Авторский блог Данияр Наурызбаев 00:00 3 ноября 2004

ВЕНЕЦ МАНКУРТА

| | | | |
Данияр Наурызбаев
ВЕНЕЦ МАНКУРТА
Общая ситуация в Казахстане оказывает определенное влияние и на положение дел в прилегающих государствах. В их числе и Россия. Помимо казахстанско-российской границы протяженностью около семи тысяч километров, ежегодного товарооборота, исчисляемого миллиардами долларов, стратегического партнерства в военно-космической сфере и других широко известных фактов, существует еще один аспект наших взаимоотношений, имеющий международное значение. Речь идет о том, чтобы кардинально увеличить объем грузоперевозок по грандиозной Транссибирской магистрали за счет привлечения значительной доли грузопотока между Европой и Азиатско-тихоокеанским регионом.
Участок Транссиба, пролегающий по территории Северо-Казахстанской области, хоть и невелик, но потенциально он может стать слабым звеном в цепи геополитических ходов, предопределяющих развитие транспортной инфраструктуры Евразии на десятилетия вперед. Добавьте сюда монопольную роль Казахстана в качестве транзитной зоны для торговли между Россией и среднеазиатскими республиками. Поэтому следует более подробно осветить данную проблему.
МОСТ ДРУЖБЫ ИЛИ ПРОХОДНОЙ ДВОР?
28 сентября текущего года был дан старт сооружению нефтепровода Атасу (Казахстан) — Алашанькоу (КНР), которое планируется завершить к концу 2005 года. Стоимость данного проекта составляет 700 млн. долларов США, а пропускная способность — до 20 млн. тонн нефти ежегодно. Таковы основные показатели этого, на первый взгляд, созидательного начинания, порождающего тревожные ожидания не только у нас. В 1994 году эксперт в области энергетики Ферейдун Фешараки из гавайского центра "Восток-Запад" предупреждал о возможности появления оси "вооружения в обмен на нефть", состоящую из конфуцианского Китая и мусульманских стран: Иран, Ирак, Саудовская Аравия, Казахстан и Азербайджан. Ферейдун Фешараки также заметил, что подобное объединение не будет более прислушиваться к указаниям из Лондона, Парижа или Вашингтона.
Представьте себе следующую картину. Малолюдные степи Центрального Казахстана. Кладовая земли нашей и глубокий тыл в случае внешней угрозы. На торжественной церемонии начала строительства вышеупомянутого нефтепровода министр энергетики и минеральных ресурсов РК Владимир Школьник, являющийся большим патриотом Казахстана ближневосточного происхождения, облеплен со всех сторон чужестранцами с Дальнего Востока. Китайцы находятся в приподнятом настроении, по-хозяйски дают какие-то указания, а родимый Владимир Сергеевич выглядит несколько подавленным и задвинутым на второй план. А ведь еще совсем недавно подданные Срединного Государства торговали на рынках грошовым ширпотребом, и любой участковый мог вытрясти из них душу.
Данное событие наглядно показывает истинную сущность якобы многовекторной внешней политики казахстанского руководства, которая по степени коммерческого радикализма превосходит даже печально известный кабинет Егора Гайдара. Памятный назарбаевский тезис начала девяностых "без правых и левых", провозглашавший в качестве приоритетов государственного строительства толерантность и прагматизм, привел к тому, что наша черная металлургия отдана индусам с лондонской пропиской, топливно-энергетическим комплексом рулят атлантисты и маоисты, сыны страны Сиона и Страны Утренней Свежести взяли цветную металлургию и т.д.
Отсутствие идеологического стержня в деятельности казахского правительства превратило его в "клуб по интересам". Конечно, заслуга Нурсултана Назарбаева в поддержании межнационального согласия в Казахстане велика, но это лишь питательная почва для роста благосостояния страны. Плоды же многотрудной работы по достижению консенсуса в нашем обществе достаются в основном иностранным дельцам. Трудно ожидать от здешнего режима деятельного участия в осуществлении крупномасштабных проектов евразийского звучания. В их числе и долгосрочные планы по усилению значимости Транссиба и Турксиба в международной торговле.
