Авторский блог Валерий Поздняков 03:00 23 февраля 2005

ПЕШКОМ ПО КИТАЮ

| | | | |
Валерий Поздняков
ПЕШКОМ ПО КИТАЮ
Моя кратковременная поездка в китайский город Хэйхэ дала такую информацию, которую я бы не получил, находясь там с группой туристов.
Попасть в Китай можно по туристической или служебной визе. В соседний с российским Благовещенском китайский город Хэйхэ можно проехать и без визы — по загранпаспорту, так как Хэйхэ — свободная экономическая зона.
Все категории приезжающих в Хэйхэ российских граждан при необходимости останавливаются в гостинице. Я же не относился ни к одной из этих категорий, так как прибыл в Хэйхэ по неофициальному приглашению знакомой китаянки (получается, что подпольно) и проживал в квартире её родителей. С её стороны пригласить жить в своей квартире иностранца, да ещё журналиста, да ещё без ведома властей, довольно смелый поступок. Почему? Потому что, во-первых, в Китае перемещение иностранцев поставлено под контроль спецслужб, а во-вторых, каждый китаец обязан сообщать о своих контактах с иностранцами этим спецслужбам. Впрочем, в отличие от Китая под такой контроль в России попадают не только иностранцы.
Когда я проходил паспортный контроль на Благовещенском пункте пропуска, женщина-пограничник довольно быстро просматривала загранпаспорта выезжающих в Китай граждан России. Очередь китайцев через другой проход продвигалась вдвое медленнее. Но вот очередь дошла до меня. "Вы что, не у нас загранпаспорт получали?” — удивлённо спросила она. "Нет, в Калуге, — ответил я, — а что, разве мой паспорт чем-то отличается?". "Нет, конечно", — ответила женщина, и, куда-то убежав с моим загранпаспортом, долго отсутствовала. Очевидно, только после получения необходимых сведений через компьютер и доклада начальству по инстанции она имела право пропустить приезжего, а не местного туриста. После прохождения паспортного и таможенного контроля я был в затруднении, не зная, каким автобусом доехать в Хэйхэ. К счастью, мне на помощь пришел милиционер." Степанов, — обратился он к человеку, ведающему автобусными перевозками, — отправь в Хэйхэ московского журналиста". То есть ему было уже известно, что я московский журналист.
Обо мне позаботились, и я благодарен сотрудникам пункта пропуска и милиции, но этот случай напомнил мне рассказ моей знакомой замдекана факультета Восточных языков Хабаровского педуниверситета, Ани. С этой 25-летней девушкой, прекрасно знающей китайский и собирающейся выйти замуж за китайского предпринимателя, я познакомился в Хабаровске в декабре минувшего года. Аня, когда была ещё студенткой, проходила как переводчик вместе с сокурсниками практику в Харбине. После окончания практики в железнодорожном агентстве студентки заказали билеты домой и, расплатившись за них, получили квитанции (сами билеты должны были получить через два дня). Только вернулись в гостиницу, как зазвонил телефон в номере: с железнодорожного агентства сообщали, что они как студентки имеют право на скидку. Как узнали в агентстве место их проживания, девушки понять не могли. Ведь ни номер телефона, ни адрес гостиницы они агенту не называли и даже паспорта не показывали. Таким образом, то, что в Китае иностранцы находятся под "колпаком", только им на пользу. В России даже российскую студентку вряд ли отыскали бы наши чиновники, для того, чтобы вернуть ей переплаченную сумму.
Вместе с другой моей знакомой Таней я побывал во многих местах Хэйхэ: магазинах, столовых, рынках, улицах, парках... Заходил потихоньку в государственные учреждения, не обращаясь к их администрации. На вокзале даже изучил устройство плацкартного вагона, который существенно отличается от нашего не только чистотой, но и большим удобством. Обращаться же к администрации учреждений не стал, чтобы не подвести помогавшую мне Таню. Для этого требовалось разрешение администрации города, а Таня небезосновательно опасалась, что мне не удастся пробиться к компетентным лицам. "Если бы ваш мэр попросил главу нашей администрации помочь вам, тогда другое дело. Но тогда бы вас на таможне встречала не я, а переводчик с администрации, и он же далее сопровождал бы вас. Если же вы сейчас попробуете обратиться в администрацию, то мне...", — и она замолчала. Но я и так догадался: проявив инициативу, без поддержки влиятельных лиц с российской стороны, я не только лишался помощи Тани, но и принес бы ей нешуточные неприятности. Например, могли бы за несанкционированные контакты с российским журналистом не продлить ей визу на работу в России.
