Авторский блог Елена Антонова 03:00 13 октября 2004

МЕЛОДИЯ ЛЮБВИ О большом симфоническом оркестре имени П.И. Чайковского

| | | | |
Елена Антонова
МЕЛОДИЯ ЛЮБВИ О большом симфоническом оркестре имени П.И. Чайковского
"Из наслаждений жизни одной любви музыка уступает, но и любовь — мелодия". Эти емкие и, как почти всегда у Пушкина, веселые солнечные строки на редкость синтонны личности Владимира Ивановича Федосеева, художественного руководителя и главного дирижера Большого симфонического оркестра имени П.И. Чайковского. Воздействие музыки, им исполняемой, не сводится только к наслаждению, обусловленному безукоризненным стилем и глубоким проникновением в суть замысла автора. Его исполнение отличают любовь к слушателям, покоряющие их доброта, кротость и согласие, исходящие от дирижера и оркестра, заряжающие этими чувствами зал. Мыслится, что Ольга Ивановна Доброхотова, музыкально-литературный наставник БСО, не ради красного словца включила в буклет нового сезона строки Овидия: "Близки искусства тебе; а под их благодатным покровом кротость приемлют сердца, злобные распри бегут…". Кротость, которая в наступившем сверхдинамичном и агрессивном веке оказалась чуть ли не атавизмом, на концертах Федосеева расцветает прекрасным цветом: слушатели буквально на глазах становятся мягче, улыбчивее и, как следствие, милее. Натура Федосеева не приемлет распри, споров, ему как воздух необходимо согласие. Показательно, что в недавней беседе со Святославом Бэлзой, показанной по каналу "Культура", на вопрос, как он чувствует себя в роли диктатора — ведь дирижер должен навязывать свое видение музыкального произведения, свою волю 110 музыкантам оркестра — Федосеев, явно сокрушаясь, что приходится выражать несогласие с уважаемым собеседником, тем не менее, твердо ответил, что предпочитает действовать убеждением.
Новый сезон 2004-2005 гг. для БСО имени Чайковского — предъюбилейный: осенью 2005 года коллектив будет отмечать свое 75-летие. Он был образован в далеком 1930 году, как Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио под руководством Александра Орлова и очень быстро заявил о себе, как один из ведущих симфонических коллективов. После Орлова оркестром управляли такие известные, непохожие друг на друга мастера, внесшие ощутимый вклад в мировую музыкальную культуру, как Николай Голованов (1937-1953 гг.), Александр Гаук (1953-1961 гг.), Геннадий Рождественский (1961-1974 гг.). Начиная с 1974 года во главе оркестра стал Владимир Федосеев. Эти дирижеры сформировали те традиции, ту узнаваемую творческую индивидуальность, которые отличают БСО от других крупнейших симфонических коллективов мира. Кроме отчетливо ощущаемой синтонности дирижера и оркестрантов в восприятии и интерпретации исполняемых ими музыкальных сочинений БСО сейчас — это коллектив солистов: более 12-ти его музыкантов выступают с сольными программами у нас в стране и за рубежом. В новом сезоне даже сформирован абонемент камерной музыки, который так и называется: "БСО — оркестр солистов", в котором выступят ансамбли из музыкантов БСО — трио, квартеты, квинтеты и другие камерные группы. Но, конечно, главным в сезоне будет исполнение симфонической музыки всем составом оркестра под управлением маэстро Федосеева. Получат дальнейшее развитие "общедоступные симфонические абонементы", которые вот уже который год позволяют любителям музыки, не имеющим надлежащих средств, посещать концерты в Большом зале Московской консерватории. При этом никакого снижения в программах исполняемой в этих абонементах музыки нет. Наоборот, часто именно в этих концертах оказываются озвученными и первые исполнения в России, и музыкальные параллели, объединяющие музыку классика с посвященным ему сочинением, и произведения, играемые в честь юбилея какого-либо известного музыканта.
Уже давно БСО под руководством Федосеева несет добровольно взятую на себя роль музыкального просветителя России. Какой из оркестров за один сезон сыграл нам все симфонии и концерты Бетховена? Да как! К комплиментарному отзыву боннского корреспондента "Рейнцайтунг" (ранее русским музыкантам отказывали в адекватной интерпретации музыки истинно немецких композиторов) — "Здесь можно было бы поставить рядом только самого Бетховена с его личным метрономом" — трудно что-либо добавить. Какой из крупных оркестров берется пропагандировать малоизвестные сочинения современных русских и зарубежных авторов? Кто отважится целый концерт посвятить музыке студентов и преподавателей Московской консерватории? Кому, наконец, пришла мысль ввести в свои концерты рубрику "Первое исполнение в России", где играется симфоническая музыка известных авторов, которая по тем или иным причинам у нас не исполнялась никогда, таких, как Паганини и Россини? Все это — удел БСО под управлением Федосеева. В наступающем сезоне БСО продолжает развивать свои традиции. В новом цикле концертов, "Рахманинов. Все фортепианные концерты. Истоки и среда", перед слушателями предстанут не только концерты нашего великого соотечественника, но и та среда, та музыка, которая формировала его как композитора. Рядом с Рахманиновым мы услышим сочинения Глинки, Мусоргского, Чайковского, Танеева, Скрябина, Калинникова. Как всегда, с оркестром Федосеева будут сотрудничать лучшие солисты мира, представители разных поколений и исполнительских школ, а также ведущие хоровые коллективы России, среди которых первое место по праву занимает Хор Академии хорового искусства под руководством Виктора Попова. Такую вот архинасыщенную программу обещает нам БСО имени Чайковского в предъюбилейном сезоне 2004-2005 г.г.
