Авторский блог Валентин Пруссаков 00:00 27 октября 2004

РОССИЯ И ИСЛАМСКИЙ МИР

| | | | |
Валентин Пруссаков
РОССИЯ И ИСЛАМСКИЙ МИР
Весной нынешнего года, как уже сообщала наша газета, в Государственной думе было образовано межфракционное депутатское объединение (МДО) — "Россия и исламский мир: стратегический диалог". В него вошли 45 парламентариев, представляющих все фракции и, практически, весь спектр политических взглядов в российском парламенте. Среди тех, кто изъявил желание участвовать в работе объединения — заместители председателя Государственной думы, руководители фракций, председатели думских комитетов, известные всей России политики. (Отметим, между прочим, что в президиум МДО оказались избранными столь крупные фигуры российского политического истеблишмента, которые явно не нуждаются ни в каком специальном представлении: Валентин Купцов, Сергей Решульский, Константин Косачев, Дмитрий Рогозин, Сергей Бабурин, Зелимхан Муцоев, Алексей Островский, Юрий Савельев. Координатором и одним из сопредседателей межфракционного депутатского объединения "Россия и Исламский мир: стратегический диалог" стал депутат Шамиль Султанов). Очевидно, лишь один этот факт достаточно красноречиво свидетельствует о том, что жизненная необходимость расширения сотрудничества и взаимодействия с мусульманским миром ясно осознается сегодня всеми слоями российского общества.
На днях же, как считают российские и зарубежные наблюдатели, в Госдуме случился заметный и весьма показательный "хэппининг": члены вышеназванного депутатского объединения встречались с послами и дипломатами из более чем двадцати мусульманских стран, аккредитованными в Москве. Иностранным гостям был представлен подготовленный МДО доклад "Россия и исламский мир: проблемы, предпосылки и перспективы долгосрочного взаимодействия". По мнению некоторых экспертов, это была чуть ли не самая масштабная акция Думы. Чем она вызвана? Члены МДО утверждают, что они осознают "печальные последствия чрезмерного западничества в 90-е годы" и явственно ощущают необходимость "содействовать выработке и реализации полноценной стратегии развития сотрудничества между Россией и исламским миром, что особенно важно в контексте борьбы с международным терроризмом".
Авторы доклада, говоря о стратегических перспективах взаимоотношений России и исламского мира, приводят слова президента Владимира Путина, сказанные им в 2003 году на заседании Организации исламская конференция в Куала-Лумпуре: "Сложение наших финансовых, технологических и кадровых ресурсов способно стать реальным фактором мировой политики, началом прорыва на многих направлениях мировой экономики. Мусульманский мир, его интерес, заключается в том, чтобы иметь мощного и долгосрочного, прогнозируемого, хорошо прогнозируемого союзника в виде Российской Федерации".
В докладе, в частности, справедливо отмечается, что большинство исламских лидеров не устают заявлять о том, "что ситуация в Чечне есть внутреннее дело России, и события в этой республике в глазах массовой мусульманской общественности принципиально отличаются от конфликта в Палестине". Обращается также внимание и на то, что "во время своего визита в Москву король Иордании Абдалла II в сентябре 2004 года назвал страшный террористический акт в Беслане актом прямой агрессии против России и против исламского мира".
Составители документа не обходят стороной и негативные последствия процесса глобализации, столь заметные ныне как в России, так и в большинстве мусульманских государств: "...расширение масштабов бедности — одна из наиболее мрачных и не афишируемых официально особенностей процесса глобализации. "Богатые становятся богаче, а бедные — беднее" уже не только на национальном уровне, но и на уровне континентов и планеты в целом. В 1950 году соотношение валового внутреннего продукта на душу населения богатых и бедных стран составило примерно 20 к одному, в 1971 -тридцать к одному, в конце 90-х годов — 75 к одному.
Глобализация в ее нынешнем варианте в принципе не может сделать мир справедливым. В Исламе же справедливость — это высшая социальная ценность. Исламская традиция гласит, что главной целью Откровения и основной задачей посланников Бога было установление справедливости на земле. Именно поэтому радикализацию можно рассматривать как естественную реакцию на угнетение, силовое воздействие на исламский мир, ибо долг каждого мусульманина — противостоять всякого рода угнетению". И здесь нельзя не сказать о том, что наблюдается явная схожесть между православным и исламским мировоззрением. Достаточно, вероятно, лишь вспомнить знаменитые слова св. Александра Невского, столь дорогие и понятные каждому русскому сердцу: "Не в силе Бог, а в Правде". Принцип справедливости — один из ключевых в русской традиции, и "справедливость как базовая социальная ценность — доминанта исламского социального мышления". Недаром же митрополит Кирилл, заведующий отделом внешних сношений Московской патриархии, сказал на одной из своих пресс-конференций: "моральные и духовные ценности, исповедуемые Православием, по своей сути очень близки к тому, что сегодня провозглашает Ислам". И не поэтому-то, между прочим, столь яростно беснуется "третья сила", находящаяся в услужении "князя тьмы" и упорно пытающаяся нас столкнуть во чтобы то ни стало?!
Как бы там ни было, если отказаться от замшелых предрассудков и определенных стереотипов мышления, старательно навязываемых нам западниками и их лакеями, трудно не согласиться со следующим утверждением, содержащимся в докладе МДО "Россия и исламский мир: стратегический диалог": "Исламский мир может стать для России естественным партнером во многих принципиальных для нее вопросах, без решения которых нашей стране невозможно занять свое достойное место в многополярном мире".
1 ноября в 2 часа дня в Госдуме Российской Федерации состоится "круглый стол" с участием депутатов, представителей российской общественности, ученых-востоковедов и журналистов, посвященный перспективам развития разносторонних и взаимовыгодных отношений между Россией и Исламским миром.
1.0x