| | | | |
Даниил Торопов
НА ПОРОГЕ ПЕРЕМЕН
Папа Иоанн Павел II готовится к очередной пастырской поездке, несмотря на крайне тяжелое состояние. Вопрос о его преемнике уже давно обсуждается открыто, весьма вероятно, что следующий глава Римско-католической церкви будет, как и Иоанн Павел II, иностранцем. Во всяком случае из назначенных недавно трех десятков кардиналов только шесть итальянцы. Но при любом исходе прогнозируется усиление американского влияния в Святом Престоле.
В 1978 году на престол святого Петра взошел краковский митрополит кардинал Кароль Войтыла, принявший имя Иоанн Павел II. Своим избранием Войтыла был обязан по одной версии прогерманской группировке, по другой — могущественной организации внутри Католической церкви — "Opus Dei" ("Божье дело"), закрытой структуре консервативного толка, сравниваемой иногда с орденом иезуитов. Правда, времена Эскрива де Балагера давно прошли, у организации тяжелые времена — более того, острословы именуют ее "Опус худеи", то бишь дело евреев.
Иоанн Павел II разрешил кризисную ситуацию семидесятых — восстановил внутрицерковную дисциплину, затушил радикальные настроения, связанные с "теологией освобождения", и постепенно вернул католической церкви популярность. При нем международное влияние Ватикана достигло небывалых размеров (впервые за два века).
И только Россия остается (пока) вне досягаемости папы. Более того, агрессивная активность католических миссионеров, учреждение на территории РФ, создание митрополии — привели к резкому неприятию деятельности Католической церкви в России со стороны как Русской Православной Церкви, так и вполне светских кругов.
Недавно обломился и значительный пиар-ход, связанный с возвращением в Россию Казанской иконы Божией Матери. Десять лет икона находилась в самом сердце Ватикана — в личных покоях папы Иоанна Павла II. Папа желал лично отвезти ее в Россию, шел рекламный "слив" о том, что Иоанн Павел II молится на святой образ. Кульминацией пиар-кампании стали визит в Ватикан казанской делегации и личная получасовая аудиенция мэра Казани у Иоанна Павла II. Но оказалось, что речь идет не о чудотворном образе, известном с XVI века — это всего лишь один из списков (копий) иконы. Заключение об этом сделала совместная комиссия специалистов России и Ватикана после научной комплексной экспертизы. Посему папы не будет — все ограничится двумя кардиналами, которые передадут икону в день Успения Пресвятой Богородицы во время праздничного богослужения в Успенском соборе Кремля.
На фоне давления со стороны католиков в официальной России все спокойно. Недавно Управляющий территорией с супругой и букетом белых роз навестил приболевшего Патриарха в его новой резиденции в Переделкине. Алексий II рассказал президенту о предстоящем Архиерейском соборе РПЦ, который пройдет в начале октября. Собор должен подвести итоги четырехлетней работы Церкви, а также наметить перспективы ее дальнейшей деятельности. Также после Собора состоится общественно-церковный форум, который рассмотрит вопросы демографии, укрепления семьи и нравственности, а также проблемы "сохранения жизни еще не рожденных детей". "Брат во Христе" Владимир был, как обычно, изящен в формулировках: "Вопрос прерывания беременности мы должны решать сообща в интересах людей". Среди тем, которые будут рассмотрены на Соборе, — переговоры о воссоединении с Русской Православной Зарубежной Церковью.
"Конструктивный диалог" власти с Московской патриархией успешно продолжается.
Светски настроенная интеллигенция периодически поднимает истерику по поводу "клерикализации" страны и наступлении Церкви на свободу. На деле происходит совсем другое.
Год назад в "НГ-религии" была опубликована статья доктора философских наук Михаила Шахова, в которой анализируется реальный политический потенциал Московского патриархата. Шахов утверждает, что "партнерство" РПЦ с государством носит неравносторонний характер, ибо последнее уступает только тогда, когда это ему практически ничего не стоит или создает необходимый пропагандистский эффект. По факту политическая элита России ориентирована на совершенно иные идеалы и ценности. Старовер Шахов, естественно, не испытывает особых симпатий к РПЦ-МП, тем интереснее его вывод, что "в России реальна не "клерикализация" (с сильной самостоятельной Церковью, вмешивающейся в дела государства), а новая "синодализация" — сближение Церкви с государством по инициативе последнего".
Этакая эрефовская пародия на симфонию властей. Церковь в лице своих высших иерархов сегодня полностью ассоциирует себя с государством. Патриарх публично призывает участвовать в выборах. Власть духовная готова поддержать любое начинание светских властей, каким бы антинародным, а зачастую антихристианским оно ни было. Более того, некоторые иерархи бегут впереди паровоза, то есть занимают позицию гораздо более жесткую, чем госчиновники — пример, ситуация с ИНН — отказываясь слушать голос паствы (в конечном счете тоже Церкви!) и наказывая за мнимое непослушание.
И привычно молчит оппозиция, предпочитая не ставить неудобных вопросов.
Всё это может привести к очень печальным последствиям.
История тому свидетель.
1.0x