Но почему я вынужден был воспользоваться помощью китаянки, лишившись содействия китайских властей? У меня же было отношение "Завтра" с просьбой к китайским властям оказать мне помощь в сборе информации по осуществлению социальных программ в Китае. Причём это отношение, подписанное главным редактором Александром Прохановым, было даже переведено на китайский язык. Я думаю, что китайские власти с удовольствием пошли бы мне навстречу, потому что, в отличие от наших "вешающих лапшу на уши" властей, они могут гордиться реальными достижениями по повышению благосостояния китайского народа.
Я был вынужден обратиться к помощи Тани, потому что со стороны влиятельных чиновников Благовещенска не получил должной поддержки, хотя и обращался к ним. Один из сотрудников ГТРК "Амур" предложил свою помощь, но при условии оплаты ему проезда в Хэйхэ и проживания в гостинице. Причём его знания китайского языка, как он сам выразился, "ограничиваются бытовухой". Но зачем мне удвоенные расходы при таком переводчике, если я, проживая трое суток в Хэйхэ, практически ничего не потратил и имел в лице Тани не только неплохого переводчика, но и самоотверженного помощника в скитаниях по Хэйхэ.
Поток людей, возвращающихся с Хэйхэ в Благовещенск, состоит в основном из "кирпичей", снабжающих населённые пункты Приамурья китайскими товарами. Некоторые из них ночуют в гостинице, другие уже через 2-3 часа после прохода через границу, загруженные китайскими товарами "под завязку", устремляются обратно. Благо, что после прохода таможни и ехать-то никуда не надо: в каких-то сотнях метров от нее возвышается огромное здание супермаркета. Над входом надпись: "Международный торговый комплекс на О. Большой Хэйхэ. КНР".
Международный — значит для русских, так как никаких иностранцев, кроме наших лихорадочно загружающихся товарами "кирпичей", я там не видал. Спросил одну девушку: "Зачем вы так надрываетесь?" Ответ: "Я девушка молодая, мне много надо". Но многие из "кирпичей" перевозят товары не для себя, а для китайцев, в том числе и для китаянки Тани. Ассортименту товаров в "международном" торговом комплексе может позавидовать московский ГУМ, а цены по сравнению с московскими мизерные. Впрочем, для русских цены вдвое выше, чем для китайцев. Таня решила купить для своей секции в Благовещенске самую большую статуэтку-лягушку, приносящую по поверьям китайцев богатство. Я попытался помочь ей нести упакованную и уже проданную покупку и оказал "медвежью" услугу. Продавец выдернул у меня из рук коробку с покупкой и потребовал от Тани заплатить ещё столько же. "Обманщица! — кричал он по-китайски, — ты переводчица русского и покупаешь для него по дешевке товар!" Но даже по удвоенной по отношению к китайцам цене наши "кирпичи" невероятно быстро раскупают товары. Из соседствующих с торговым комплексом складов непрерывно подвозят большие квадратные тюки. У груды тюков, кроме китайцев, копошились и трое русских. Один из них, заметив, что я фотографирую, отвернулся, а другой прикрыл лицо рукой. Фотосъёмку процесса загрузки товарами "кирпичей" я решил сделать на другой день, в воскресенье. Но в воскресенье таможня не работала, и я, в сопровождении Таниного семейства, бродил по совершенно пустым залам, ещё вчера кишащим сотнями "кирпичей". Но ведь "кирпичи" большей частью работают на китайцев. Даже если они передают свой груз в магазин, зарегистрированный на русского, то не факт, что русский действительно является владельцем магазина. У Тани в Благовещенске секция одежды в престижном торговом центре ХУАФУ, но зарегистрировала она ее на своего русского шофёра Владимира. На мой вопрос, сколько Таня платит Владимиру за регистрацию секции на его имя, она не пожелала отвечать. Но Владимира хорошо знают мои родственники. По их сведениям, он из шофёра, нанятого Таней для перевозки товаров, превратился не только в фиктивного владельца секции одежды, но и в реального владельца японского джипа. Имя Владимира указано не только на визитках, но и на ярлыках-ценниках, как владельца фирмы, поставляющей одежду. Партия таких ярлыков для Тани изготавливалась на моих глазах. В маленькой комнатке три китаянки, сидя за компьютерами, набирали тексты рекламных буклетов, визиток, ярлыков и т.