Авторский блог Николай Анисин 00:00 5 января 2005

ЕРЕМЕЕВ Не сдаётся русская община

| | | | |
Николай Анисин
ЕРЕМЕЕВ Не сдаётся русская община
Я еду на старинные русские земли. На земли славян-вятичей. Туда, где стоят злые для татаро-монгольской орды города — Козельск и Перемышль. Но еду я не к горожанам.
У Перемышля поворачиваю направо — к деревне Горки. Там центр крестьянской общины, которая отличилась в Великую Отечественную войну и устояла под пытками рыночных реформ.
Валит снег. Густой и мягкий. Теплая зима в Горках. А первый раз я приехал сюда летом — на Троицу. В день рождения общины — колхоза "Маяк".
Тогда вся огромная в зелени площадь близ правления колхоза была заполнена горскими крестьянами и их гостями. Била энергия сильных, прилично одетых людей. Гремела музыка. Шел волейбольный матч между сборными командами "Маяка" и вертолетного полка. Не жаждавших спортивного зрелища бесплатно угощали ухой, гречневой кашей и яичницей.
Теперь площадь пустовала. Машину свою я поставил рядом с заснеженным вездеходом председателя "Маяка" Валерия Еремеева. И поднялся на второй этаж здания колхозного правления.
Веками крестьяне на Руси почитали святого Еремея. Праздник в его честь обыкновенно совпадал с началом весенней пахоты на полях и назывался праздником Еремея-Запрягальника.
Валерий Еремеев запрягся в упряжку председателя колхоза "Маяк" в 1994 году и тянет лямку, и тянет. Успешно тянет. Даже, можно сказать, очень успешно.
Десять последних лет деревню в России душат завозом импортных харчей. На Западе крестьяне могут взять дешевые кредиты и получить солидные денежные дотации от государства. Российская же власть, открыв границы для завоза продуктов, обрекла наших крестьян конкурировать с иностранными не на равных условиях.
Процент за кредит у нас намного выше, чем в западных странах, а госдотации мизерные. Цены на энергоносители и технику скачут вверх — рынок в стране. А как при всем том производить отечественные продукты, не превышающие по стоимости продукты зарубежные? Рынок ельцинского пошиба стал чумой для российской деревни. Многие рентабельные прежде колхозы и совхозы разорились и распались. Многие — работают себе в убыток. А колхоз "Маяк" в Перемышльском районе не только выжил, но и наращивает производство и прибыль.
Крестьяне в деревне Горки учредили коллективное хозяйство на Троицу, и их "Маяку", наверное, покровительствуют Силы Небесные.
Сначала, в 1930 году, в "Маяке" было 30 семей. Через пару лет — в 10 раз больше. В Уставе колхоза провозглашалось:
Крестьяне-трудящиеся добровольно объединяются в артель, чтобы общими средствами производства и общими силами обеспечить победу над нуждой.
Нужду колхоз успешно побеждал. У него появилась техника — первые грузовики и тракторы. Увеличивались объемы производства и росло благосостояние колхозников. Но началась война. Мужики из Горок и окрестных деревень ушли на фронт, Красной Армии колхоз передал не только машины с тракторами, но и лошадей.
Немецких оккупантов выгнали из Перемышльского района в декабре 1941 года. А весной следующего года женщины и подростки колхоза "Маяк" вышли в поля. Пахали на себе и на коровах, которых не успели съесть немцы.
В Горках был создан фонд помощи Красной Армии. В этот фонд колхозники сдавали деньги, продукты с личных подворий — картофель, капусту, мясо и грибы с ягодами.
4 марта 1943 года крестьяне "Маяка" прочитали обращение к ним товарища Сталина. Вот текст телеграммы Верховного главнокомандующего:
"Секретарю Перемышльского райкома ВКП(б) Смирнову. Передайте колхозникам и колхозницам Перемышльского района, собравшим 1225 тысяч рублей на танковую колонну, мой братский привет и благодарность Красной Армии".
Довоенные объемы производства колхоз "Маяк" восстановил в 1948 году. Всё в нем было нормально. А спустя шесть лет начался его взлет.
Весной 1954 года Святой Дух, видимо, послал в председатели колхоза "Маяк" Ивана Григорьевича Кузнецова. Он не только сделал вверенное ему крестьянское хозяйство миллионером, но и расширил значительно его границы. То есть подобрал четыре убыточных колхоза. Влившись в "Маяк", они забыли о былых неурядицах.
Зарабатывая с колхозниками миллионы рублей, Кузнецов закупал новые автомобили, трактора, комбайны, электрифицировал фермы, строил благоустроенное жилье. В колхозе "Маяк" были созданы комплексные бригады с закрепленными за ними техникой и земельными угодьями. Каждая бригада получала на год производственное задание и финансирование под неё. Выдавала она плановый объем продукции с экономией средств — коллективный кошелек толстел, и все несли домой премиальные деньги.
Чего достиг колхоз "Маяк" до реформ Ельцина—Гайдара? Сегодня в Кремле нередко раздают ордена популярным болтунам. В хрущевско-брежневско-горбачевское время, при разных мерзопакостях в нём, награждали только за подвиги и труд. Так вот у колхозников "Маяка" целая коллекция высших правительственных наград Советского Союза.
У Кузнецова Ивана Григорьевича — ордена Ленина, Трудового Красного Знамени и Октябрьской Революции.
У Ковалева Михаила Михайловича — ордена Ленина и Трудового Красного Знамени.
У Селиверстова Василия Константиновича — орден Трудовой Славы.
У Бердникова Ивана Тихоновича — ордена Трудового Красного Знамени и Знак Почета.
У Алешиной Натальи Михайловны — орден Октябрьской Революции.
Тридцать крестьян "Маяка" удостоены советских орденов, медалей и почетных званий. Всему коллективу колхоза вручили Красное Знамя ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ.
До рыночных реформ колхоз был высокопроизводительным и рентабельным сельскохозяйственным предприятием. Но реформы грянули, и по вышеуказанным причинам "Маяк" должен был развалиться. И развалился бы, возможно, если бы Святой Дух не послал ему в председатели Валерия Ивановича Еремеева.
Еремеев — кандидат экономических наук. Он крепок умом и могуч телом. Имеет под два метра рост и центнер чистых мускулов. Еремеев — таран. Он пробился-таки со своим колхозом на рынок, заполоненный импортными продуктами. И колхозники, имея стабильную зарплату, не воспользовались дарованным им Ельциным правом разделить землю "Маяка" на индивидуальные паи. Они, как их отцы и деды в тридцатых годах, решили сообща побеждать нужду. И победили ее.
В минувшем году прибыль колхоза "Маяк" составила 8 миллионов 828 тысяч рублей. У "Маяка" есть все необходимое для того, чтобы и впредь прибавлять продукцию как в животноводстве, так и в растениеводстве.
Есть у колхоза и проблемы. Разные — от дефицита кредитов до пьянства отдельных работников. Но эти проблемы "Маяку" не страшны — он на многое способен, ибо в нем сохраняется дух соседской общины и рабочей артели.
Когда я прощался с Еремеевым, в деревне Горки все еще шел снег. А мне опять почему-то вспомнился летний день. День 70-летней годовщины колхоза "Маяк". Тогда на площади возле здания колхозного правления здорово было видеть море светлых лиц — лиц крестьян, которым здорово вместе работать и отдыхать.
В новом 2005 году колхозу "Маяк" исполнится 75 лет. Наверное, меня — брянского крестьянина на Троицу потянет к крестьянам калужским — в Перемышльский район в деревню Горки. К свету общины-артели колхоза "Маяк".
1.0x