Авторский блог Владимир Добреньков 00:00 17 ноября 2004

НАС УБИВАЮТ

| | | | |
Владимир Добреньков
НАС УБИВАЮТ
В конце декабря 2001 года Россию, казалось бы, приученную за последние годы к криминальному беспределу, потрясло известие об убийстве юных влюбленных, жениха и невесты — Марии Добреньковой и Александра Панакова. Они стали жертвой ублюдков, спланировавших их убийство с целью завладения автомобилем Александра. Отец Марии, декан социологического факультета МГУ Владимир Иванович Добреньков, обратился с открытым письмом к президенту России, в котором просил и требовал от имени пострадавших от рук бандитов, от лица всех россиян отменить мораторий на смертную казнь проявить политическую волю и положить конец криминальному террору против граждан России.
Недавно по инициативе Владимира Ивановича вышла книга "Нас убивают" — редкий документ времени: собрана статистика безжалостных преступлений, приведены письма, откровения людей, потерявших близких, опубликованы научные и публицистические работы специалистов, занимающихся этой проблемой, приведены тексты священных писаний разных религий, свидетельствующих об отношении к убийцам. Книга — набат, книга — орудие борьбы безутешного отца, не желающего, чтобы в дома других наших сограждан пришло горе, постигшее его семью.

Корреспондент. Владимир Иванович, вы являетесь автором идеи вышедшей недавно книги "Нас убивают". Книга редкая по содержанию, подбору авторов. Эта книга — и обвинение властям в бездействии, и призыв к тем же властям оградить людей от безвременных смертей. Что вас заставило взяться за работу над этой книгой?
Владимир Добреньков. Книга является плодом моей великой скорби и печали, моего неизбывного горя по невинно убиенным и безвременно ушедшим детям. Одновременно это плод очень глубоких, тяжелых раздумий о судьбе нашего народа и России, мыслей о том, что ждет Россию в ближайшее время. Конечно, я попытался выразить свое собственное настроение, свои мысли, но в этой книге не только моя позиция, но и крик отчаяния, боль души миллионов людей, которых коснулось такое горе. Один из лейтмотивов этой книги — выражение настроения многих наших сограждан, которые пребывают не только и не столько в состоянии отчаяния, сколько испытывают очень глубокую неудовлетворенность в связи с тем, что ныне на земле нет правды, нет справедливости. Вся книга пронизана мыслью о том, что со злом нужно активно бороться. Необходимо бороться во имя торжества справедливости. Должны быть справедливыми наши законы, должны быть справедливыми наши суды, мораторий на смертную казнь должен быть отменён. Только в обществе, основанном на справедливости, люди даже в трагических ситуациях будут испытывать хоть какое-то утешение.
Другой лейтмотив книги — обращение к широкой общественности нашей страны. Глубокая тревога охватывает любого гражданина ввиду того, что сейчас происходит в России. Безмолвие народа и бездействие властей порождают жгучее желание во весь голос сказать всю правду обо всем, что творится вокруг нас. Наша страна катится в бездну небытия из-за торжества абсолютного беззакония и абсолютной безнравственности! Право и нравственность являются двумя краеугольными камнями любого общества. Именно они обеспечивают стабильность и устойчивость любой социальной системы. Общество в ситуации беззакония и безнравственности не в состоянии решить ни одну из своих важнейших проблем. Конечно, в любом обществе есть преступность, нарушение правовых и моральных норм неизбежно. Но как социолог я хочу сказать, что есть пределы отклонений от этих норм, есть пределы девиаций, и если общество за них выходит, то оно ставит под вопрос свое выживание, идет к распаду. Я убеждён, что Россия подошла к этой черте. Страна находится как бы на острие бритвы: одной ногой наше общество уже в бездне, другой еще стоит на тверди, но осталось буквально мгновение до непоправимой трагедии. Россия может перестать существовать как государство, как субъект истории. Она может не просто распасться на кучу мелких государств, а прекратить существование. И для того, чтобы этого не произошло, надо действовать решительно.
