Авторский блог Александр Маслов 00:00 3 ноября 2004

"МНОГОВИКТОРНАЯ" СТРАТЕГИЯ КИЕВА Второго тура президентских выборов может не быть

| | | | |
Александр Маслов
"МНОГОВИКТОРНАЯ" СТРАТЕГИЯ КИЕВА Второго тура президентских выборов может не быть Парад, посвященный 60-летию освобождения Украины от немецко-фашистских захватчиков. Киев, октябрь 2004 года. Фото AP.
УСТАЛЫЕ, НО ДОВОЛЬНЫЕ, ОНИ ВОЗВРАЩАЛИСЬ ДОМОЙ
Вечером 1 ноября члены Центральной избирательной комиссии Украины могли расходиться отдыхать с чувством выполненного долга — осталось непроверенными около 6% бюллетеней в регионах, где преимущество заранее отдавалось Виктору Ющенко. Поскольку обнародованная еще в три часа дня информация отдавала микроскопическое преимущество Виктору Януковичу — 40,12% против 39,15%, можно предположить, что итоговые цифры двух основных кандидатов окажутся примерно равными и в районе 40% голосов. Может быть, даже лидер блока "Наша Украина" и экс-премьер обойдет премьера нынешнего на какую-нибудь ноздрю.
Ведь не случайно в те же три часа дня в штабе оппозиции начали праздновать победу, а в штабе Януковича заговорили о массовых фальсификациях итогов голосования. Но главным было вовсе не это. Главное было в другом — обе враждующие стороны каким-то чудесным образом нашли условия, на которых можно разойтись миром, сохранив лицо. К пяти часам в штабы оппозиции, разбросанные по всему Киеву, поступил сигнал, что ночной митинг протеста возле ЦИКа не состоится. Победители начали праздновать каждый свою победу и готовиться ко второму туру 21 ноября.
Разумеется, подобного результата ждали: постановщики предвыборного спектакля подготовили его кульминацию (пока не развязку) на славу. Было всё: и стотысячные манифестации "оппозиционеров" в центре Киева, и нестандартные ходы "политтехнологов", и загадочное отравление Ющенко, спрятанного перед самыми выборами в Швейцарию, и закидывание яйцами Януковича, и визит на празднование 60-летия освобождения Украины в качестве "свадебного генерала" российского президента, и ответное выступление "наследника Кучмы" в Колонном зале московского Дома Союзов — да чего только не было!
Главное — была фундаментальная и даже глобальная интрига: пророссийский Янукович против прозападного Ющенко. При этом как-то никому в голову не приходило задаться сакраментальным вопросом: "Враги, давно ль вы ими стали?!" Причем даже не применительно к фигурам самих главных героев, а к той свите, которая всё это время успешно и эффективно "играла королей". В этой связи достаточно сказать, что глава избирательного штаба Ющенко вице-спикер Верховной Рады Александр Зинченко долгое время был шефом телеканала "Интер" и деловым партнером главы избирательного штаба Януковича и главы администрации президента Украины Виктора Медведчука. Конечно, и экс-премьер Павел Лазаренко, говорят, был в свое время персональным шофером Леонида Кучмы, а "первая газовая леди" Украины и один из лидеров нашей оппозиции Юлия Тимошенко подвизалась у Лазаренко в качестве личной секретарши. Но, как говорит древняя феодальная мудрость, "секретарша моего шофера — не моя секретарша", да и то, что было, давно быльем поросло. Времена меняются, и мы меняемся с ними.
Сегодня главная проблема президентских выборов заключалась вовсе не в том, кто из двух кандидатов займет Мариинский дворец на Банковой улице. Проблема заключалась в сохранении управляемости украинского государства как некоего целого.