д. на китайском и русском языках. Для ярлыков-ценников, заказанных Таней, набирались (только на русском) фамилия, имя и отчество Владимира, как владельца фирмы, поставляющей одежду, а также цена и наименование страны, изготавливающей товары: Турции, Франции, Германии, ... и даже России. Через некоторое время из соседней комнаты уже вынесли кипу готовых ценников с разноцветными силуэтами продаваемых предметов одежды. Кое-кто из покупателей, возможно, будет возмущаться: "Китайцы обманывают, грабят, продают некачественные товары!..". Но не спешите с выводами. Вас не грабят, а выручают, продавая вполне качественные товары, не худшие, чем западноевропейские или американские, которые из-за дороговизны вы вряд ли сумели бы купить.
Вы думаете, что привозимые в Москву из США товары ширпотреба американские? Я тоже так думал, пока прошедшим летом не прокатился от Свободного до Москвы в одном купе с женщиной, уже много лет проживающей в Сан-Франциско. Американцы в США в основном носят китайскую одежду, и её же продают нам. Наши предприниматели закупают, к примеру, партию китайских джинсов по 5 долларов за штуку, а продают их, с переклеенными бирками, как американские, в Москве уже по 20 долларов. Америка наводнена китайскими товарами, так как американские фирмы не выдерживают конкуренции с китайскими, но остановить экспансию китайских товаров не могут, так как Китай — член Всемирной торговой организации (ВТО).
Прошло то время, когда китайцы поставляли продукцию, изготовленную кустарным способом, а их трудолюбием можно только восхищаться. Что за продукция, например, поступает в Приамурье через Таню? Материалы для пошива одежды Таня получает из Харбина, но перед этим сама едет туда, чтобы проверить заказанную партию на соответствие расцветки и качества. Шьют одежду в Хэйхэ на фабрике её знакомого Андрея (так этого китайца представили мне при знакомстве). За образцами одежды производства различных стран Таня в 2003 году ездила в Москву. Но образцы нужны лишь для того, чтобы изготовлять в Хэйхэ подобную одежду, не уступающую этим образцам по качеству. Достаточно журнала мод, чтобы запустить её в производство. Причем одежда эта будет не уступать по качеству западноевропейским изделиям, а то и превосходить их. Почему? Потому что ткацкие фабрики в Китае сегодня по своему техническому оснащению — лучшие в мире. Швейная фабрика у Андрея имеет всего полтора десятка рабочих, но оборудование — самое современное. По выкройкам из журналов мод, скопированным в компьютер, автоматы выкроят и надёжно сошьют любую одежду, не уступающую по качеству тем образцам, что Таня привезла из Москвы, но в отличие от них доступным нашим амурчанам.
Напротив дома Тани — большая школа. Ставка молодого учителя около 1000 юаней (4000 рублей). В наших школах с 1 января 2005 года ставка начинающего учителя — 1425 рублей, то есть чуть не в три раза меньше. Почему труд учителя ценится в Китае так высоко, знает каждый китаец. "Труд учителя обеспечивает будущее страны", — с пафосом заявляет Таня. Вы никогда не увидите в Китае курящего или пьющего пиво школьника. Телевидение воспитывает, а не развращает. В Китае родители даже на работу берут своих детей, приучая к труду. В выходные дни, каникулы и свободное от учёбы время дети различных возрастов помогают своим родителям, бабушкам и дедушкам на их рабочих местах в магазинах, столовых, конторах, фирмах... В небольшом магазинчике я даже сделал фотоснимок того, как его хозяйка заботливо кормила свою дочку, стоя прямо посреди магазина с палочками (заменяющими китайцам вилку) в одной руке и чашкой с едой в другой.