Корр. Часто слышишь: каково общество, такова и армия, таково и телевидение, такова и школа... А кто же формирует общество? Почему 15 лет назад оно было одним, а сейчас — другое?
В.Д. Когда случилось со мной это горе, я воспринял его не просто как личное горе, хотя по сути своей это огромное, ни с чем не сравнимое и неизбывное личное горе. Я очень любил свою дочь, и мне очень трудно передать словами, что я почувствовал, когда узнал, что ее больше нет. Вот уже три года прошло, а боль нисколько не затихла. Но я тогда сразу понял, что мою дочь убили не просто отдельные бандиты. Она стала жертвой негативных процессов, которые были запущены в нашем обществе либеральными реформами. Мы пожинаем кровавые плоды либеральной революции, которая началась в 1990-е годы. И с моей точки зрения либералы, которые терзают все эти годы Россию, являются ее палачами в буквальном смысле слова. Кровь миллионов погибших наших сограждан на их руках!
В книге приведена обширная статистика, касающаяся того, что происходит в России с точки зрения криминального террора, осуществляемого по отношению к каждому законопослушному гражданину. По данным криминологов, в России ежегодно до 200 000 человек убивают тем или иным способом. Если еще и суммировать данные латентной преступности, людей, которые скончались не на месте преступления, а по дороге в больницу или на больничной койке, то получаются астрономические цифры. Вполне закономерно возникает вопрос: кто виноват в этом? Преступники? Безусловно, да. Но велика ответственность и ряда представителей власти. Некоторые из них были безответственны и равнодушны, они не хотят или не могут действовать. Безответственное отношение, равнодушие к происходящим преступлениям, к наступающему криминальному террору порождают новое зло, и это зло растет и множится. Палач — это не только тот, кто убивает, но и во многом также и тот, кто равнодушно смотрит на происходящее и тем самым потворствует злу.
Я хочу, чтобы люди знали о происходящем, чтобы не молчали, требовали от властей положить конец криминальной вакханалии. Хочу, чтобы люди поняли: если их горе не коснулось, то не значит, что не коснется и впредь. Эта книга является предостережением и тем рядовым гражданам, кто молчит, и властям, которые бездействуют и лишь занимаются политиканством и псевдодипломатией в угоду Западу, унижая при этом достоинство нашего народа. Запад ставит непременным условием вступления в Совет Европы отмену смертной казни. Этим ультиматумом унижают достоинство России. Если проанализировать, что даст вступление в Совет Европы, то непременно придешь к выводу, что нам и не надо вступать в него. Кто скажет вразумительно, что за эти годы работы в Совете Европы Россия добилась, кроме унижений? Из Европы поступает не только нужное и полезное для нас, но и многое из того, что для нас неприемлемо и даже вредно. В первую очередь речь идет о представлениях о гуманности, о милосердии. В Европе существует другая ситуация с преступностью, там нет такого криминального террора. Это определяет другое отношение к преступникам, другие методы борьбы с преступностью. Нельзя механически экстраполировать западноевропейский опыт на наши условия. Мы живем в другом обществе.
Проблема отмены или введения смертной казни, справедливого наказания, праведного суда — это не частная проблема, это крупная политическая проблема. Она как лакмусовая бумажка показывает, насколько общество способно решать и другие проблемы. Меня возмущает позиция правозащитников, которые слезливо и жалостливо говорят о защите прав преступников. О какой защите прав человека может идти речь, если не будет защищено священное право человека на жизнь? Это право, данное Богом и защищенное конституцией. Как мы можем строить эффективную экономику, решать вопросы социального обеспечения, повышать уровень жизни людей, если попрано само право на жизнь? За 15 лет либерального правления у нас погибло около 15 миллионов человек! Либеральная революция оказалась кровавой. И трагедия не только в том, что гибнут люди, но в том, что разрушается государство, общество разлагается, социальная ткань распадается. Я привожу данные о бомжах, бездомных детях, проститутках. Это дно общества, люди, оказавшиеся там, никогда не социализируются. Их около 16 миллионов. Правозащитники жалеют преступников, но равнодушны и безжалостны к их жертвам, к жертвам либеральных преобразований.
