В последнее время во всем мире много говорят об "исламском терроризме" и о причинах, побуждающих людей вступать в экстремистские организации и идти "по смертельной тропе терроризма". Очень часто указывают на социально-экономические обстоятельства: якобы теракты, осуществляемые в самых разных уголках нашей планеты, являются ответом нищего и отсталого Юга или Востока на притеснение более "продвинутого" и богатого Севера или Запада. По мнению ряда "высоколобых" и псевдоученых деятелей, в том числе и в России, достаточно лишь покончить с нищетой, безработицей и неграмотностью, и терроризм как рукой снимет!
Однако даже поверхностное знакомство с реалиями самых громких международных терактов, на взгляд, по крайней мере, автора этих строк, недавняя волна терактов в России — совсем другая "песня", никак не связанная с ними, наглядно опровергает подобные спекуляции. Так, из 19 участников событий 11 сентября — 15 были саудовскими гражданами, происходившими из весьма зажиточных семей, а еще один — египтянин Мохаммед Атта — принадлежал к привилегированной прослойке своей страны и получил отличное образование. Более того, можно уверенно сказать, что ни один из "великолепной 19-ки", как зовут их члены организации "Аль-Мухаджирун", никогда не знал бедности. При чем же здесь нищета и безграмотность? Как бы отвечая на этот вопрос, один из авторов саудовской газеты "Аль-Ватан" справедливо замечает: "Связывать экстремизм, терроризм и преступность с бедностью и безработицей абсолютно неверно... Если бы бедность приводила к терроризму, мы бы не услышали ни об одном саудовце в этом деле (9.11), а обвиняемыми по нему были бы жители Сомали, Бурунди, Чада, Бангладеша и других стран, находящихся ниже уровня бедности".
Что же толкает саудовцев и выходцев из других совсем не бедных исламских стран к экстремизму и терроризму? Очевидно, что ответ на этот вопрос следует, прежде всего, искать во вполне определенной интерпретации ислама, навязываемой горсткой фанатиков, обладающих огромными финансовыми средствами, и умело использующих наивное мышление некоторых молодых людей. Именно в искаженном, однобоком восприятии ислама, как представляется, и заключена главная причина того явления, которое называют сегодня "исламским терроризмом".
Как верно подмечает известный российский арабист и исламовед А. Игнатенко, "некие религиозные авторитеты", убежденные в своей непогрешимости, стремятся "распространить по миру собственные обычаи, традиции, истолкования мировоззренческих и нормативных положений ислама". Один из таких самозванных авторитетов Абдул Малик, например, утверждает: "Согласно шариату, слово "джихад" означает приложение максимальных усилий для ведения войны с неверными ради Аллаха, как напрямую (путем сражения с ними на поле битвы), так и косвенно (путем финансовой помощи воюющим, изданием фетв или обращением новых людей в свою веру)... Участие в джихаде — фард (основная обязанность) для каждого мусульманина... Сегодня весь мир стонет под пятой безраздельной тирании капитализма и гегемонии США. Власть ислама и распространение его через даава (призыв к принятию ислама) и джихад — вот единственная надежда человечества".
В то же время большинство улемов (исламских ученых) совсем иначе объясняют понятие "джихад". Они напоминают нам, что еще пророк Мухаммед сказал: "главный джихад — это борьба человека с его собственными дурными наклонностями"...
Можно, вероятно, долго и упорно спорить, как нужно понимать исламский термин "джихад". У каждой стороны наверняка найдутся свои убедительные доводы и свои неопровержимые ссылки на Коран и Сунну. У нас же нет ни малейшего намерения, ни соответствующих познаний, чтобы встревать в этот богословский спор. Проблема интерпретации ислама и, в частности, понятия "джихад" была затронута лишь потому, что, на наш взгляд, она имеет самое непосредственное отношение к событиям, связываемым с "международным терроризмом". Значительно большее, чем, скажем, "нужда, безработица и недостаток образования" и т. п.. (Ведь далеко не случайно глава спутникового телеканала "Аль-Арабия", известный журналист Абдул-Рахман Аль-Рашид счел нужным подчеркнуть: "Все террористы — мусульмане". — В. П.).
Как бы там ни было, лично для меня несомненно, что вульгарный экономизм никак не объясняет самоубийственные террористические акты, при которых гибнет исполнитель — о чем он знает заранее. Для того, чтобы жертвовать своей жизнью, необходимо руководствоваться высокой и благородной целью, какова была, например, в Великую Отечественную войну у советских героев — Александра Матросова и Николая Гастелло, или же твердо верить обещанию Корана: "жизнь здешняя — игра и забава, ничто по сравнению с жизнью будущей".