Несмотря на попытки ограничения рождаемости со стороны властей, за годы нашего вымирания (с 1990 года) население Китая увеличилось на 300 миллионов человек. Но что удивительно, недавно власти Китая отказались от курса на ограничение рождаемости, и каждая семья теперь под угрозой штрафа в 3000 юаней обязана иметь двух детей (вступающие в брак дают такое обязательство).
У нас население со страхом ждёт нового повышения тарифов на "услуги" ЖКХ. А вот в Китае — никаких повышений, притом китайцы оплачивают всего 20%. услуг ЖКХ (воду, электричество, отопление). Остальные 80% оплачивает государство. То есть содержание квартиры обходится в Китае в 5 раз дешевле.
Обедает все семейство Тани в столовой. Столовая чистая, просторная, с большим ассортиментом блюд, быстрым обслуживанием и очень низкими ценами. Обед на четверых обошёлся всего в 40 юаней (160 рублей). Я взял, те же 6 блюд, что и Таня, а смог съесть менее половины набранного, несмотря на то, что китайская кухня мне понравилась. Причём, пока я ковырялся вилкой, Танино семейство все подмело палочками. В Хабаровске моя знакомая, китаевед Аня, рассказывала о том, как она обедала в самолёте, летящем из Пекина в Шанхай: "Пока блюдо с едой от упаковки освобождала, смотрю, а стюардесса уже тележку тянет — подносы собирает, так как китайцы всё съесть успели". Может, действительно справедлива пословица "кто как ест, так и работает", ведь всем известно трудолюбие китайцев?
Почему перед праздниками все гостиницы Хэйхэ забиты состоятельными благовещенцами? Для них Хэйхэ, что дом родной. В бане не только попаришься, но и массажик сделают. Приодеться по дешёвке можно. В ресторанах — дешевизна! Я попал в самый дорогой ресторан города по приглашению друзей Тани. Шведский стол с обилием блюд и закусок и проведённый там вечер обошёлся в 1500 юаней на семерых. Оплачивали друзья Тани. Я поинтересовался, зачем им это нужно. Таня ответила: "То, что русский интересуется не тем, как заработать на китайцах, а самими китайцами — уже интересно".
Дешевле в Китае и транспорт. Билет в городском автобусе стоит 1 юань (4 рубля), но мы при поездках по городу использовали такси: получалось почти тоже (5 юаней на четверых). И такси ждать не нужно — ими Хэйхэ просто кишит. Поездом до Харбина — чуть меньше 14-ти часов. Столько же времени занимает поездка от Свободного до Хабаровска. Но плацкарт до Хабаровска вам обойдется в 400 рублей, а плацкарт до Харбина — в 46 юаней, то есть в два с лишним раза дешевле. Кроме того, китайские плацкартные вагоны, на мой взгляд, удобнее. Полки только на одной стороне купе (6 штук). Каждая полка с барьерчиком, чтобы пассажир случайно не вывалился. На другой стороне — откидные стульчики и столик. Не хочешь лежать — слазь по лесенке с верхней полки, перекуси за столиком или газетку почитай. Хочешь отдыхать — залазь обратно. Никто на ноги не сядет. В вагонах — чистота, проводники, как заводные, бегают, несуществующую пыль протирают.
Но плацкартой едут бедняки (студенты, низкооплачиваемые рабочие...). Учитель или врач плацкартой не поедут. Китайский учитель, по отношению к российскому учителю, обеспечен лучше не в три раза (как следует из зарплаты), а в 5-6 раз с учетом дешевизны проживания в этой стране. С каждым годом это соотношение становится больше, что даёт уверенность китайцам в их лучшем будущем.
