Авторский блог Савва Ямщиков 00:00 6 октября 2004

СОЗИДАЮЩИЕ

| | | | |
Савва Ямщиков
СОЗИДАЮЩИЕ
В первой части цикла "Созидающие" у меня три собеседника — актеры. Беседы с Георгием Степановичем Жженовым и Василием Борисовичем Ливановым вы уже прочитали. И вот сейчас мы встречаемся с Юрием Владимировичем Назаровым, одним из самых ярких представителей русской актерской школы. Наш театр имеет прочнейшие традиции, которым могут позавидовать и просвещенные европейские страны. Достаточно вспомнить актеров пушкинской поры, актеров эпохи Островского, времён Чехова и Станиславского. Театральные страницы нашей художественной истории столь же богаты, как страницы литературные, музыкальные. Для меня встреча с хорошим актером становилась поддержкой в жизни, я уверен, что настоящий актер, помимо владения своей профессией, обязательно должен нести в душе идеал. Идеал красоты, мужества, любви.
Разве можно забыть Петра Первого, сыгранного Николаем Симоновым? Правильно Марлен Хуциев сказал, что фильм режиссера Петрова не уступает эйзенштейновскому "Ивану Грозному". Благодаря Симонову не уступает. А Николай Афанасьевич Крючков, Петр Алейников? Неповторимый Николай Черкасов в "Депутате Балтики", "Александре Невском", или проходящей, казалось бы, роли в "Весне". Такой разный, и притом всегда Черкасов. Для меня Ленинград — это Шостакович, Мравинский, Черкасов. Но меня поражает, что эти великие традиции и имена сегодня не хотят помнить. В Москве проводят кинофестиваль "Класса А" — доморощенный образец идолопоклонства перед Западом. Если председатель жюри, то Алан Паркер. Если чествование кинозвезды, то Мерил Стрип. Она прекрасная актриса, я ее очень люблю, но почему прежде не вывести на фестивальную сцену Олега Александровича Стриженова? И все вспомнили бы "Сорок первый", "Овод", вспомнили, как этот актер помогал нам жить. Между прочим, впервые увидев Олега Александровича не на экране, я поразился: и этот рыжий, конопатый заставлял меня плакать в "Сорок первом"? Боже мой, какая, значит, внутренняя суть!
В плеяде замечательных наших артистов я выделяю и высоко ценю творчество Юрия Назарова. Узнал о нем во время работы над "Андреем Рублевым", но так получилось, что, несмотря на всю мою общительность и тесный контакт со съемочной группой, первый раз я увидел Юру на фотографиях кинопроб. Тарковский сказал мне: "Вот этот будет играть князей, и старшего, и младшего". "Слушай, Андрей, такое впечатление, что лицо прямо с икон "Битвы новгородцев с суздальцами" или "Молящихся новгородцев". "Ты знаешь, — продолжил Андрей, — я с ним мало разговаривал, но чувствую, что там такая мощь". "А сыграет он? Клюквы не будет?" — "Нет, старик, не будет клюквы". Вообще при подборе актеров мы больше всего боялись, "псевдятины", "клюквы".
Словом, на съемках мы тогда с Юрой не соприкасались. Всё последующее наше кино без Назарова представить трудно. Нет практически ни одного магистрального советского фильма, где бы он ни сыграл то ли эпизодическую роль, то ли главную. Юрий Назаров — из "гвардии" Жжёнова, Стриженова, Баталова, высоко чтящих достоинство актера. Любую роль он старается сыграть совершенно, не важно, положительный его герой или отрицательный. Чтобы создать столько разных образов, надо иметь богатый духовный запас, и у Назарова он есть. Я рад, что по-человечески сблизился с Юрой. Мне открылась эта удивительная семья: Люся Мальцева, Юра Назаров. Теперь свою жизнь без них не мыслю.
1.0x