После развала Советского Союза морские порты в Прибалтике и Украине были фактически потеряны для России. Несмотря на самую протяженную береговую линию в мире, правопреемница СССР не имеет полноценных выходов на мировой океан, пригодных для ведения внешнеторговой деятельности. Поэтому назрела необходимость в максимальном использовании возможностей других видов транспорта, среди которых пальма первенства принадлежит железной дороге. Поэтому Россия постепенно укрепляет значение Транссиба как транзитной зоны для оживленной торговли между Востоком и Западом. К примеру, за восемь месяцев 2004 года объем перевозок грузов в крупнотоннажных контейнерах международного сообщения по Транссибу возрос на 33%.
Однако не только меркантильные интересы стоят за этим сотрудничеством. Откровенные претензии США на мировое господство вызывают сильное беспокойство даже у союзников Дяди Сэма по НАТО. В сфере евроазиатских телекоммуникаций особняком стоит волоконно-оптическая линия связи Франкфурт-на-Майне — Шанхай, практически неуязвимая для глобальной системы перехвата "Эшелон", где верховодит Агентство по национальной безопасности США. Плохо скрываемое раздражение Вашингтона вызывает программа по созданию европейской спутниковой сети глобального позиционирования "Галилео", одним из участников которой является КНР. Данная спутниковая сеть двойного назначения составит достойную конкуренцию американской системе GPS. Но в подобных больших проектах всегда найдутся миноритарные акционеры вроде эгоцентричных представителей казахской элиты, готовые за соответствующую плату подработать в качестве "крота".
АТОМНОЕ ОРУЖИЕ В ОБМЕН НА БИЖУТЕРИЮ
Во-первых, за годы суверенитета так и не был институализирован государственный строй, ориентированный на демократические ценности западного образца: местное самоуправление, независимость правоохранительных органов от исполнительной власти, свобода слова и т.д. Во-вторых, сырьевая направленность экономики Казахстана не была преодолена, а, напротив, усугублена. Более того, наше положение осложнилось из-за хищнически проведенного разгосударствления целых отраслей промышленности и сельского хозяйства, а также недопустимо высокого присутствия иностранного капитала на внутреннем рынке Республики. В третьих, отсутствие цельной и долгосрочной национальной идеологии, объединяющей в созидательном порыве практически все слои населения, стало причиной ощутимых пробелов в духовной жизни нашего общества. Поэтому бал правит низкопробная продукция массовой культуры, пропагандирующая индивидуализм как образ жизни и мещанство как систему базовых ценностей. Впрочем, от проповедников "религии потребления" не отстают иные ловцы душ человеческих. Воистину прав был выдающийся английский историк Эдвард Гиббон, утверждавший в своем классическом труде "Падение Римской империи", что разные культы, превалировавшие в древнем Риме, расценивались простым народом как одинаково правильные, философами как одинаково ложные и магистратом как одинаково полезные.
Так что высокопоставленные чиновники из Астаны не изобрели велосипед, и правильно сделали! Нечего обездоленному рабочему классу ходить на вредоносные митинги оппозиционеров: пусть пролетариат слушает проникнутые духом аскетизма проповеди священнослужителей с деловой жилкой. Впрочем, огульная критика духовенства тоже предосудительна. И в этой среде есть немало думающих людей. Например, склонные к мистицизму верующие узрели в топониме "Астана" слегка транспонированное имя Дьявола — "Сатана". Поэтому иерархи Русской Православной Церкви, вняв многочисленным просьбам паствы, постановили использовать в официальных документах РПЦ прилагательное "астанайский", а не "астанинский", напоминающее нечестивое словечко "сатанинский".
В самом деле, какие демонические силы вселились в степных царьков, ведущих пораженческую внешнюю политику? Уподобившись наивным индейским вождям, польстившимся на разноцветные побрякушки бледнолицых пришельцев, они в угаре пацифизма отказались от общего ядерного щита, служившего надежной защитой от посягательств иностранных пиратов. Взамен нерадивые потомки бесстрашных батыров получили возможность омыть свои ноги в Атлантическом океане, где-то в районе Канарских островов. Они с блеском провернули бартерную сделку века: променяли стратегические бомбардировщики, заставлявшие трепетать Поднебесную империю, на прогулочные вертолеты. В качестве же утешительного приза сорок второй президент США Билл Клинтон снисходительно обозвал Казахстан "якорем стабильности в Центральной Азии". Что ж, наши стратеги орлиным глазом охватили развитие событий вплоть до 2030 года, а вот то, что вблизи наших границ появились четыре новых участника "ядерного клуба" (Израиль, Индия, Иран и Пакистан), загадочным образом ускользнуло от их всевидящего ока.
