Авторский блог Юрий Панченко 00:00 25 августа 2004

ВЯТСКИЙ ТУПИК Лица власти меняются. Принципы — нет

| | | | |
Юрий Панченко
ВЯТСКИЙ ТУПИК Лица власти меняются. Принципы — нет Каждый губернатор должен построить дом и посадить дерево... Фото В. Александрова
ПоЧему мы в России живём так, отвратительно от самой жизни? Все прежние столетия мыслители наши работали над лучшим устройством жизни народа в стране, страны в мире, и что мы имеем сегодня? Неужели их размыслительная энергия была ошибочна — вся, на протяжении всей нашей прежней истории, а происходящее в последние пятнадцать лет и есть окончательная истина?
Уезжая в Москву из города Кирова, на вокзале я прошёл мимо туалетов и на двери мужского увидел картонную вывеску с редким текстом: "Туалет сломался, мужчинам идти в женский". "А куда же женщинам?" — подумал я машинально и увидел: из женского туалета выходят все сразу. "Ну и как там?" — спросил у мужчины вышедшего. "Дак чего? Позорно. Стоят в очереди, в одну кабинку мужики, рядом бабы, кабинок несколько. Стыдно людям, дак не за вагоны бежать!"
Наша культура. То есть, уточню: культура наших начальников. Унижение человеческого достоинства даже и тут. Интересно, если бы в Берлине, в Вене устроили бы подобное, долго бы в своих кабинетах просидели и начальник вокзала, и мэр города? Почему за оскорбление людей не отвечает никто?
Надо вернуться из столицы, пожить в Кирове провинциальном, и не среди трибунного и кабинетного вранья, а вместе с народом. Тогда получится ответить на многие "для чего и почему".
На примере Вятки можно увидеть проблемы любой нашей области и нашей страны в целом.
Многие вятские жители, вернувшись из поездок в другие города, на контрасте отмечают ужасную грязь своего областного города. Тротуары здесь в дырах и ямах, по ним почему-то ездят иномарки. Да, прямо по тротуарам, иногда вплотную к пешеходам. Для защиты от автомобилей тротуары перегораживаются цепями, бетонными кубами. Ещё по тротуарам часто плывёт вырвавшееся из канализационных труб содержимое, распространяя над улицей соответствующие запахи и подсказывая: вспышка любой холеры здесь реальна и — неудивительна. Водители матерят городские дороги, на газонах растёт не гладенькая трава-мурава, а лебеда, крапива, лопухи, ещё какие-то дикие растения высотой в человеческий рост. Мне рассказывали о том, как влияет культурное состояние города на экономику: приехавший сюда немецкий промышленник, рационально желавший заинвестироваться в местную "промышленную инфаструктуру", проехал по здешним улицам от вокзала до гостиницы, прогулялся по городу и проводить переговоры не стал со словами: "В таком грязном городе бизнес делать невозможно: деловые люди так не живут".
Как раз этого не понимают местные начальники, для них вся культура — чистый служебный автомобиль и длина юбки секретарши. "Имям культура не нужна", — местная народная поговорка.
Кировский мэр годами жалуется, что на нормальное удерживание городского хозяйства ему из областного бюджета регулярно недодают то ли миллионы, то ли миллиарды. Но если каждая городская семья худо-бедно зарабатывает на себя и не просит деньги в мэрии, почему городская власть не способна заработать на оплату нужд города и на его развитие? Почему и вся Кировская область тоже не способна заработать на своё развитие?
Простые вопросы для чиновников из местной власти самые кошмарные. Ответов на них, на простые и ясные, не дождаться. И как отвечать, не затрагивая тему отношения трудящихся к получению прибыли от результатов труда? К бессмысленности труда бедных на богатых? Как провернуть словесные выкрутасы вокруг темы наплевательского отношения наворовавших из общегосударственного, разбогатевших к нуждам всего общества? К городу своему? К области своей? Им она нужна, родная, ими же обворованная земля?