ДОМ С ХИМЕРАМИ
Кстати, вскоре, после реконструкции, новой официальной резиденцией главы Украины должен стать известный "Дом с химерами" на той же Банковой улице. И это обстоятельство как нельзя лучше характеризует современное состояние нашей страны. Вся Украина сегодня — это один большой "дом с химерами". Ставшие банальными рассуждения о расколе ее на "пророссийский" Восток и "антимоскальский" Запад, конечно, имеют нечто общее с действительностью, но это "нечто" не столь велико, как может казаться со стороны. Не будем касаться более-менее известного "русинского" феномена — достаточно посмотреть на предварительные итоги выборов 31 октября, чтобы увидеть: есть "западные" регионы, где голосовали за Януковича, и есть "восточные", где преимущество получил Ющенко. Современная Украина не "расколота" надвое — она представляет собой сложное мозаичное образование, в котором многие предпочли бы ездить в Россию без загранпаспортов, а многие — в ЕС без визы. Кстати, "химерами" в биологии называются организмы, "склеенные" из органов и тканей, принадлежащих разным видам животных и растений. Так что химерическая Украина обладает сегодня химерической идеологией, химерической экономикой и не менее химерической политикой.
В 1999 году, когда главными кандидатами на президентство были Леонид Кучма и лидер коммунистов Украины Петр Симоненко, последний набрал в первом туре 22,3% голосов, а во втором — 37,8%. Вчера его результат оказался на уровне 5,02% — чуть ниже, чем у лидера социалистов Александра Мороза (5,77%). Сам Петр Симоненко заявил буквально следующее: "У нас забрали много голосов по всему югу Украины, в целом по стране у нас забрали минимум 15% голосов избирателей — украли бессовестнейшим образом… В Луганске мы имели до 40%, а теперь остались 5-6%, в Крыму имели 36%, теперь — 6%, в Донецке — 30%, теперь 3%, в Запорожье 31% — теперь 8% и так далее…" Да, не исключено, но, во-первых, кто бы посмел таким бессовестным образом поступать с по-настоящему сильным кандидатом по-настоящему сильной партии? И, во-вторых, как это обстоятельство сочетается с "бескомпромиссной" борьбой Януковича против Ющенко? Уж кто-нибудь из них наверняка бы вступился за "униженных и оскорбленных" коммунистов, набирая себе тем самым дополнительные очки на второй тур. А, поскольку этого не произошло, остается предположить, что либо имел место банальный сговор между лидирующими кандидатами, "втихую" и "поровну" поделившими голоса аутсайдеров, либо никакого "воровства" голосов не было.
"Конечно, я в определенной степени расстроен тем результатом, который получил кандидат от КПУ Петр Симоненко… Но я думаю, что этот результат объясним. Скорее всего, те сторонники коммунистов, которые отдали в этот раз голоса не кандидату от КПУ, — рассуждали прагматично. Они понимали, что только временная поддержка Януковича на этом этапе в будущем откроет больше шансов для победы кандидата от коммунистов. Я думаю, что среди тех голосов, которые вынужденно потерял Симоненко, ни один голос коммуниста не ушел к Ющенко", — это комментарий "по горячим следам" Ивана Мельникова, "второго человека" в руководстве КПРФ.
В данной связи важно не то, чем объяснить очевидный провал коммунистов, которым самые большие их недоброжелатели, исходя в том числе из российского опыта, прогнозировали не меньше 8-9% голосов, а наглядный пример неустойчивости и лабильности политических симпатий украинского общества в целом: еще большей, чем у "северного соседа". На эту лабильность дополнительно накладывается и растущее разочарование многих избирателей в институтах украинской демократии: при вполне приемлемых 73% голосовавших избирателей, на юге голосовало около 60% — настолько упал их интерес к электоральным "разборкам" между Востоком и Западом, где на участки приходило под 80% имевших право голоса.
"МНОГОВИКТОРНОСТЬ"
И с этой лабильностью, с этой неустойчивостью вынуждена считаться украинская элита как система — чтобы в любом случае удержаться "на гребне волны". Именно поэтому, если пять лет назад обществу был предъявлен выбор между "правоцентристом" Кучмой и "левым" Симоненко, то сегодня за пост президента сражаются "прорусский" Янукович и "прозападный" Ющенко. Это — не более чем внутреннее проявление той вынужденной "многовекторности" украинской политики, которое применительно к нынешней ситуации киевские острословы уже окрестили "многовикторностью", по именам главных фаворитов предвыборной гонки.