Об отношении китайцев к прошлому приведу лишь один пример. В парке у набережной Амура — два памятника. На памятнике погибшим при освобождении от японцев китайцам надпись выполнена только иероглифами. На другом памятнике —надпись по-русски бронзовыми буквами: "Памятник погибшим героям Советской Красной армии". И ниже, тоже бронзовыми буквами: "Вечная слава героям, павшим в боях с японскими агрессорами за свободу и независимость социалистического Отечества и освобождение китайского народа. 9 августа — 3 сентября 1945 года". То есть китайцы помнят, что мы их освободили из японского рабства и благодарны нам за это.
Я свидетель того, как в городе-герое Керчи сборщики металлолома ободрали все бронзовые надписи с многочисленных памятников и памятных досок. Братские могилы, имевшие именной перечень погибших воинов, стали безымянными.
Китаянка Таня уже восьмой год снабжает жителей Амурской области китайскими товарами, в основном одеждой. Ей и сегодня приходится нелегко. Но было...
Её родной город — Харбин, и росла она в обеспеченной семье. Но в год окончания школы фабрика, директором которой был её отец, обанкротилась и закрылась. Потеряла работу и мать, работавшая в больнице при этой фабрике. Для семьи наступают тяжёлые времена. Пособие, выданное после закрытия фабрики, заканчивается, а её родители работу в Харбине найти не могут. Что делать? Им предлагают родственники переехать в Хэйхэ при условии, что они будут заботиться о немой и больной тетке Тани. Жилплощадь есть, и рядом российский Благовещенск, а значит, возможность заработать на продаже китайских товаров. И предприимчивая Таня решается на кошмарную жизнь, мотаясь между Хэйхэ и Благовещенском. Неподъёмные сумки, работа с рассвета до темноты в любые морозы, поборы российских чиновников и милиции. Можно, кажется, прийти в отчаяние от такой жизни, тем более 19-летней девушке. Но, выйдя замуж, она приучает к такой жизни мужа, затем брата мужа и своего брата. Затем пытается приучить к такой жизни своего ещё не старого (45-летнего) отца, но неудачно. Тот, не выдержав и трёх месяцев зимней торговли, отказался, мотивируя отказ слабым здоровьем. Сейчас он помогает матери Тани ухаживать за больной и немой тёткой в Хэйхэ. Родившуюся дочку Таня не доверила своим родителям, которые, по сути, бездельничают в Хэйхэ, просматривая подряд все телесериалы, что для работящих китайцев вообще-то не характерно. Таня называет родителей лентяями, но сделать с ними ничего не может. И Таня содержит и родителей, и больную тётку, и ребёнка. Дочку Таня перевозит в Благовещенск и нанимает ей русскую няню, затем устраивает в русский детский сад.
Мне нравится эта упрямая энергичная женщина. Как я с ней познакомился? Родственные связи: ведь моя жена тоже на четверть китаянка. После наших совместных скитаний по Хэйхэ я готов считать Таню родственницей. В рождественские морозы ветер продувал Хэйхэ насквозь, а Таня оказалась не такой уж морозоустойчивой: распух подмороженный нос, и к последнему дню моего пребывания в Хэйхэ она окончательно простыла. Я просил её не провожать меня до таможни (тем более, что провожать собрались родители), но отговорить не удалось. Такси высадило нас в сотне метров от таможни, у "международного" торгового комплекса: я хотел сделать несколько фотоснимков толпы "кирпичей", загружающихся китайскими товарами. Но когда посмотрел на дрожащую, простуженную с моей помощью Таню, у меня появилось одно желание — поскорее отправить её домой.
Скоро Таня и другие китайцы, торгующие в России, смогут вывести свою торговлю из тени, регистрировать на своё имя магазины и свободно провозить товары любым транспортом, причём с минимальными пошлинами. Приближают это золотое для них время наш президент и наши парламентарии, которые делают последние усилия, заталкивающие Россию во Всемирную торговую организацию. Вы думаете, что Китаю членство России в ВТО не выгодно? Ошибаетесь, ещё как выгодно! Китайцам открывается огромный рынок при значительно облегчённых условиях торговли. Китаянке Тане больше не понадобятся услуги "кирпичей": условия межгосударственной торговли для членов ВТО жёстко регламентированы и предусматривают свободное перемещение товаров через границу. Бери автомобиль, загружайся и вези их через Амур по мосту, который скоро построят. Пошлины минимальные, предусмотренные условиями вступления России в ВТО. Не нужно будет давать взятки российским чиновникам и полиции. И регистрировать на подставных лиц свою фирму Тане будет не нужно, так как плата за регистрацию иностранных фирм будет практически не отличаться от платы за регистрацию отечественных.
