Авторский блог Анастасия Ежова 00:00 6 октября 2004

ЭКРАН ПРОТЕСТА

...Оккупированная Палестина — территория войны и сопротивления. Что мы знаем и что мы можем знать об этой обугленной, залитой кровью земле? Какое значение придаем происходящему там? Какой отклик это находит в наших сердцах и мыслях? В связи с наращиванием произраильского лобби в российских СМИ мне вспоминаются два документальных фильма, продемонстрированных некогда на фестивале "Палестина на экране".

Анастасия Ежова
ЭКРАН ПРОТЕСТА

После недавних терактов, совершенных в России, на телевидении и в печати резко активизировалась оголтелая сионистская пропаганда. Озадаченные эксперты и политики, надувая не умещающиеся в телевизионные экраны щеки, принялись с новой силой запугивать обывателя и тиражировать миф об "ужасном международным терроризме", с которым борется страдающий от него "цивилизованный мир". Цинично используя трагедию в Северной Осетии, произраильские "официальные лица" и журналисты пытаются поставить знак равенства между теми, кто захватил школу в Беслане, и героями палестинского Сопротивления, воинами Хезболла и ХАМАС. Вальяжные чиновники с постно-тусклыми лицами разглагольствуют о "необходимости внедрения израильского опыта борьбы с этим злом". Напомаженные дикторши, хлопая глупыми глазками, щебечут про "несчастный Израиль, который уже давно содрогается от бесчинств арабских нелюдей". Ангажированные "россиянские" СМИ всячески убеждают зрителя в том, что все его симпатии должны быть целиком и полностью на стороне "Израиля". Дескать, это миролюбивое и кроткое государство подвергается бесчеловечным "террористическим" атакам со стороны "ополоумевших" палестинских "отморозков", а посему и "Израиль", точно, так же, как и Россия, сталкиваются с одной той же угрозой и обречены на сотрудничество. Кроме того, назойливое телевидение беспрестанно транслирует интервью с репатриантами из СССР, обосновавшимися в "Израиле". Напыщенные господа на экране "забывают" поведать зрителю, что в то же самое время около пятидесяти тысяч женщин из стран СНГ замужем за палестинскими мужчинами и погибают от израильских бомб и снарядов. Смакуя подробности "зверств палестинских террористов", они не считают нужным рассказать об израильском терроре. Точно также они "забывают" напомнить о том терроре и беспощадном геноциде русских и всех остальных народов России, который развернул произраильский ельцинско-путинский режим.

...Оккупированная Палестина — территория войны и сопротивления. Что мы знаем и что мы можем знать об этой обугленной, залитой кровью земле? Какое значение придаем происходящему там? Какой отклик это находит в наших сердцах и мыслях?

В связи с наращиванием произраильского лобби в российских СМИ мне вспоминаются два документальных фильма, продемонстрированных некогда на фестивале "Палестина на экране". Примечательно, что эти картины сняты не бородатыми арабами из "Аль-Каиды" в зеленых повязках и нерусскими фашистами в черных рубахах со свастикой на рукаве. Их авторы — известный британский кинорежиссер Джон Пилджер и независимый американский журналист Джеймс Лонгли. Конечно же, россиянское телевидение никогда не покажет эти жесткие, очень профессиональные киноленты. Что не удивительно — ведь данные фильмы могли бы стать мощным идеологическим контрударом, от которого рассыпались бы трухлявые и исходящие миазмами пропагандистские байки об "Израиле" как о "жертве террора" и "союзнике России по борьбе".

Так, в своем фильме "Палестина — все еще проблема" британский документалист Джон Пилджер демонстрирует расистскую сущность израильского государства и называет его политику государственным терроризмом. В поле его зрения — униженное, бедственное положение палестинцев, которые в "Израиле" имеют статус людей даже не второго, а десятого сорта, и живут на своей родной земле, "словно заключенные в открытой тюрьме". "Они (израильтяне) скорее помогут животному, чем арабу", — говорит палестинка Фатима Абед Рабо, одна из героинь фильма. Новорожденный сын этой женщины умер из-за того, что роды проходили в чудовищных антисанитарных условиях в непосредственной близости от блокпоста, поскольку израильские солдаты не пропустили ее с мужем, и они не смогли добраться до больницы. Судя по рассказам респондируемых палестинцев, такие случаи — обычное дело в современном Израиле. Пилджер напоминает зрителю, что в 1948 году, когда начало свое существование государство "Израиль", им было оккупировано 78 % арабских территорий, а в настоящее время лишь 2 % этих территорий принадлежит палестинцам, которые подвергаются актам насилия и всевозможным издевательствам не где-нибудь, а на земле своих предков. Режиссер фильма развенчивает многие мифы и сложившиеся стереотипы оценки ситуации вокруг Палестины. В частности, он опровергает расхожую точку зрения, согласно которой палестинцы являются лишь озлобленными разрушителями, не способными создать что-либо. Джон Пилджер показывает, что под прикрытием "борьбы с терроризмом" израильские военные уничтожают жилые дома, школы, кафе, культурные центры. Так, впечатляют кадры варварского погрома одного из центров детского творчества. Перед глазами предстают раскуроченная мебель, содранные со стен рисунки маленьких палестинцев, поломанная техника — вдобавок, "цивилизованные" израильтяне смачно помочились на все это. Все, что бы ни построили палестинцы, очень быстро превращается в груду хаотично нагроможденных глыб, камней, обломков мебели и останков человеческих тел, погребенных под этими развалинами. Фильм "Палестина — все еще проблема" повествует о фактах вопиющей дискриминации по национальному признаку и приводит свидетельства в пользу наличия ужасающего социального расслоения, которое имеет место в государстве "Израиль". В этом смысле очень удачны кадры, снятые на берегу Средиземного моря. Поселения палестинцев в Секторе Газа отделены от прибрежного городка израильтян бетонной стеной и колючей проволокой. Эту стену Джон Пилджер называет символом израильской оккупации. С одной стороны — идиллическая картинка белоснежных домиков с красными черепичными крышами, безупречно вычищенные улочки, беззаботно резвящиеся дети на фоне аккуратных зеленых пальм и манящего синего моря — в общем, "бананы-кокосы, апельсиновый рай". С другой стороны — палестинская Газа: нищета, голые остовы разрушенных домов, похожих на ободранные коробки, изъеденные крысами, изможденные и отчаявшиеся люди, машины, по несколько часов простаивающие в пробках близ израильских блокпостов в условиях изнуряющей ближневосточной жары и катастрофического дефицита воды.