"Тихой провинцией" Украина может казаться только тем, кто прячет голову в песок иллюзий. Хочет того кто, или нет, ее существование в нынешнем виде уже изживает себя. Оно вообще было не столько следствием свободного выбора населения Украины на декабрьском референдуме 1991 года, сколько следствием уничтожения Советского Союза как единой геополитической системы и Беловежского соглашения между Ельциным, Кравчуком и Шушкевичем, подписанного под негласным патронажем Дж.Буша-старшего, бывшего тогда президентом США — в полном соответствии с поговоркой: "Лес рубят — щепки летят".
При разделе "советского наследства", которое было разбросано фактически по всему миру, от Арктики до Антарктиды, от Украины и ее руководства требовалось только одно: максимально дистанцироваться от России в сфере идеологии и политики. За это ее исправно снабжали западными кредитами и трансфертами в свободно конвертируемой валюте, а "побежденной России" была отведена роль поставщика энергоносителей и прочих необходимых для выживания Украины материалов и сырья — вплоть до поставок зерна, как это случилось еще в прошлом году.
Каким бы дерзким и своенравным ни было это новорожденное "теля", оно априори было объявлено "ласковым" с разрешением и даже обязанностью сосать двух маток сразу. Киеву, по большому счету, прощалось всё: от незаконных и бесплатных "врезок" в экспортные поставки российских энергоносителей до сбитого самолета с израильскими гражданами на борту. Как заявил по последнему поводу президент Кучма, "не надо делать из этого трагедии" — и трагедии не "сделали"! Ну, было еще, правда, "дело Гонгадзе" — и всё равно до подписания "Акта о поддержке демократии в Украине" и угрозы международной блокады не дошло.
Однако после победы Дж.Буша-младшего и событий 11 сентября 2001 года в мире подули совсем иные ветры. Некогда единый "Запад" уже очевидно раскололся на Америку и Европу, и в образовавшуюся геополитическую трещину на правах "третьей силы" моментально вторгся феноменально быстро растущий Китай. Благодаря высоким ценам на энергоносители, прежде всего нефть, немного пришла в себя от угара ельцинских "реформ" и Россия, заново рассматривая окружающую действительность и внутренне ужасаясь произошедшим переменам — как человек с дикого похмелья. И украинская элита столкнулась с тем, что ее статус медленно меняется: из "ласкового теляти" она превращается в человека, пытающегося усидеть даже не на двух, а на трех стульях сразу: между Европой, Америкой и Россией.
Отсюда — и "многовикторность".
ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО ЮМОРА
"Хитрый хохол" — такая же оценка народного характера, как "немецкая бережливость" или "английская сдержанность". Украинец, хоть "западный", хоть "восточный", хоть "щирый", хоть не слишком — всегда себе на уме и четко знает, чего он хочет. А прикинуться для этого дурачком или даже бабой — это запросто, посмотрите хотя бы на известного по телевизору Андрея Данилко, он же Верка Сердючка. Или, если это покажется несерьезным, вспомните про "малэньку хатынку пид соломьяной стрихою" (маленькую хатку под соломенной крышей) в Швейцарии экс-президента Леонида Кравчука.
