Авторский блог Олег Щукин 00:00 20 октября 2004

БЕСЛАН-БАНК

| | | | |
Олег Щукин
БЕСЛАН-БАНК
Версия о том, что самые громкие теракты последнего времени: в Назрани и Беслане, — напрямую связаны с так называемым "июльским банковским кризисом", имеет полное право на существование.
Во-первых, потому, что и в том, и в другом случае — практически впервые — главными действующими лицами оказались не пресловутые "чеченские сепаратисты", а их вайнахские братья ингуши. И произошло это буквально сразу же после того, как "зачистке" подверглись финансовые структуры, связанные с интересами не только ингушских ОПГ, но и вполне респектабельных групп, имевших отношение к структурам власти в этой республике.
Кстати, если кто забыл или просто не знает: чеченский сепаратизм начинался вовсе даже не с разгона Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР 15 сентября 1991 года, а с крупнейших афер в банковской сфере, впоследствии ставших известными как "чеченские авизовки". На вопрос о том, откуда ему поступают финансы, Джохар Дудаев однажды ответил: "Мы отправляли к вам разные бумажки, а взамен мне привозили самолеты с мешками денег".
Первые ласточки этих афер, на которых отрабатывалась вся схема, прилетали еще в 1990 году, а к концу 1992 года ущерб составил как минимум 2-3 млрд. долл. Это если считать по обменному курсу ЦБ РФ. А если по паритету покупательной способности — то минимум 10 млрд. долл. А если учесть, что в то время контроль над собственностью продавался буквально за копейки, но в "живой" валюте, эффект этой "финансовой бомбы", взорванной в России, просто не поддается учету. Тем более, что чеченцы использовали эти деньги не только для скупки ваучеров и собственности, но прежде всего — для создания боевых структур, позволявших захватывать многие объекты просто даром. Этот сферхэффективный симбиоз злата и булата работает до сих пор.
Но в конце 1994 года, когда Дудаев пошел уже на открытый конфликт с федеральными властями (многие связывают это обстоятельство с тем, что в результате "черного вторника" 11 октября и операции "мордой в снег" 2 декабря были перекрыты многие финансовые схемы "ичкерийцев"), открытое присутствие чеченских структур в банковском бизнесе стало практически невозможным.
По случайному стечению обстоятельств, именно в это же время в столице стали активно проявлять себя ингушские ОПГ, которые, как не раз отмечалось в "оперативках" МВД, тяготеют к финансовой сфере, стремясь поставить на пост вице-президента или главного бухгалтера банка своего человека.
Успех ингушского проникновения в банковский бизнес объясняли также и тем, что Ингушетия в 1994-98 годах имела статус свободной экономической зоны со льготными условиями налогообложения. Говорят, что этот статус "выбил" у Кремля Михаил Гуцериев, экс-хозяин "Славнефти" и основатель известного БИН-банка (помимо официальной расшифровки аббревиатуры БИН, "Банк инвестиций и новаций", — существует и неофициальная: "Безналоговая Ингушетия").
Еще в мае 1996 года газета "Известия" со ссылкой на информацию от спецслужб приводила список российских банков, находящихся под контролем чечено-ингушских группировок. Среди них значились банк храма Христа Спасителя, Гагаринский, Инвестбизнесбанк, Мосстройэкономбанк, Профспортбанк, "Российский кредит", Росбизнесбанк, Стайл-банк, Токобанк и многие другие — в целом около 30 банков. Многие из них были впоследствии лишены лицензии или обанкротились. Но кое-что и осталось.
Именно этого "кое-что" и решили якобы лишить братьев-вайнахов путинские "силовики" в мае-июле нынешнего года, пристегнув "Содбизнесбанк" и ряд других банковских структур к "финансированию терроризма".
Ответом и стало буквально избиение милицейского руководства в Назрани ночью с 21 на 22 июня, а также захват школы №1 в Беслане.
Беслан-банк тогда сорвать не удалось, но кровавый счет в нем открыт и уже начал обрастать процентами…
1.0x