Авторский блог Руслан Бычков 00:00 24 ноября 2004

АПОСТРОФ

Русская расовая теория до 1917 года. Выпуск 2. Сборник оригинальных работ русских классиков под ред. В.Б.Авдеева. — М.: "ФЭРИ-В", 2004. — 720с.

Выпуском в свет второго сборника классических работ по расологии русских дореволюционных авторов, составитель-редактор В.Б.Авдеев (исследователь, заметим в скобках, редкой и завидной продуктивности, один, выполняющий работу едва ли не целого научного института) продолжает и углубляет тему, столь успешно начатую первым выпуском "Русской расовой теории до 1917 года". Нам неоднократно доводилось уже хвалить Владимира Борисовича Авдеева за его расологические штудии. Намерены мы сделать это и на сей раз… Кроме того, хотелось бы ещё заострить внимание читающей публики на двух сопутствующих моментах.Пер

вый из них является как бы более "частным", носит характер восстановления некоей исторической справедливости. Со страниц обоих вышеназванных авдеевских сборников предстаёт совершенно неожиданный образ исторической, Имперской России, как страны, в коей "все многочисленные научные изыскания, проводившиеся в данной области (расология. — Р.Б.), были отнюдь не подвижничеством энтузиастов, но планомерной деятельностью государственных мужей, выполнявших социальный заказ правящих классов русской монархии, благословленный Русской Православной Церковью", так что "Россия была единственной державой в мире, где проблема изучения рас находилась одновременно в фокусе интересов научной элиты, имперской власти и христианского духовенства. Русский Император в союзе с церковными иерархами, правивший самой большой в мире многоплеменной империей, ясно отдавал себе отчёт в том, какие преимущества он будет иметь, если расовые качества подданных описаны и учтены в целях гармонизации и повышения эффективности высшей власти. Именно поэтому расовая наука в России той эпохи в прямом смысле этого слова шла в народ, а не была достоянием секты профессоров, скрывающих от общественности всю фатальность биологических различий между подразделениями человеческого рода"… "Это в целом была другая система ценностей, не доступная по глубине и всеохватности пониманию современного либерального мира, рисующего карикатурно-невежественные образы монархии и в силу своей одномерности неспособного видеть иные её измерения". Данный вывод В.Авдеева представляется нам замечательно верным, он к тому же блестяще подтверждается превосходной подборкой оригинальных текстов самих классиков отечественной расовой науки, один перечень которых сам по себе внушает почтение (такие имена, как А.П.Богданов, Д.Н.Анучин, И.А.Сикорский и многие другие, среди коих достоин быть особо отмечен А.Л.Ловецкий, автор первой отечественной научной монографии по расологии, изданной аж в 1838 году (отметим, что знакомство с работой последнего "Краткое руководство к познанию племён человеческого рода" лично для нас стало одним из наиприятнейших открытий по прочтении разбираемого сборника).

Второй момент, на который желалось бы обратить особое внимание, более "общий", он связан с тем немаловажным достоинством трудов Владимира Авдеева, что они целенаправленно разрушают стереотипы абстрактного спиритуализма, отвлечённой "духовности". Это ведь тоже "одномерность" — предаваться высокопарным мечтательным умствованиям о как бы "духовности", о "небесном", не замечая и пренебрегая "землёй" и "земным". Эдак можно ведь и споткнуться, и упасть и пребольно расшибиться… Дореволюционная Русская Православная Церковь отнюдь не случайно, как верно подметил В.Авдеев, благословляла научные изыскания в области расологии. Поскольку Православие озабочивается спасением всецелого человека, в целокупность коего включены как Кровь, так и Дух. Именно человек в его цельности и есть полноценный человек, полноценный духовно и расово, как член единого Тела Церковного, единой Церкви Божией, возглавляемой единым Христом и одушевляемой единым Духом Божиим. Кровь и Дух надобно мыслить как некое неразлучно-неслиянное двуединство, а не как греховную раздробленность на бездуховные "плоть и кровь" и на бесплотный и бескровный "дух". Так что даже с точки зрения проповедания неискажённого Православия труды "язычника" В.Авдеева представляют изрядную ценность. В верности сказанного можно убедиться на примере поистине "карикатурно-невежественном", примере забвения иными современными "православными" основ собственной Веры. Так, одна православная газета, имеющая репутацию издания весьма "консервативного", "фундаменталистского", даже слегка "фашистского", в одном из последних номеров поделилась с православным читателем следующим "откровением": "Русский народ родился… благодаря сплавившей его христианской культуре. Будь ты хоть марсианин (sic!!!), хоть китаец, но если в Христа Бога веруешь — всё, ты русский. Такой вот у нас открытый этногенез". Ну, про "крещёных китайцев" мы превесьма наслышаны разной брехни, но вот насчёт "крещёных марсиан" — до такого, признаться, никто ещё не додумывался. Цель жизни христианской — это не просто абстрактная "вера" во Христа, но — соединение со Христом, причастие Ему. Сие-то "причастие" онтологически невозможно для существа, не имеющего человеческой природы, для "марсианина". Ежели намерение записать в "русские" "крещёных марсиан" — это "православие", то, быть может, не следует вменять в вину Владимиру Авдееву его "язычество"? И ежели это "фашизм-фундаментализм", то не впору ли и нам, грешным, записываться в "антифашисты"?

Ну а ежели говорить серьёзно, то трезвение, в том числе и трезвенность мысли, является одной из основных христианских добродетелей. Данной добродетелью, что очевидно, вполне обладали отечественные учёные-расологи, аргументированно доказывавшие биологическую, культуротворческую и религиозную неравноценность разных рас. Данной добродетелью вполне обладает и популяризатор классического наследия русской расологии Владимир Авдеев. Не худо было бы и современным "потомкам православных" приобучиться началам сей добродетели, в чём изрядное подспорье может оказать представляемый нами сборник.

1.0x