При этом важно отметить, что Джон Пилджер — режиссер отнюдь не тенденциозный (обвинения в "антисемитизме" по отношению к нему явно некорректны, поскольку он пытается обличить несправедливость, а вовсе не очернить всех без исключения евреев) и склонный к аналитике. Пилджер как раз дает возможность высказаться не только палестинцам, но и израильтянам, демонстрируя тем самым, что и последние далеко не всегда одобряют политику сионистского руководства. Исходя из известных фактов, он пытается объяснить поведение палестинских шахидов. В частности, он рассказывает о первой палестинской женщине-смертице, Вафе Идрис, которая подорвала себя в 2002 году. Брат этой женщины рассказывает о ней, и его сестра предстает нормальной симпатичной девушкой, которая, будучи сотрудницей "скорой помощи", не могла больше выносить сцен убийств и страданий палестинцев. Ее поступок был мотивирован желанием изменить хоть что-то в судьбе своего народа. Показательна история израильского отца, маленькая дочь которого погибла от рук смертника. Тем не менее, этот отец признает, что этот смертник является точно такой же жертвой, как и его девочка. Пилджер, в свою очередь, утверждает, что акции палестинских шахидов, которые он сам хотя и считает террористическими и предосудительными, можно назвать оправданными в том смысле, что они являются ответной мерой по отношению к тотальной политике государственного терроризма "Израиля" (начиная с момента его основания в 1948 году), пользующегося мощной поддержкой США. Режиссер беседует на эту тему с советником премьер-министра Израиля Дори Голдом, задает ему едкие и "неудобные" вопросы, ответы на которые сам Пилджер оценивает как, мягко говоря, неудовлетворительные.

Однако если для работы Пилджера характерны смягченные тона, склонность к вдумчивому анализу проблемы, стремление отразить разные точки зрения при наличии собственной четкой позиции самого режиссера, то фильм американского тележурналиста Джеймса Лонгли "Сектор Газа" выдержан в совсем иной стилистике. Это очень жесткое, натуралистичное, шокирующее документальное кино, демонстрирующее неприкрытое насилие и действующее, словно ушат ледяной воды, вылитый на зрителя. Главные герои фильма — дети, в центре повествования — палестинский мальчик. Именно через призму ощущений и эмоций своего маленького героя Джеймс Лонгли рассказывает о ежедневных зверствах сионистов. О том, как в детей, идущих в школу, стреляют из автоматов. О том, как жители Газы подвергаются беспрестанным жестоким ночным бомбардировкам. О том, как бульдозерами безжалостно сносят дома палестинцев, несмотря на то, что их обитатели находятся внутри и далеко не всегда успевают покинуть свои жилища. Наконец, о том, как израильтяне используют запрещенные нервно-паралитические газы. Перед зрителями предстает ужасающая картина: молодые женщины, старики, бьющиеся в конвульсиях, мучимые страшным удушьем, изуродованные тела погибших во время очередной бомбардировки, огромное количество раненых. При этом сам Джеймс Лонгли, присутствовавший во время показа своего фильма на московском фестивале "Палестина на экране", признался, что его картина лишь на 10 % отражает все то, что происходит в Секторе Газа. Надо сказать, что этот фильм оказал необычайно сильное эмоциональное воздействие на аудиторию. Когда был зажжен свет, и зрители могли обратиться к режиссеру с вопросами, одна пожилая женщина встала и сказала, что, по ее мнению, американский журналист совершил подвиг.

Эти фильмы еще раз подтверждают, что и народы нашей страны, и палестинцы сегодня находятся в одинаково унизительном и бедственном положении, причем они имеют не только сходные проблемы и задачи, но и, самое главное, общего врага. Данные картины обнажили подлинное лицо этого врага, неприглядное и омерзительное. Они напомнили зрителю, что этот враг подвергает страданиям и издевательствам как палестинцев, так и русских. Необходимо, чтобы этот факт стал для наших соотечественников очевидным — именно это станет залогом победы.

Аллах Акбар! Но пасаран!

1.0x