Полгода назад на Вятке проходили выборы нового губернатора. В списке "страдальцев за народ" тогда выстроились 12 кандидатов, и все, конечно же, уверяли избирателей в единственном своём желании: сделать жизнь народа иной, трудиться ради народа. В три часа ночи вскакивать оторопело и думать: а чего я ещё не сделал ради народа? Не знаю, может быть, победивший не видит соратников среди бывших конкурентов, но если кандидатов в самом деле воспринимать как лидеров области, людей, способных вытащить экономику области из нищеты, то их следует объединить и совместно разработать стратегию успеха, с их помощью успеха добиваться... Я не хочу сказать, что кандидат, ставший губернатором, Шаклеин Н.И., ото всех них избавился, другое меня заинтересовало: где желающие "помочь любимому народу" сегодня? Создали своё общество для выработки идей? Самостоятельно помогают различным слоям населения решать социальные интересы? Тратят деньги на деятелей культуры, созидающих в нищете? Шефствуют над детскими домами, общественное в трудах своих тяжких не забывая?
Почти все они заняты личным бизнесом, приумножением своих капиталов. Что за картина получается? Дайте мне власть — буду за народ, а не дадите власть — буду только за себя?
Лет десять назад гайдары—чубайсы—бурбулисы нам врали, что рынок всё поставит на места, а "бизнесмены" через труды свои тяжкие вытащат Россию на крепкую дорогу развития, устроят и сильное производство, и решение страшной проблемы безработицы. Каковы итоги?
В Москве могут и не поверить таким цифрам, но полгода назад, в 2003 году: нищих с ежемесячным доходом ниже прожиточного минимума, до 1972 рублей, было в Кировской области — 478,5 тысяч человек, или 31,9% от числа всех жителей области. А бедных, с доходом от 1972 до 4026 рублей, — 686 тысяч, или 45,8%. То есть 77,7% населения, 1 миллион 164,5 тысяч человек живут в нищете и бедности. "За наши счастливые жизни спасибо, родная страна"?
Считаем дальше. Высоким достатком на Вятке официально называется доход от 4026 до 12592 тысяч рублей, так живут 329,7 тысяч людей, 22% от общего числа. И совсем отдельно — "страшно далеки они от народа" — живут 0,3% численностью 4,8 тысяч человек с доходами свыше 12 с половиной тысяч рублей. Официально не уточняется, что многие из этих 0,3 % имеют доходы ежемесячно 20, 50, 70, 100, 120 тысяч рублей. Возможно, и поболее; возможно, ещё и в других городах и областях; возможно, и за границами России.
Главное в том, что жизнь для миллиона с лишним человек уныла и бессмысленна, а иногда и самоубийственна из-за беспросветности, безысходности и перенапряжённой психики.
Оно, основное население, так ли должно жить на своей родной земле, среди нескудных природных богатств? Вкалывать за 50 у.е. в месяц — если ещё заработанное выплатят вовремя, — матом рассказывая, как мечтают отсюда куда-нибудь у-е-нуться, "чтобы глаза такого не видели и дети мои не знали"?
Что переменилось на Вятке в первом квартале этого, 2004 года. Населения стало на 20 тысяч меньше. Объяснений в официальном документе нет, но, видимо, население вымирает, потому что здесь, на Вятке, успешно растёт число больных, спивающихся, теряющих трудоспособность от питания комбикормами, несчастных грабителей, пошедших на преступление по причине "я сильно есть хотел, а купить не на что".
Количество нищих и бедных выросло до 79,1%, это уже почти 80% ото всего населения области, если учесть нигде не прописанных бомжей, сплошь и рядом роющихся в мусорных баках в областном Кирове и городах поменьше. Местного начальствующего и прочего ворья, жирующего на бедах страны, почему-то стало 0,2%, хотя никто против них здесь не воевал и местных трёхбородочников из особняков в тюремные условия подобно Ходорковскому не переселяли.
Ну что, будем и дальше проваливаться в окончательное разорение страны нашей России изнутри с уничтожением через скотские условия жизни и труда самого коренного населения?
На Вятке придумали провести форум по борьбе с бедностью. Что толка не выйдет, я понял, когда увидел из программы: всеми основными совещаниями будет руководить доктор искусствоведения. Он понимает в организации современной экономики? Весело...
