Авторский блог Денис Тукмаков 03:00 13 октября 2004

ФЛАГМАНСКАЯ СКОРОСТЬ

| | | | |
Денис Тукмаков
ФЛАГМАНСКАЯ СКОРОСТЬ
Сдвинулось! Роман А. Проханова "Крейсерова соната" на флагманская скорости входит в большую политику.
Первой появилась программная статья лидера КПРФ Г. Зюганова "Еще раз о партийной литературе", в которой был обоснован тезис о том, что сегодня всякая литература партийна, а сам прохановский роман был назван новой "книгой Компартии". После этого давно назревшая дискуссия о "партийной литературе в России" оккупировала теле-, Интернет- и бумажные СМИ, взбудоражила сообщества мыслящих людей.
Как всегда, начало положила сама Коммунистическая партия. 27-28 сентября в Москве прошел семинар первых секретарей обкомов КПРФ, посвященный роли современного искусства в пропаганде идей и образа Компартии. Речь шла о левых тенденциях современной культуры, о новой партийной литературе. Доклад Ивана Голубничего, в котором разбирался зюгановский манифест, был воспринят на "ура". Особое внимание семинара, естественно, было приковано к "Крейсеровой сонате": секретари обкомов активно поддержали идею лидера КПРФ провести в регионах партийные конференции, посвященные этой новой "книге Компартии".
4 октября на телеканале "Культура" в передаче Архангельского "Тем временем" произошла жаркая дискуссия на тему "Партийной литературы" между публицистом И. Дыховичным, писателем П. Вайлем, издателем А.. Ивановым, лидером НБП Э. Лимоновым, А. Прохановым и В. Бондаренко. Разумеется, такой подбор дискуссантов не мог прийти к общему выводу, но сам факт, что тема эта стала центральной даже для официального пропутинского телевидения, очевиден.
7 октября в "Независимой газете" вышла статья В. Бондаренко "Литература как восстание". В ней автор не только приветствует пусть позднее, но верное решение Коммунистической партии взять на вооружение романы Александра Проханова, но и выводит целый "Атлас идеологий" современной России, заключая, что именно в литературу переместилась из мертвой политики борьба идеологий.
В начале же октября открылся Интернет-сайт, целиком посвященный прохановскому роману — . На сайте, помимо бесплатного доступа к любой из глав "Крейсеровой сонаты", дешифруются пласты этой "энциклопедии современной России", выкладываются сугубо положительные и резко отрицательные рецензии, освящается "партлитературная" акция КПРФ, кипит форум читателей.
Все равно, восторгаются ли они романом или смешивают с грязью. Главное — пробуждение от спячки нового путинского застоя состоялось. Общественная энтропия побеждается искренними эмоциями живых людей. Некоторые из них приводятся ниже.
tats: "Это на вас святой дух снизошел. Дело не только в том, что все переместилось в область идей, ближе к литературе, сколько в том, что вся прошлая литература была дана нам не просто так. А именно для поддержки и подмоги в трудную годину. Теперь уже очевидно, что она — и наше оружие. Все "бедные люди", "униженные и оскорбленные", Катерины Ивановны Мармеладовы, Максим Максимычи — все на нашей стороне, на стороне нормального вменяемого большинства. Что до романа Проханова, то он — "наследник по прямой". От гоголевских, щедринских, булгаковских произведений да прямиком в нашу смуту. Для ее описания простые приемы не годятся. Действительность и фантасмагоричнее, и "круче". Может быть, прохановская проза и не дотягивает..."
Ant.Rakitin: "Не нравится давно уже замусоленная В. Шурыгиным сцена убогой армейской попойки и убогого армейского группового траха трех русских офицеров с одной гарнизонной проблядью в первых же страницах "огненного романа Неистового Вегетарианца А.П.П.", уже давно остохеревшее в десятках "передовиц" детальное описание сисяр этой пробляди, её курчавой золотисто-рыжеватой волосни. Это клоачная "литература". Проект об обсуждении этого порнопарашно-политического произведения в парторганизациях КПРФ по всей России вызывает твердое убеждение, что Проханов элементарно неадекватен. Как всякий человек в навязчивом состоянии, активно и мощно внушает свой бред другим. Сумел внушить занятому выше головы Зюганову..."