АМНЕЗИЯ КАК НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ
В сентябре 1975 года известный писатель и фронтовой репортер Константин Симонов, выступая в поддержку культурологического исследования "Аз и Я" одаренного поэта и самобытного лингвиста Олжаса Сулейменова, призывал относиться к "истории своего народа, такой, какая она есть, и со сладким, и с горьким…". Но еще совсем недавно либералы-пустоцветы, брезгливо морщась, приравнивали Великую Октябрьскую Социалистическую Революцию к заурядному перевороту в банановой республике. Каким же надо обладать скудоумием, чтобы до такой степени игнорировать величайшее событие в мировой истории, озарившее впоследствии лучом надежды униженных и оскорбленных по всей планете: от Польши до Анголы, от Кубы до Вьетнама.
Схожая атмосфера наблюдается сейчас и в высших эшелонах власти Казахстана. Бьющие себя в грудь ура-патриоты из числа номенклатуры старательно умалчивают о том, что именно вождь мирового пролетариата Владимир Ильич Ленин уберег казахов от царско-казачьего геноцида, начавшегося было в 1916 году, и даровал статус автономии бесправным доселе степнякам, а при отце народов Иосифе Виссарионовиче Сталине казахи обрели государственность в 1936 году. Лоснящиеся от переедания хлеботорговцы уже не состоянии пошевелить своими немногочисленными извилинами, чтобы вспомнить: никто иной, как генерал-лейтенант Леонид Ильич Брежнев в середине пятидесятых годов прошлого века непосредственно руководил освоением целинных и залежных земель Казахстана, приносящих сейчас весомую экспортную выручку. Повсеместно проводилась и проводится разнузданная кампания по сносу памятников героям советской эпохи, переименованию улиц и городов, названных в честь этих ангелов-хранителей степного края.
Зато, как говорят сведущие люди, любой желающий может увековечить своих родных и близких, внеся соответствующую плату оборотистым чиновникам из государственных органов, ведающих вопросами ономастики. Стоит ли удивляться тому, что улицы, переулки и площади наших населенных пунктов в массовом порядке получают имена разного рода графоманов, карьеристов от науки и прочих дутых авторитетов?
Некоторые гуманитарии также горят желанием примерить на себя Венец Манкурта. Зараженные вирусом пантюркизма филологи, с треском провалившие миссию по распространению казахского языка, должны отработать люля-кебабы, ширпотреб и ордена, полученные от Анкары. По примеру своих коллег из Азербайджана, Туркменистана и Узбекистана, они стремятся заковать родной язык в вериги латиницы. Как будто и не было лучших произведений Абдижамила Нурпеисова, Оралхана Бокеева, Абиша Кекильбаева и т.д., написанных кириллицей. Словно не с помощью кириллицы слагал стихи Мукагали Макатаев.
Настоящей попыткой возвращения к своим истокам было бы создание нового казахского письма на базе модифицированных орхоно-енисейских знаков. Однако древние письмена не принесут ощутимых дивидендов лингвистическим авантюристам. Поэтому они и бездействуют в данном отношении, словно саботажники. Потерпев фиаско в жестких условиях рыночной экономики, эти обездоленные лингвисты хотят навязать нам мартышкин труд по откочевке казахского языка с благодатных угодий кириллицы в дебри латиницы, чтобы обнулить десятилетия кропотливой работы по приобщению казахов к сокровищам мировой цивилизации но зато улучшить свое собственное материальное положение.
Не будем говорить о Сталине. Генеральный секретарь ЦК КПСС Андропов вел разноплановую политическую деятельность. Сегодня о нём пишут многое и по-разному, но вот — ряд фактов. Его выступление перед коллективом Московского станкостроительного завода положило начало борьбе за повышение дисциплины в Стране Советов. На международной арене, например, он грозил применить силу против Японии, если та начнет разработку оружия массового уничтожения. А в быту единственным богатством квартиры Андропова была обширная библиотека. Его дети трудились обычными научными работниками. Возникает вопрос: если глава ядерной сверхдержавы, вершивший судьбы мира в начале восьмидесятых годов XX века, вел непритязательный образ жизни, то, по какому праву местные столоначальники, еще вчера пасшие баранов и собиравшие кизяк, купаются в роскоши? Зачем ехать послом на родину Моцарта, когда можно снискать себе всенародное признание, развивая сеть медицинских учреждений в отдаленных районах Кызылординской области? К чему снаряжать детей в рекламный и строительный бизнес, когда необходимо личным примером поднимать престиж таких профессий, как учитель и библиотекарь?
1.0x