А что нам сулит вступление в ВТО? Владельцы естественных монополий, поставляющие за рубеж нефть, медь, никель, уран, титан и т.д. получат дополнительные прибыли за счёт снижения пошлин. Объём торговли с Китаем и другими странами — членами ВТО резко возрастёт. Но у нас прекратят своё существование последние предприятия, производящие товары потребления и промышленную технику, так как в их переоснащение десятилетиями ничего не вкладывалось. А в Китае за счёт удешевления российского сырья и увеличения доходов (за счёт расширения рынка) заработают новые предприятия и расширятся старые. У нас ещё больше станет безработных (потеряют работу даже "кирпичи"), а у китайцев — меньше.
Страна вступает в ВТО не готовой к конкуренции в торговле, потому что нашим временщикам сегодня всё равно, что будет с нашими детьми и внуками завтра, когда закончатся запасы российских сырьевых ресурсов.
В поезде Хабаровск — Нерюнгри я познакомился с бригадиром вахтовиков-нефтяников. Нефтяники ехали на побывку к своим семьям в г. Шимановск после 8-месячного отсутствия с Сахалина. Но уже через 10 лет, как сказал министр природных ресурсов Юрий Трунев, закончатся рентабельные запасы природных ресурсов России, в том числе и нефти, а также золота, титана, меди, урана...
В том же поезде моим попутчиком был бригадир монтажников с Покровского рудника (север Амурской области), где добывают золото и титан. Его бригада тоже работает вахтовым способом и, как и нефтяники с Шимановска, монтажники не видят месяцами свои семьи: больше полутысячи километров отделяют Благовещенск, где их дома и квартиры, от Покровского рудника.
До Покровского рудника бригада монтажников из Благовещенска работала на Дальнереченском руднике в Приморье, где добывают медь и вольфрам. С истощением природных ресурсов даже наши вахтовики — добытчики нефти, золота, титана, меди, вольфрама... потеряют работу. Начнётся бегство дальневосточников за рубеж и в европейскую часть страны, где есть конкурентоспособные предприятия. И вполне возможно, что бригада нефтяников из Шимановска скоро переквалифицируется в строителей, строящих подмосковные особняки для московских нуворишей. А монтажникам из Благовещенска даже переквалифицироваться не нужно — дешёвая рабочая сила монтажников-иностранцев (Москва для дальневосточников — другое государство) и на стройках Москвы нужна.
Напомню, что на территории Дальнего Востока всего лишь на треть уступающей территории Китая (6,2 миллиона кв. км. против 9,6 млн. кв. км) проживает ныне всего 6,5 миллионов дальневосточников (двухсотая часть населения Китая).
Возможно, в сотрудничестве с Китаем заключается наше спасение и возрождение как великой державы. Китай помнит о том, что благодаря именно нам они достигли нынешних высот в развитии науки, культуры, техники. Поэтому именно с китайцами, а не американцами или японцами нам нужно создавать совместные промышленные предприятия на Дальнем Востоке. Те уже превратили наш Сахалин в остров экологического бедствия, выкачивая нашу нефть. При этом, как оказалось, мы им ещё должны остались. Опустошая наши недра, они не хотят делиться с нами своими новейшими технологиями. Китай же своих достижений от нас не скрывает. Главный инженер Свободненского вагоноремонтного завода Николай Андреевич Чубенок, побывав на вагоноремонтном заводе в южнокитайском городе Ухани, сказал: "Если на Западе тщательно оберегают свои высокие технологии, то китайцы ничего не держат в секрете от нас, дают документы любые. Говорят: "Берите, ради Бога! Учитесь! Мы у вас учились, сейчас вы у нас учитесь".
Москва — Хэйхэ — Москва
1.0x