Форум — это когда к местному дому правительства на километр не подпускается ни одна машина, кроме специальных. Когда улица пуста, расстояние ровно два квартала, а участников из правительственной лучшей гостиницы города с милицией впереди везут к заветному крыльцу. Участники — московские и нижегородские советники, гендиректора, директора стратегических институтов, институтов проблем, главные специалисты, куда-то ведущие специалисты и ни одного перед ними нищего и бедного. Бомжа, рухнувшего перед дверями гостиницы со спецномером для Кириенко, милиция унесла с глаз долой моментально, чтобы мысли "высокого руководителя" не отвлекал. Форум — это когда случайные для данной территории, для накопившихся тяжёлых проблем люди, считающие себя "специалистами", собираются все вместе и напролом, перебивая конкурентов, с самодовольными улыбками рассказывают, насколько они замечательны.
"Стыдно, когда власть допускает бедность, — трудно, но честно сказал на форуме вятский губернатор Н.И.Шаклеин, — стыдно за такую власть". Замученным и тоскливым выглядел он на "круглых столах" среди тарабарских речей, пахнущих крепко сайентологией и хаббардизмом.
Видел бы дядя Петя из деревни нищей, с каким наслаждением, с какими улыбками рассуждали на форуме о нищете, заранее любя себя за "научные открытия" господа — только так друг друга называя, — докладчики, выучившие штампы "системный блок" — по отношению к людям, а не к компьютерам, "точки роста" — при обвальной бедности народа, — "города-реципиенты" — откуда они берут за свою "деятельность" возможность жить с довольной ухмылкой хотя бы двое суток, любя себя на дневных беседах и на вечерних торжественных банкетах, оплаченных местными богатыми, и те затраты на праздник бесовщины сразу перекладываются на того самого дядю Петю нищего недодачей заработанного.
С какими тоскливыми глазами сидели на совещаниях вятские люди, от которых на самом деле зависит жизнь народа, — руководители сельских районов, мэры городов. "Нас, взрослых, учат ходить, — сказал один из них, — только учат хоть по-американски".
Беседа в перерыве с местным думающим человеком.
"Они нас принимают за дураков. Я приехал в один из районов, в деревне разговариваю с местным народом. Диалог такой:
— Мужики, как живёте?
— За прошлый месяц зарплату дали нам, по 10 рублей на человека.
— Так это же цена булки хлеба! Чем вы живёте?
— Воруем.
— А разворуете остатки? Дальше чем жить?
— Будем умирать".
Со стороны вятских выдвинулось предложение, — давайте обсуждать вот какие темы: достойные трудящегося условия труда, честное распределение материальных продуктов труда, заинтересованное отношение человека к государству, честное отношение государства к человеку.
Отвергнуто и заболтано приезжими "экспертами" — сразу.
Местный поп предложил свою победу над бедностью: всем нищим идти в церковь и впереди себя нести десятину от остатков своих, и как можно большим числом "воцерковлённые" должны быть. Весело...
А на Вятке за последние 10 лет просто исчезло 1118 населённых пунктов, сёл и деревень...
Ничего. Рать банкетная сделала "потрясающие открытия", слушая которые, начинаешь всерьёз соображать, ты с ума сошёл или сторона говорящая?
Открытие: бедные и богатые есть в любом городе, в любой деревне.
Спасибо, без искусствоведов и "экспертов" не знали...
Открытие: борьбу с бедностью надо поручить некоммерческим организациям.
А почему же не бизнесменам, нищету наплодившим?
Открытие: власть интересуют критерии бедности, нам научно надо определить значение бедности.
Пожалуйста. Подите, пообедайте из мусорного ящика, дойдёт сразу.
Открытие: постепенно поднять зарплату до прожиточного минимума.
Или такое: нищий должен через Интернет — вот это блеск! — посмотреть, что ему подаст государство.
И самое жестокое, просто подлое открытие: раздать нищим продуктовые карточки в обмен на изъятие паспортов и лишение их всех гражданских прав.
