| | | | |
Иван Ленцев
ХВАТИТ ГОРБАТИТЬСЯ!
Представьте, что вы пришли на профсоюзный митинг в центре Москвы, и вдруг вам стало плохо от толчеи. Что нужно сделать, чтобы вокруг вас мигом освободилось место? Запеть революционную песню.
Я не шучу. На прошедшем недавно митинге профсоюзов на Горбатом мосту, уже под конец, один молодой человек в центре толпы вдруг громко запел "Вихри враждебные".
Он не был пьян, он не выглядел идиотом. Он не кричал "Бей жидов!", не призывал напасть на милицию или пойти штурмом на "Белый дом". Просто, затянувшись сигареткой и прикрыв глаза, взял и запел в надежде, что митингующие учителя и студенты подхватят песню. В считанные секунды (он не успел дойти и до "боя рокового") вокруг него очистилось пространство. Люди отворачивались с брезгливостью и стыдом, боялись даже взглянуть в сторону певца. Никто не желал стоять рядом с "неадекватным товарищем", а уж о том, чтобы пропеть пару знакомых всем с детства куплетов, не было и речи. Никто не запел, даже шепотом. Впрочем, никто и не прервал его, не цыкнул, словно это было пустое место: так в трамвае толпа отворачивается от хама. Очень характеризует митинг, однако.
Я написал "митинг"? Я, кажется, ошибся. Разве можно называть этим словом невнятное собрание группы людей, начало которого заключается в проходе сквозь рамку металлодетектора, а конец знаменуется мегафонными призывами милицейских чинов: "Граждане! Митинг закончился, расходитесь, пожалуйста: мы еще не обедали!" — за последние слова ручаюсь.
То, что митинг принял пропутинскую резолюцию ("бояре плохие — царь хороший"), — еще полбеды. Ну не могут наши профсоюзные деятели помыслить, будто Владимир Владимирович не только в курсе всех их проблем, но сам является их источником; отчего-то им гораздо удобнее считать, что "Путину просто не докладывают". Бог с ними, в конце концов, никогда в истории власть не брали с помощью резолюций.
Я говорю про ску-ко-ти-щу. Про полное отсутствие идеи, сценария, профессиональной организации такого супермероприятия, каким в идеале является политико-экономический митинг у стен Дома правительства. И неважно, пришел ли народ сам, добровольно, или его прислали по разнарядке, за отгул или зачет: любую толпу необходимо разжечь, иначе он так и останется пребывать в апатии, словно в очереди за сосисками. Стоило организаторам заранее расставить в толпе хотя бы десяток голосистых людей, чтобы они в урочное время запели те же "Вихри", а остальным просто раздать листочки со словами — и спустя полминуты после первого такта пел бы весь митинг. Да еще как пел!
А так люди будто не ради собственных зарплат/льгот/рабочих мест собрались, а пришли осудить очередную выходку "американского империализьма" времен вторжения на Гренаду: "А теперь слово предоставляется Ивану Сидорову, учителю физкультуры". "Граждане! Не могу молчать! Доколе? Так жить нельзя! Пусть они знают!..". "Спасибо. Ну а теперь предоставляем слово Сидору Иванову, учителю труда". "Товарищи! Я полностью согласен с предыдущим оратором. Однако следует добавить… Кто виноват? Что делать? Руки прочь! Но пасаран! Свободу Анжеле Дэвис!". "Спасибо. А теперь есть предложение принять резолюцию… Кто за? Единогласно!".
Не надоело? Любой нормальный студент, если только он дошел в тот день до Горбатого моста, должен был через три минуты после начала повернуться на сто восемьдесят и бежать прочь, чтобы не "подсесть" на это "мы бодры-веселы".
Где идеи? Где перфомансы, способные свести с ума объект атаки? Где запоминающиеся хэппенинги, от которых телевидение приходит в экстаз?
Я не говорю про факельные шествия, про оппозиционный зикр, про сожжение или повешение чучел, про трансляцию лазерных надписей на Доме правительства — все это уже проходили. Но почему не устроить парочку свежих флэш-мобов?
Это ведь учителя были? Почему не нанять десять добровольцев, чтоб они на самом видном месте, прямо на мосту, не устроили бы пантомиму со школьными уроками, на которых министры-двоечники периодически подвергались бы порке за нерадивые ответы? Добровольцам не пришлось бы даже деньги платить: многие согласятся поучаствовать за идею и за гарантированную трансляцию сего действа по телевидению.
Почему не притащить и закинуть в толпу десяток гигантских шаров — на рок-концертах такие катаются по рукам-головам фанатов — на которых написать что-нибудь вроде "Пустые обещания", "Дутые реформы" или все что угодно?
Можно было купить за тысячу рублей десяток больших листов картона, склеить их вместе, написать на них гигантскими буквами "Репутация правительства" и положить на асфальт в самом центре митинга, чтобы народ топтал их ногами — а потом вывесить на всеобщее обозрение.
Можно было установить в центре Горбатого моста огромный гроб, написать на нем "Правительство" и под всеобщие заклинания "Горбатых могила исправит!" ритуально погружать его в воображаемую могилу?
Почему нельзя было придумать акцию "Докричаться до правительства", когда бы весь митинг хором орал бы в окна "Белого дома", желательно визгливыми голосами а-ля Паниковский: "Дай миллион!"?
Все это — вполне мирные, даже политкорректные действия. Зато митинг был бы показан по всем телеканалам. А на следующее сборище пришло бы поглазеть в два раза больше народу.
Шахтеры, помнится, хотя бы касками стучали.
А у профессоров и студентов единственное, что стучало в тот день, — зубы на морозе.
1.0x