privet: "Книга показалась апологетикой негативизма. И власть, надо думать, не целиком сатанинская, и в оппозиции попадаются люди и даже центры, которые можно и нужно поддержать. Но пламенному певцу неведомого рая все это не нужно. Вся эта реальная кухня — не для него. И людей он зовет прочь — а куда, не говорит. Фантазия, негативизм, гротеск..."
странник: "Понятно такое негативное отношение к роману людей системы. Ведь роман посягает на самое святое, смысл их жизни. Одно дело чувствовать себя посвященными служению государству, борцами с теми, кто расшатывает систему, иногда забрасывая ее лучших людей баночками с майонезом. И совсем другое прочитать и согласиться с трактовкой романа, что претендент на престол — пустышка Счастливчик, для которого пара процентов рейтинга способны оправдать предательство и страны, и гибнущих подводников, человек, не способный на самостоятельную позицию, марионетка в чужих нечистоплотных руках. Здесь уже и сами служители системы, оказывается, служат не благородной идее крепкого государства, а банально отрабатывают хлеб с двойной порцией масла, служа разрушителям страны..."
cyborgizator: "Извиняюсь, но по первым главам — бред. Причем натужный, неестественный, в духе литературы 20-х годов прошлого века. Замятин, Зазубрин, Платонов и прочие — это все интересно и хорошо, но зачем римейки? Почему бы не уйти от постмодерна? Это даже не фантастика — фантастика требует хоть какого-то правдоподобия. И не притча — слишком уж кокетливый, витиеватый, красующийся текст для притчи. Это модернистский псевдолубок в духе арабесок "Завтра". Да напишите вы о нормальном русском парне, не экстрасенсе, не мессии — о "юноше, обдумывающем житье" в наше проклятое время. О его страданиях, метаниях, падениях и взлетах. Пусть он пройдет Чечню, мыкания в поисках работы, приход в политику, акции протеста, ментуру, может быть, даже тюрьму. Напишите по-русски, так чтобы не "интеллектуала", не жонглера словами, а обычного человека с улицы за душу взяло и не отпустило. Хватит говорить "на дельфиньем языке". Мы не дельфины..."
Kuper: "Если вам так интересна тема о "простом российском парне, простом российском человеке", то рекомендую зайти в любой книжный магазин и выбрать из многочисленности всего того мягкопереплетного графоманского бреда, который там лежит. "Крейсерова соната" для меня стала, в некоторой степени, откровением. Проблема в том, что мы разучились мечтать. Ведь победу в конце одерживает не только Русский Праведник Плужников — ее одерживает простой русский люд. "Никто не даст нам избавленья, ни Бог, ни царь и ни герой..." — и Александр Андревич это наглядно показывает в финале романа..."
NIK: "Смех сквозь слёзы. Горькие. Не надо выдумывать ни модернизм, ни постмодернизм и всякие умные слова. Простая, патриотическая, мрачная сатира на окружающую российскую действительность. Большая карикатура! Все сатирики "отдыхают". Добро — белое, вознесённое до высот. Зло — чёрное, втоптанное в грязь. Ничего серого. Патриотический реализм. Органически не хватает рисунков Г. Животова на тему зла. Чёрным юмором назвать нельзя, зовёт к заоблачным высотам, подвигам во имя Родины. Но это — не манифест,, чтобы его рассматривать на партсобраниях..."
kambala: "Испуганные круглые мышиные глазки взбудоражены и возбуждены. Он нарушил покой! Сонное царство, где никто и не думал пробуждаться, а все, забив косяк, медитируют на личном успехе. Роман Проханова похож на импульс, претендующий на захват огромной косной массы. Возможно, это удастся, и Проханов повторит подвиг Ермака или Фернандо Кортеса и малой кучкой казаков или отчаянных головорезов захватит бескрайние просторы. Во всяком случае, Г. Зюганов на это надеется, мы все на это надеемся. Если рассмативать роман с точки зрения стилистики или композиции, то мы ничего не поймем, важно другое. Дан прецедент, когда роман писателя стали рассматривать всерьез. Это первая, пусть немного искусственная и вычурная попытка лечения или реанимации. Даже если она не удастся, нужно будет просто продолжить борьбу. Как говорится, "Вода камень точит"..."

1.0x