Ну как, не зря здесь поработали специалисты-сайентологи по созданию резервации для Вятской губернии "конкретно"? Не зря настойчиво и цинично внедряли американские принципы жизни: выжми из любого человека силы, способности, наживись на нём и забудь, что он — был.
На прощание — пожелание "экспертов": "Хватит воспроизводить миф о бедности, бедность находится в головах, как верно перефразировал М.Булгакова Кириенко".
На прощании с трибуны вятичам объяснили: если человек способен купить стиральный порошок — он не бедный. Но не тот порошок, что какой-то дизайнер впаривает годами в рекламе, а есть и подешевле. И не должны вятичи хотеть пылесосы, холодильники, телевизоры, автомобили. И не должны думать, что В.В.Путин пообещал всем квартиры к 2010 году. Вятичи должны вкалывать.
Интересно, что собравшиеся на торжественное закрытие темы "борьбы с бедностью" аплодировали этим разъяснениям...
И ни слова — о самом главном, о праве любого гражданина России на часть собственности своей страны. На свою долю ото всех богатств. На право не голодать, требуя выплаты заработанного, на право не наблюдать по НТВ и прочим каналам, как те 0,3%, что на глазах всей России, на глазах всего мира вывозят из нашей страны любые богатства и продают их, само обогащаясь, а народу остаётся — шиш с маслом, но и масло — украдено. Что по всей России, что по любому району Кировской области.
Русские люди, пожалуйста, будьте бдительны во всякой области страны нашей России. Идея резервации для нас уже озвучена, и возможно, мы её ещё услышим в Государственной думе от депутатов, избранных вроде нами же: сытый голодного не разумеет.
К гоголевским "дуракам и дорогам", прибавилась паханскими "реформами" третья, карамзинская причина бедности: "воруют". Страшное трёхглавие не сказочного, реального змея-горыныча с аппетитом ненасытной саранчи.
На Вятке множество хвойных, лиственных лесов. Река Вятка все прежние века носила по себе речные суда, работала на общество. На территории области и сегодня много заводов различного профиля, чего-то да способных производить. Но что от любой продукции, произведённой здесь, в виде материальном достаётся любому жителю области не из начальства, а из народа?
Ничего. Совсем ничего. Вспомним: "дали за месяц десять рублей..."
Представьте себе семью, где один из её членов общее имущество семейное постоянно продаёт на сторону по дешевке. Всем понятно, почему мы так живём?
Передовые люди России — тот же сосланный когда-то на Вятку А.И. Герцен — за жизнь подобную не боролись. И они, умнейшие в истории прежней, не правы? Те, кто хорошей жизни хотел для народа?
Так не бывает. Социальные законы столетиями открывались не по принуждению, не по прихоти, не по заказам царей, премьер-министров. Социальные законы не изменчивы так же, как законы физики: наличие плюса и минуса в природе электричества указом президента не отменить, плюс и минус могут при ума присутствии давать свет, тепло, изготовление любой продукции, а при модели несколько иной разнести всякий объект к чёртовой матери, что дом, что государство.
А проблемами освобождения от угнетателей, от рабства, проблемами социальной справедливости первыми в России занимались не большевики, задолго до них без всякой академической теории принялись за решение практическое порожденцы горя народного Болотников, Разин, Пугачёв, и Минин был, и Пожарский, для ежедневного напоминания честного отношения к стране своей памятником оставшиеся на самой главной площади России, на Красной.
На пикетировании правительства вятского пожилая женщина кричит в лицо чиновнику: "Мы вас выбираем — а вы нас обманываете!"
Но что сделает любой губернатор любой области России, когда из Москвы, с самого верха чиновничьего светлые ветры благодатные не начинаются, и народам страны лучше жить не становится?
Не закричали бы, как на Вятке, в лица, известные на Красной площади. Или, наоборот, народы российские согласятся безмолвно с очередным не называемым официально рабством?
"И спросим тогда каждого: где ты был, когда земля наша корчилась от боли? Где ты был и что делал?" (Из кино об июне 41-го года).
Вятка (Киров)
1.0x