Любая социальная система имеет свои пределы прочности, устойчивости. Россия во многом живет теми запасами устойчивости, которые были заложены в советское время. И, конечно, сказывается характер русского человека, его терпение и жизнеспособность. Масштаб того социального зла, которое творится сейчас в России, в полной мере не осознается властями. Власти невольно подталкивают народ к бунту, волнениям. Растет недоверие к власти. Задам вопрос: можно ли доверять власти, которая не может защитить моих детей, меня, не может обеспечить безопасность моих детей, которая реально не гарантирует право на жизнь? Конечно, такой власти доверять нельзя. По многочисленным исследованиям, доверие к представителям властей — Совету Федерации, Госдуме, политическим партиям — колеблется в среднем от 7 до 9 процентов. Рейтинг президента при этом всегда был и остается достаточно высоким: в преддверии выборов социологи его фиксировали 72-75%. Но сейчас он ниже. Это говорит о том, что доверие народа к президенту связано в большей степени с надеждами на него. Но надежда не может существовать бесконечно, не будучи подтвержденной делами. Народ хочет реальных действий, причем решительных действий по защите его прав и основного права — права на жизнь.
В книге я изложил и позицию президента по вопросу смертной казни. Она общеизвестна. Я не согласен с этой позицией и никогда не соглашусь! Я считаю это большой политической ошибкой президента, и никакие аргументы, что мы подписали соглашения с Советом Европы, не могут оправдать нерешительности власти в борьбе с преступностью. Миллионы людей, у которых погибли дети, в семьях которых пролилась невинная кровь, никогда не согласятся с этой позицией и никогда не согласятся с властью, которая пытается уйти от решения этого вопроса. И если вы не беретесь решать эти вопросы, то берете на себя большую ответственность перед народом.
Люди сейчас на грани отчаяния: в кого верить, кому верить? А я, несмотря ни на что, не хочу впадать в крайнее отчаяние. Я верю, что Россия все-таки возродится, воспрянет. Ее тысячелетняя история показывает, что она преодолевала всегда и смуты, и войны, и революции, и большую кровь.
Корр. Что вам дает силы жить после такой трагедии? Миллионы людей в России разделили вашу скорбную участь. Где и в чем найти им утешение?
В.Д. Где черпать утешение? Когда случается такое горе, человек многое осмысливает. Я стал глубоко верующим человеком, верю, что есть наша земная юдоль, а есть небесная, есть небесный судия, он справедлив и неподкупен. Но я верю и надеюсь и на справедливое возмездие злодеям здесь, на земле. Мои противники по вопросу о наказании, так называемые правозащитники, утверждают, что я занял крайнюю позицию под воздействием эмоций. Да, на мою позицию повлияло мое горе. Но она очень рациональна и продиктована не только страдающим сердцем, но и многочисленными аргументами, историческими примерами. Я в книге привожу данные о том, как формировалось отношение к смертной казни на самых ранних стадиях развития человечества. Убийство всегда жестоко каралось, и великий грех смертоубийства всегда смывался кровью виновного. Институт кровной мести не случайно возник. Но позднее, чтобы прекратить бесконечную цепочку убийств, общество и государство взяло на себя эту функцию, и законами регулирует эти отношения с наименьшими потерями для общества. Я не согласен с утверждением, что государство убивает. Государство не убивает, а наказывает по закону и по суду. И оно имеет полное право это делать, в том числе вершить смертную казнь.