Ну, а уж у власти в Киеве стоят "украинцы в кубе" — пусть даже евреи по матери или русские до двунадесятого колена. Поэтому, раздумав ситуацию по-своему, они и выдвинули на первые роли Януковича и Ющенко, одинаково пригодных и для внешнего, и для внутреннего признания. И тот, и другой — по разным причинам — на "диктатора" или даже просто сильного лидера, наподобие "батьки" Лукашенко, что называется, "не тянут" и вполне управляемы. Поскольку у Ющенко жена американка, а у Януковича — две снятые судимости советского времени, первый закончил институт в Тернополе, а второй — в Донецке, лучших кандидатов для показа всем заинтересованным сторонам было не найти. Конечно, при этом пришлось немного придавить объединенную Европу, которой "своего" кандидата не предоставили, а Кучма даже заявил, что украинцы на протяжении всей своей истории были европейцами, и нечего учить отца демократии. Но оно и понятно — пока альтернативные маршруты экспорта российских энергоносителей в ЕС не заработали на полную мощность, зависимость Европы от украинского "крана" будет по-прежнему чрезвычайно велика — а значит, и церемониться с ними нечего: как платили за Чернобыль и всё прочее, так и будут платить. А вот между Россией и Америкой есть за что бросить кость. И не одну, а сразу несколько.
Прежде всего, это, конечно, всё тот же "нефтегазовый кран". Если победит Ющенко, то им вроде бы смогут — так или иначе — управлять американцы, забивая мощный клин между Россией и Европой. А если Янукович — то вроде бы появляются перспективы для создания и функционирования совместного российско-украинского предприятия, так что "рука Москвы" снова дотягивается до Ужгорода и Львова.
Затем — Крым и Черноморская акватория. Ющенко — это вроде бы совместные маневры с НАТО, российский флот загоняется в Новороссийск, а крымские татары по благословению Киева потихоньку вытесняют с полуострова неисламское население и уходят под протекторат Великой Турции. Янукович — это Крым как всероссийская здравница, а Севастополь остается "гордостью русского флота".
Далее — вопросы идеологии и религии. Ющенко — это расширение влияния униатов и автокефалистов, интеграция жовто-блакитного сала в мировое сообщество и т.д. Янукович — сохранение позиций Московского Патриархата, двойное российско-украинское гражданство, сорок миллионов некитайцев для российской экономики, далее везде.
Реакция адресатов превзошла все ожидания. Госдепартамент США высказывался в поддержку Ющенко не менее открыто, чем Путин — в поддержку Януковича. А теперь, когда и тот, и другой кандидат получает равные шансы на победу, решайте, уважаемые, кому из вас какая Украина нужнее. И в Москве решайте, и в Вашингтоне — там как раз тоже президентские выборы пройдут, чего же нам-то, бедным хохлам, лезть "поперед батьки в пекло"? Мы "пожывэмо-побачымо"…
ПРЕЗИДЕНТСКИЕ ИЛИ ПАРЛАМЕНТСКИЕ?
По всему поэтому даже говорить о втором туре, как о деле безусловном и решенном, сегодня не приходится. Более того, похоже, что если американский "старший брат" затянет выяснение отношений между своими демократами и республиканцами до декабря, как в 2000 году, гражданам Украины придется в следующий раз идти вовсе не на президентские, а на парламентские выборы. Потому что хоть Януковичу, хоть Ющенко в нынешнем состоянии неопределенности и "подвешенности" работать будет тяжело. А при существующем раскладе сил в Верховной Раде любую президентскую инициативу заблокировать чрезвычайно легко. Поэтому вариант, при котором "Данилыч" объявит мораторий на второй тур и назначит на конец зимы парламентские выборы, вовсе не выглядит таким уж фантастическим. Преемственность власти и демократические процедуры — дело в высшей степени серьезное.
Опять же, для приезжих политтехнологов такой вариант будет просто сказочным — в России их услуги за последнее время сильно обесценились, но и в Киеве былого пиетета перед этими "мерлинами от политики", уже не испытывают. Глеб Павловский, обтерший все телеэкраны своим присутствием, Станислав Белковский, почему-то позиционировавший себя как "человека Березовского", Марат Гельман, что-то не поделивший по бюджету кампании с Виктором Медведчуком — все эти звезды российского политического пиара ничего своим заказчикам не принесли. Разве что "по статусу" их присутствие было положено — как эстрадной звезде на закрытой ресторанной вечеринке.
Так что нам остается ждать результатов тайной и явной политической активности главных игроков в течение двух недель после президентских выборов в США.
Киев
1.0x