75-ти летний юбилей БСО будет отмечаться не только в Москве проведением в ноябре-декабре 2005 года Международного музыкального фестиваля с участием выдающихся музыкантов мира, но и в Вене на сцене знаменитого зала "Musikverein". Концерт-открытие фестиваля музыканты оркестра посвящают памяти Г.В. Свиридова, 90 лет со дня рождения которого будет отмечаться в декабре 2005 года. В рамках фестиваля будет представлена драма А.К. Толстого "Борис Годунов" с музыкой Василия Калинникова, которую москвичи услышат в первый раз после премьеры этого сочинения в 1899 году. Западноевропейская музыка, чья интерпретация Большим симфоническим оркестром под управлением Федосеева находит в Европе живое и сочувственное внимание, представлена на фестивале исполнением впечатляющей Восьмой симфонии Густава Малера, в которой вместе с оркестром будет занят Хор Академии хорового искусства. В одном из концертов фестиваля публика услышит произведения победителей конкурса композиторов, посвященного 75-летию БСО, на лучшее произведение малых форм для симфонического оркестра. Кроме конкурса композиторов в ознаменование своего 75-летия БСО имени Чайковского и Союз писателей России объявляют литературный конкурс "Заветному звуку внимая" на лучшее художественное произведение малых форм (эссе, рассказ, цикл стихов, поэма) о музыке и музыкантах. Специальный приз утверждается за лучшее сочинение, посвященное Г.В.Свиридову. Председателем жюри этого конкурса вызвался быть художественный руководитель БСО имени П.И.Чайковского В.И.Федосеев, сопредседателем — председатель Союза писателей России В.Н.Ганичев. Такие вот неординарные события, связанные с юбилеем БСО, ожидают нас будущей осенью.
А закончить эти заметки хочется рассказом об открытии нового сезона БСО первым концертом Общедоступного абонемента №1, в котором как в фокусе отразилось все, чем оркестр жив, что исповедует и как это воплощает в жизнь. Первое отделение этого вечера было посвящено Моцарту: были исполнены его собственная симфония и музыка, посвященная ему известным бразильским композитором, весьма популярным на Западе, но редко играемым у нас. Итак, Вила-Лобос, симфониетта №1 "Памяти Моцарта", первое исполнение в России; Моцарт, Симфония №35, ре мажор, известная под именем "Haffner", так как была сочинена композитором на заказ в ознаменование приобщения к дворянскому званию некоего Haffner-а. Исполнение этой одной из самых светлых и жизнеутверждающих симфоний Моцарта было настолько стройным, легким и вместе с тем смелым и глубоким, что память тут же услужливо подсунула слова другого гения: "Ты, Моцарт, Бог, и сам того не знаешь". Стало ясно, отчего БСО — первый российский оркестр, допущенный к участию на моцартовском фестивале в Зальцбурге. Но, может быть, услышанное в этом концерте мастерское исполнение музыки Моцарта есть не причина, а следствие этого? Маленькая симфония Вила-Лобоса, посвященная Моцарту, также по-своему свежа и интересна, но ей трудно соседствовать с гением. Вспомнилось: "Бетховен — это на небесах, а у Моцарта — небеса в кармане". И еще, как Пушкин мог об этом знать? Или у него тоже — "небеса в кармане"?
После исполнения симфонии Моцарта трудно было предположить, что в этом же концерте может произойти что-либо еще, способное потрясти так же, а, быть может, и более. Но такое случилось: первое исполнение в большом концерте Сюиты из музыки к кинофильму "Провинциальный бенефис" Валерия Гаврилина (до этого сюита была сыграна в России только раз — на прошедшем недавно в Вологде фестивале памяти Гаврилина, которому в августе этого года сравнялось 65 лет). Всего нескольких лет после смерти композитора потребовалось на то, чтобы отчетливо осознать, что Гаврилин — это последний мелодист и романтик наших дней, предельно честный и искренний, пишущий для души, видящий в музыке действенное лекарство от одиночества и боли. Его новое для нас сочинение в исполнении оркестра под управлением Федосеева, быть может, всего лишь на время, содрало душевную коросту, незаметно наросшую в нас, всколыхнуло все наше существо, и мы стали, пусть не надолго, уязвимы для сострадания, которое суета жизни всечасно убивает. Третья часть сюиты, названная композитором "Сцена у гроба сына", где мальчик под звонкие и чистые, как капель родника, звуки челесты выпевает незатейливые строки Жуковского: "Птичка летала, птичка играла, птички, увы, уж нет", настолько пронзительна и современна, что любые объяснения и умствования насчет всего того страшного, чему мы оказались свидетелями в недавней действительности, оказываются лишними. Заключительным аккордом этого поистине поучительного и светлого концерта, открывающего новую страницу в истории БСО, стала "Весенняя кантата" Георгия Свиридова, которая была исполнена оркестром совместно с Хором Академии хорового искусства. Написанная на слова Некрасова, кантата завершается многократным рефреном, выпеваемым хором: "Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, матушка Русь".
1.0x