Корр. В вашей книге приводятся цитаты из священных писаний разных религий. Все они свидетельствуют о нетерпимом отношении к убийцам, которых не только можно, но и нужно жестоко карать: проливший кровь должен быть наказан и ответить своей смертью на смерть от его рук. Потому ссылки на религиозные аргументы "жизнь человека бесценна, Бог дает, он один и может забрать" в этой связи выглядят несостоятельно. Так что это: невежество говорящих, или мошенничество их?
В.Д. Думаю, что это мошенничество. Жизнь человека бесценна, никто не имеет права ее отнимать. Общество должно регулировать отношения людей с помощью правовых и моральных норм, люди должны знать, что можно делать, а что нельзя. Государство посредством законов регулирует отношения людей, и оно имеет право именно в силу бесценности человеческой жизни отвечать на убийство каждого своего члена применением смертной казни по отношению к убийце, показывая таким образом, что жизнь действительно бесценна, что суровое наказание ждет каждого, кто преступил священную заповедь "не убий". Те, кто говорит о бесценности жизни в случае, когда речь идет о наказании преступника, подразумевают фактически, что это жизнь убийцы бесценна. Но убийца, преступив основной закон, сам лишает себя всех прав, он сам вычеркивает себя из числа членов общества, ставит себя вне общества, вне рамок гуманного отношения. Когда Каин убил Авеля, Господь сказал "иди". Это значит, что убийца становится изгоем, на которого не распространяются нормы гуманности. Почему правозащитники игнорируют это и фактически проповедуют терпимость к убийцам и пытаются лить крокодиловы слезы по поводу преступников? Я неоднократно говорил, что правозащитники — это враги нашего народа. Они действуют вопреки национальным интересам России, это пятая колонна, агенты влияния США, они финансируются американцами. Все эти люди куплены на гранты и премии от всевозможных фондов, семьи их давно пристроены на Западе.
Корр. Понятно ли вам, что в таком случае в действительности стоит за мотивациями противников смертной казни в России, которых абсолютное меньшинство, но именно на их мнение ориентируются власти, провозглашающие себя демократическими? Кому выгодно, чтобы в России продолжался и наращивался криминальный геноцид в отношении граждан?
В.Д. Существуют силы, которые заинтересованы в том, чтобы наше общество было дестабилизировано. За международным терроризмом, угрожающим российскому обществу, безусловно, стоит Запад. Мне представляется, что и источник криминального террора тоже находится на Западе, потому что либеральная идеология, навязываемая Западом и призывающая фактически к прощению убийц, в действительности имеет своей целью создать дискомфортную психологическую обстановку, превратить народ в аморфную и безвольную массу. На наш народ нагоняется страх, его погружают в состояние опасения за жизнь родных, он деморализуется, становится пассивным, и такой народ не способен объединяться и сопротивляться злу, не может активно бороться со злом. Я усматриваю во всем этом заинтересованность тех внешних сил, которые стремятся в конечном счете разрушить Россию, установить свое господство в мире, что невозможно без разрушения России, расчленения ее на мелкие государства. Внутри страны они действуют через этих самых агентов влияния, называющих себя правозащитниками.
Корр. Немало говорено о том, влияют ли массовая культура, СМИ, навязываемые ими образы и стереотипы поведения на моральное состояние общества и повышение уровня агрессии. Ваше мнение по этому поводу.
В.Д. Что касается СМИ, то многие из них фактически работают над тем, чтобы разрушить моральные ценности, перейти границы дозволенного. В СМИ царят пропаганда секса, порнографии, насилия, корысти и культа легкой наживы. В итоге происходит деморализация нашей молодежи, что чрезвычайно опасно для общества. На молодежь обрушивается поток информации, преимущественно негативной, и это деформируют ее психику. СМИ занимаются обработкой общественного сознания, манипулированием. В СМИ, на мой взгляд, тоже немало агентов влияния США.
Тактику подчинения народов диктату США мы наблюдали уже в ряде стран — в Югославии и Ираке. В обоих случаях США сначала произвели обработку общественного сознания, а потом предприняли открытую вооруженную агрессию. Аналогичным образом правящие круги США пытаются оказывать давление на Белоруссию.
