| | | | |
Олег Щукин
ПРОТОКОЛ КИОТСКИХ МУДРЕЦОВ
По итогам встречи президента РФ Владимира Путина с председателем Госсовета КНР Вэнь Цзябао 25 сентября 2004 года было заявлено, что Китай не будет возражать против вступления России в ВТО, а Россия ратифицирует Киотский протокол. Более серьезного удара по Америке и лично по Джорджу Бушу-младшему — разумеется, если не рассматривать вариант ядерной войны, — нынешний "хозяин Кремля" вряд ли мог нанести. И, несмотря на то, что близкая клану Бушей корпорация ConocoPhillips получила 7,59% акций ЛУКОЙЛа в срок и по оговоренным ценам, сути дела это не меняет.
Впрочем, по порядку. В декабре 1997 года в японском городе Киото участники Третьей конференции ООН по изменению климата подписали (парафировали) протокол, предусматривающий необходимость снижения выброса "парниковых" газов, прежде всего двуокиси углерода (СО2), к 2008-2012 годам по сравнению с 1990 годом. При этом было установлено правило "55 + 55": данный документ вступает в силу через 90 дней после того, как его ратифицируют, во-первых, не менее 55 государств-участников Протокола, а во-вторых — экономически развитые страны, чья "парниковая" квота составляет не менее 55% общего объема выбросов 1990 года.
Разумеется, вокруг этого документа сразу же началась ожесточенная информационная война. Понять ее истинные причины можно лишь вспомнив, что Соединенные Штаты, где проживает около 4% населения Земли, потребляют около 40% энергоресурсов мира, при сжигании которых, собственно, и образуется основная масса "техногенного" СО2. Разумеется, это обстоятельство дает грандиозные конкурентные преимущества американской экономике и вызывает хотя подспудное, но весьма четкое недовольство со стороны других стран мира. Чтобы хоть как-то сгладить подобное неравенство и продемонстрировать "глобальную ответственность" США, президент-демократ Билл Клинтон и дал указание подписать Киотский протокол. Если мировой выброс СО2 в атмосферу должен был уменьшиться к 2008-2012 гг. по сравнению с 1990 годом на 5,2%, то Соединенные Штаты обязались сократить свои выбросы сразу на 7%. Однако конгресс, в котором и тогда было республиканское большинство, отказался ратифицировать данный документ. "Цена вопроса" там была подсчитана почти сразу же: эти 7% равноценны почти 9 млрд. т СО2, а поскольку сокращение выброса 1 "парниковой" тонны стоит, по оценкам экспертов, минимум 150 долларов, то Вашингтон должен был раскошелиться ни много ни мало — эдак на триллион, а то и на два "баксов". Делать деньги из воздуха янки научились уже давно, но вот тратить деньги на воздух — вовсе не в их привычках. Поэтому ставший президентом Дж.Буш-младший практически сразу же после инаугурации, в марте 2001 года, заявил, что Киото выдвигает слишком тяжелые требования к экономике США и вообще, американский образ жизни не может быть предметом обсуждения — тем более со стороны других стран мира. После чего судьба Протокола целиком и полностью оказалась в руках России: тяжелое советское прошлое оставило ей в наследство почти 10% общемировой квоты парниковых газов — как раз столько не хватало совместным усилиям ЕС, Китая и Японии для взятия 55%-го барьера. После чего мнение официального Вашингтона и лично Джорджа Буша-младшего оказывалось с точки зрения международного права не имеющим никакого веса: США должны были автоматически подчиниться требованиям подписанного, но не ратифицированного ими документа. Правда, бравым техасским ковбоям никакое международное право с ООНами вместе давно не указ, что было за последние годы подтверждено не раз и не два, включая агрессию в Ираке. Но всё же Америку остальному миру это противопоставляло "весомо, грубо и зримо".
Поэтому на Россию давили с двух сторон: ЕС и Китай требовали от нее присоединиться к "киотским мудрецам", а Соединенные Штаты, понятное дело, придерживались прямо противоположной позиции. И проамериканское лобби в Кремле, самым ярким представителем которого был и остается советник президента РФ по экономике Андрей Илларионов, делало всё возможное, чтобы Кремль не надел "парниковые оковы" на отечественную (хотя ее-то "ручонки" туда-сюда проходят свободно, им до советского уровня еще расти и расти), а заодно — что гораздо важнее — и на штатовскую экономику. Еще в октябре прошлого года Путин заявлял "городу и миру", что РФ присоединяться к Киотскому протоколу не намерена. А вот сейчас заложил такой крутой вираж, фактически подставив "друга Буша" и обозначив перед Америкой перспективу стратегической связки ЕС-Россия-КНР, которая еще Трумэну виделась в страшных снах.
Что стало тому причиной? Беслан? Перспективы грядущих президентских выборов в США? Китайский фактор? Или это просто острый политический сигнал Кремля, требующий от Вашингтона какой-то четкой и немедленной реакции? Ведь не зря же все информационные агентства мира цитируют слова директора по климатической политике Greenpeace Стива Сойера: "Я поверю, что Россия подписалась под Киото только после того, как она это сделает". Что ж, пока подпись не поставлена…
1.0x