Авторский блог Полина Винникова 00:00 1 сентября 2004

АПОСТРОФ

Филип Пулман. "Темные начала", часть вторая "Чудесный нож". — М.: Росмэн, 2004, 413 с., 50000 экз.
Реклама в метро — верный признак того, что рекламируемый товар предназначен для категории покупателей "ниже среднего". Книги Филипа Пулмана (Philip Pullman, г.р. 1946) рекламируются в метро наряду с "ироническими детективами" Дарьи Донцовой и другими "шедеврами" — "бестселлерами" — "хитами" массовой культуры. Как говорил персонаж одного старого фильма, "он вроде фраера, но не фраер, точно".
Это книга, похожая на сон. Картинки идут на уровне подсознания — у Роулинг, с которой, как не устает твердить реклама, Пулман уже соревнуется по продажам, такого нет. Но Роулинг "берет выше", на интеллект и эмоции, пытаясь приблизиться к Толкину, здесь же всё упаковано под секонд-хэнд. Параллельные миры, любовь среди сильных мира сего... вернее — и сего, и того: люди, ангелы, ведьмы, воздушные шары, и всё это на фоне северного полюса да нашей промороженной равнины невдалеке от Енисея. Всё для впечатления и "впечатывания" в читателя.
А с точки зрения смысла?
Как известно подавляющей (не в том смысле, что самой большой, а в том, что она действительно на всех остальных здорово давит) доле населения земного шара, мы живем в наилучшем из миров, наша наука на сегодняшний день достигла самых что ни на есть выдающихся успехов, а современный человек — венец эволюции, то есть такая скотина, которой всё по рогам и всё можно.
Но вот Фридрих Ницше, который впервые столь открыто провозгласил заманчивые тезисы, что "Бог умер", а выше скотины-человека может быть только человек-суперскотина, кончил очень плохо и некрасиво, как, впрочем, и его последователи-нацисты. Психушка, виселицы, костер, пожирающий отравившегося фюрера — всё это как бы не радует...
Так что для определенного сорта людей, вроде бы стремящихся к полной свободе и вроде бы атеистов, получается известная ситуация: "и хочется, и колется, и маменька не велит". А современный "цивилизованный" человек, в массе своей, очень любит поберечься, сохранить "мораль" и как следует логически обосновать свои подсознательные хотения.
Трилогия Пулмана вполне адаптирована для массового цивилизованного чтения. Идеи Ницше о том, что "Бог умер", что "греховное также способствует возвышению человека", что, словами Пушкина, "двуногих тварей миллионы для нас орудие одно", все присутствуют, но как бы не доведены до конца: Бог не умер — его только собираются убить, двуногие твари-орудия — дети, невинные и чистые, а человек жив только до тех пор — ну, что поделать, такая у него физиологическая особенность! — пока он связан со своим деймоном, причем в деймоне ничего плохого нет, он просто так называется.
Основная мысль, которой (пока) одержимы главные герои: этот мир слишком гадок (Бог виноват), поэтому надо убить Бога и создать мир новый, хороший. Чтобы убить Бога, надо затеять новую войну и поубивать кучу детей "на топливо". Основная мысль, которой одержимы герои второстепенные, они же церковники, сторонники Бога: надо не дать свершиться такой бяке, поэтому врага надо изучать, а значит — тоже убивать детей и смотреть, что из этого получится.
Пулман замахивается невысоко, на "темные начала", если верить Дионисию Ареопагиту, — всего лишь третий чин сущностей ангельской иерархии, не выходящий, по сути, за рамки родовых отношений. Но и здесь напутать можно немало. Мать, которая "за церковь" готова убить свою дочь. И отец, участвующий в подготовке похода против Бога, который готов пожертвовать жизнью за своего сына. Добро и зло перетекают одно в другое. Дети, которые в первой книге, "Северное сияние" представлялись Лире, главной героине, добром и абсолютной ценностью, во второй уже заслуживают ее порицания — как мерзкие, злобные, тоже готовые на убийство существа. О взрослых и говорить нечего. Короче, экспроприируй экспроприаторов!
Бог у Пулмана — вовсе не Любовь, он смертен, ангелы готовы в любой момент предать его, объединиться с ведьмами и переметнуться на сторону лорда Азриэла. А дьявол ("деймонов" в расчет не берем), наоборот, представлен в виде бессмертной и вездесущей Пыли, способной сломить волю человека (женщины-ученой, бывшей монахини). Тогда как церковь в лице миссис Колтер действует большей частью материально: например, пальцы пойманным лазутчицам ломает или мучает физиологически необходимых человеку деймонов.
В общем, у детей и молодежи, для которых книга, по идее, предназначена ("Детская книга для взрослых сердец", значится на обложке), есть большой соблазн в результате прочтения "Чудесного ножа" свалить все тяготы мира на Бога. А дьявол — это так, пыль, что с неё взять?
Издательство "Росмэн" на сегодня — очевидный лидер, звезда первой величины в деле американизации и, можно сказать, даже сатанизации российского книжного рынка. Жанр "фэнтези", вне сомнения, будет одним из главенствующих на Международной Московской книжной ярмарке-2004, которая открывается 1 сентября. То ли спрос рождает предложение, то ли, напротив, предложение — спрос. И рядом с росмэновским "созвездием" инфернальной мистики наверняка проявятся и другие, помельче. А если звезды зажигают — значит, это кому-нибудь да нужно. Но кто сегодня сможет написать и издать такую книгу, которая сможет затронуть сердца, которые хотят стать взрослыми, "перевесив" Гарри Поттера и Лиру с Уиллом? Что-то не видно таких гениев. Деймоны их покинули, что ли?

1.0x