Человечество еще не осознает, с каким тоталитаризмом оно может столкнуться. Третья мировая война идет, она объявлена миру США, она ведется и открытым способом: с помощью агрессии против других стран, и непрямым — с помощью обработки сознания населения и путем внедрения агентов влияния. Раньше против нашей страны совершались акты прямой агрессии, но потом убедились, что это бесполезно. Куда проще подкупить политиков, внедриться в структуры власти и их руками изменить всю ситуацию в России. Этот сценарий неоднократно использовался, он действует и сейчас. Что стоит Америке проводить так называемые бархатные революции? Так США сменили руководство в Грузии, так они пытаются привести к власти своих людей в Белоруссии, Украине. Надо же об этом говорить более подробно и громко и объяснять все это людям. Стратегия США обречена на провал, поскольку свободолюбивые народы невозможно победить. США непременно потерпят поражение, они надорвутся, взяв на себя непосильное бремя господства над всем человечеством. За кровавыми актами террора и в нашей стране прямо или косвенно стоят империалистические круги США.
Запад, стремясь подчинить себе весь мир и подавить любое сопротивление, проводит политику двойных стандартов. Меня возмущает то, что, зная о двойных стандартах западных стран, наши власти молчат об этом. Не может быть Америка нашим стратегическим партнером или союзником. Единственные союзники России, как говорил российский император Александр III, это ее армия и флот. Надо поэтому укреплять армию и флот, заботиться о нравственном облике наших людей, о чистоте их душ, поэтому надо бороться с растлевающей деятельностью СМИ. Нужна цензура на СМИ. Боитесь слова "цензура"? Назовите общественным контролем. Сейчас самая главная проблема в сфере информации — это управление ею, контроль над нею, иначе общество может распасться. СМИ не должны проповедовать вседозволенность и исходить из либеральной идеологии индивидуализма. Это тупик для России. Я связываю надежду на выздоровление страны с тем, что Союз правых сил (СПС) не прошел в Думу. Это означает, что Россия отвергла либерализм как идеологию. Но по-прежнему либералы сидят в правительстве и управляют страной. Если быть последовательным, то надо убирать их оттуда, поскольку они пренебрежительно относятся к России и нашему народу и проводят враждебный нам курс.
Корр. Были ли вы услышаны властями после написания открытого письма президенту? Или только простыми гражданами, приславшими в ваш адрес множество сочувственных и доверительных писем?
В.Д. Мое письмо было криком души. После его опубликования был проведен Гражданский форум, на который собрались многие видные представители общественности России. Было написано письмо президенту, и все участники форума его поддержали. Власть промолчала. Молчит она и сейчас. Власти либо замалчивают проблему, либо забалтывают ее. Это два способа отстраниться от решения проблемы. Власть равнодушна, она бездействует и молчит, и это порождает недоверие к ней. У меня сохраняется надежда, которая, как известно, умирает последней. Не хочу впадать в отчаяние, хочется верить, что и во власти есть разумные люди.
Корр. Во что может вылиться мотивированное недовольство потерпевших, понимающих несправедливое положение, когда убийца уходит от возмездия?
В.Д. У многих потерпевших накапливается возмущение, когда они не видят никаких действенных шагов со стороны государства по реальной борьбе с преступностью. Само судопроизводство выступает как мука для потерпевших, которые сталкиваются с либеральным отношением к преступникам, с поведением адвокатов, которые оправдывают преступников. Невозможно передать чувства, которые испытываешь, пока идет суд. В нашем случае он продолжался полтора года — это была настоящая казнь для потерпевших. Кипит гнев по отношению к тем людям в государственных структурах, кто пассивен, кто не может или не хочет ничего сделать для обеспечения правового и социального порядка в стране, порядка, который обеспечил бы безопасность личности.
