачей является активное противостояние намерениям расчлени- телей, что возможно только тогда, когда мы сменим неэффективную власть, зачистим коррумпированную правящую элиту, пересмотрим итоги приватизации, радикально изменим экономический курс и прекратим, наконец, верить в обещания и добрые намерения внешних сил. Если же мы этого не сделаем, Россию ждет судьба СССР.
Это и есть главное последствие встречи в Братиславе, и об этом надо думать российской общественности и оппозиции.
ОБОЗНАЧЕНИЯ НА КАРТЕ:
1 — Русь;
1а — автономные территории финно-угорских и северных (саамы, ненцы) народов, обладающих собственностью на недра;
1в — Уральская автономная республика;
1с — Сибирская автономная республика;
2 — тюрко-мусульманское государство Идель-Урал;
3 — суверенное государство Казакия кубанско-донская;
4 — суверенное государство Восточная Сибирь — Казакия енисейско-забайкальская;
4а — автономное государство Хакасия;
4в — автономное государство Алтай;
5 — Тыва (Тува);
6 — Калмыкия;
7 — Эмират Чечни (Ичкерии), Ингушетии и Дагестана;
8 — Северная Осетия — Алания;
9 — Карачаево-Балкария;
10 — Государство Черкесия (включает Кабарду, Адыгею, частично Карачаево-Черкесию, Ставропольский и Краснодарский края);
11 — Якутия — Саха.
1.0x