Я уже сказал, что уровень доверия к власти равен 7-9%. Потенциал недовольства накапливается, глухое недовольство нарастает. Народ безмолвствует, но это не значит, что он равнодушен, рано или поздно может произойти страшный социальный взрыв.
Россия в соответствии со своими национальными традициями нуждается в вождях. Мы авторитарная и патерналистская страна. Никогда у нас не будет западной демократии. И она нам не нужна. Либерализм не подходит нашей стране. Власть в России по природе должна быть авторитарна. Либералы манипулируют словами, за которыми пустота. Демократия — это реальное управление народа, а не управление от имени народа, что фактически предлагают либералы. Но если 92% народа выступают за смертную казнь — это очень серьезный фактор, который принуждает к внесению изменений в законодательство, и власть должна его учитывать. В ответ на эти данные либералы, на словах выступающие за интересы народа, фактически заявляют, что народ — это быдло, что он ничего не понимает, что он якобы еще не созрел. Они считают, что только они понимают, куда вести Россию и какой ей быть. Либералы опираются на вульгаризованные идеи Просвещения, предполагая, что по рационально заданному образцу можно построить общество. Не так-то просто это сделать, поскольку существуют еще народное сознание, народные традиции, народная психология, и если она не созрела, то ничего вы не построите. Либералы де-факто презирают наш народ и за глаза о нем отзываются очень пренебрежительно.
У нас сейчас очень часто стараются заболтать проблему, исказить позицию сторонников введения смертной казни. Говоря о ее необходимости, мы, конечно, имеем в виду то, что она должна быть исключительной мерой, применяемой в связи с особо тяжкими, доказанными преступлениями. Что заслуживают, например, организаторы и исполнители террористического акта в Беслане и других подобных злодеяний? Только смертной казни! Органы правосудия должны тщательно и внимательно работать, следя за тем, чтобы не страдали невиновные. Все разговоры о возможном наказании невинных являются попыткой заболтать проблему. В эпоху либеральных реформ Ельцина происходила всесторонняя деградация страны. И я убежден, что должен состояться суд истории над ним и его сообщниками.
Корр. Есть ли у молодежи понимание того, насколько опасным стало общество? Их реакция на это: подстроюсь, буду таким же агрессивным или будь что будет?
В.Д. Молодежь в России, как и повсюду в мире, разная. Студенческая молодежь более интеллектуально развита, более зрелая в политическом и духовном отношении. Но в целом среди молодежи доминируют аполитичность, равнодушие к общественным проблемам. Этому способствует то, что, к сожалению, молодежь у нас заброшена. Общественно-политическое воспитание патриотической ориентации ныне отсутствует, и это дает свои печальные плоды. За эти 15 лет СМИ сделали свое черное дело в смысле развращения молодежи, подменив былые общественно значимые идеалы и ориентиры на секс, деньги, развлечения, и на это ориентированы многие из молодежи. В какой-то мере их еще интересуют личные отношения: семья, друзья.
Корр. Не кажется ли вам, что государство со-ответственно в тех корыстных преступлениях, что захлестнули Россию? Ведь через СМИ, в том числе государственные каналы, оно навязывает людям стереотип поведения и идеалы: красивая жизнь, иномарки, казино, рестораны, но при этом не дает возможностей деньги на все это честно зарабатывать. И молодые люди, готовые потреблять, желая вести такой увлекательный образ жизни, добывают деньги, в том числе такими путями.
В.Д. Абсолютно с вами согласен. Либерально настроенные круги пытаются воспитать в людях потребительскую ориентацию, сформировать рыночного человека, нацеленного на максимальное потребление. Когда человек видит, что законных способов у него для этого нет, то он пытается приобщиться к "красивой" жизни путем преступлений — воровства, грабежа, убийств. Вообще, это является предметом для отдельного и серьезного разговора — ответственность СМИ за состояние общества и воспитание молодежи. Журналисты могут многое сделать: от того, как вы освещаете событие, на что обращаете внимание, делаете акценты, многое зависит. Это надо осознать представителям СМИ и почувствовать свою ответственность за состояние общества. Я — ученый, преподаватель. Мое влияние на общество ограничивается кругом студентов и коллег, читающих мои книги и статьи. У журналистов круг влияния гораздо шире.
Очень важно, чтобы мои мысли появлялись на страницах печати в правдивом и неискаженном виде, чтобы моя позиция нашла отклик в душах людей. Я стремился издать эту книгу как память о моих детях. Это было для меня как бы призывом свыше. Я не хочу, чтобы трагическая смерть моих детей осталась бессмысленой, я хочу, чтобы их жертвенная кровь пробудила сознание людей, чтобы люди, узнав об убийстве едва вступивших в жизнь детей моих, увидели, как жестока современная действительность, и если мы ничего не предпримем все вместе, то прольется еще большая кровь. Нужно остановить эти реки крови, льющиеся ныне по России. Я благодарен, что вы, прочитав книгу, нашли меня и встретились для разговора.
Общественное сознание созревает медленно, но оно все же созревает, и я хочу внести лепту в этот процесс. Я абсолютно уверен в том, что смертная казнь будет восстановлена в нашей стране. Смертная казнь на данном историческом отрезке необходима в России. Если власть сейчас не сделает этого, то прольется большая кровь.
Корр. В качестве примера можно привести убийство швейцарского диспетчера, чьи действия стали причиной гибели пассажиров самолета. Видя бездействие властей, вопиющую несправедливость, когда диспетчер даже от работы не был отстранен, безутешный муж и отец вершит над ним свой суд. Но если бы виновный был посажен, то свой суд над ним потерпевший бы не совершил. А так бездействие властей привело еще к одной трагедии.
В.Д. Совершенно верно. У потерпевших есть реакция на инстинктивном уровне. Люди получают определенное удовлетворение, когда видят, что власть действует, проявляет решительность и адекватно наказывает за злодеяние. В Беслане убили детей! А после такой трагедии создали какую-то комиссию, что-то расследуют. Кого наказали? С моей точки зрения, после случившегося ряд людей, облеченных властью и не обеспечивших безопасность, должны бы были уйти со своих постов.
Во все времена важной проблемой общества был праведный суд. И авторитет царя был тогда велик, когда он вершил этот праведный суд, и народ поддерживает таких правителей. И в Библии немало говорится о праведном суде. Авторитет любого руководителя зависит от того, насколько он решителен в действиях и справедлив.
Корр. Ваша книга, как в ней сказано, адресована людям, неравнодушным к судьбе России. А на какую реакцию этих неравнодушных людей вы рассчитываете?
В.Д. Люди должны осознать происходящее и понять, что если это горе обошло их, придя в миллионы других домов, то это может произойти в любой момент, если они будут бездействовать. Они должны осознать свою ответственность за жизнь близких, за жизнь детей. В результате бездействия и нерешительности властей льется кровь. Люди вправе потребовать у властей активных действий, так как они избирали эту власть. Необходимо покончить с равнодушием. Неравнодушный человек скажет правду, найдет мужество возразить власть имущим, если столкнется с неправдой. Мы должны растить детей, которые не будут послушными винтиками, поддакивающими людьми, они должны не только видеть неправду, но и уметь возражать несправедливости. Это должны быть люди смелые, мужественные, умеющие говорить правду. Пример самоотверженности в желании донести людям правду дал Христос. Он нес людям правду и свет и пострадал за это.
Пророки тоже несли людям правду, многих из них общество распинало, только позже понимая смысл их деяний. Правда часто требует жертвенности, сопряжена с духовным подвигом. Вообще говорить правду — это подвиг. Для борцов за правду и справедливость лучше умереть стоя, умереть честным и правдивым человеком, чем жить на коленях, жить приспособленцем и конформистом.
Беседу вела Екатерина ГЛУШИК
1.0x