Авторский блог Тит  00:00 18 августа 2004

Неблагодарность

 Парализована работа реставрационных мастерских центра им. И.Э.Грабаря

На изломе лета, в самый день Илии Пророка, в Москве произошло событие, смахивающее на отвратительную провокацию. Во всяком случае фон произошедшего весьма провокативен.

К великому сожалению, в этой ситуации замешан доселе уважаемый человек, иерей Русской Православной Церкви, а также десятка два привлеченных им православных мирян. Другие действующие лица драмы — это московские художники-реставраторы, оказавшиеся, по сути, заложниками этой темной истории. Где-то на заднем плане маячит безвестный чеченец, владелец территории бывшего консервного завода, расположенного в самом центре столицы. Имеют место быть два десятка крепких бритых молодцев "славянской национальности". А над всем над этим витает некий фантом: экс-министр культуры РФ, ныне пониженный в должности, но не уволенный с государственной службы.
Речь идет о силовом захвате мастерских Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. Грабаря, расположенных в строении храма Воскресения Христова в Кадашах.

Канва событий такова: 2 августа неизвестные молодые люди более чем светской наружности скрутили сонного сторожа, заняли мастерские и заявили о том, что отныне храм переходит во владение общины, которой руководит священник отец Александр (Салтыков). Позже приехал хорошо одетый господин, объявивший себя адвокатом Зельдовичем. Он обещал привезти некое постановление, узаконивающее беспредел. Но только через три дня появилось тут же, впрочем, отменённое решение районного суда города Калининграда (!). Далее прибыли собственно члены общины во главе с настоятелем. Пока шел молебен, бритые молодцы суетились: перерезали телефонную связь, к церковной ограде XIX в. приварили колючую проволоку. Ими же были быстренько расчищены от инструментов и материалов реставрационные столы, на которых появились откуда-то современные ноутбуки, при помощи которых несколько операторов вышли через сотовую связь в Интернет. По музеям страны полетели электронные письма с уведомлением о том, что отныне мастерских не существует, и с предложение забрать отданные на реставрацию экспонаты, среди которых обреталась плащаница, вышитая жемчугом и золотом — вклад жены царя Иоанна Грозного, архиерейские облачения Патриарха Никона; церковная резьба по дереву, деревянные скульптуры Св. Николая, Архиепископа Мирликийского XVI-XIX вв., стенка египетского саркофага 1 в. от РХ и т. д.; сотни музейных картин, находящихся на экспертизе, в том числе проводимой по заданию правоохранительных органов…

Надо сказать, что когда вечером 2 августа мне позвонила шокированная происходящим сотрудница Центра Грабаря и поведала в общих чертах о случившемся, я стал ее успокаивать: это-де жест отчаянья православных людей, завтра все разрешится, экспонаты не пострадают, налицо недоразумение…

К великому сожалению, я ошибся. Сейчас уже абсолютно ясно, что на глазах обомлевших реставраторов некой безвестной силовой структурой была осуществлена четко спланированная акция, по стилю и методу напоминающая пресловутые "захваты" в процессе криминального передела собственности. Только на это раз захвачена не бензоколонка, не ликеро-водочный завод, не нефтяная компания, а здание Центра Грабаря — старейшей и уважаемой государственной реставрационной организации.

Однако ничего на следующий день не разрешилось. Прошло две недели, а воз и ныне там. Сотрудники Центра Грабаря пишут возмущенные и пока безответные письма в Прокуратуру, Патриархию и правительство, а бритые "общинники" под прикрытием батюшки продолжают контролировать здание, запрещая доступ туда реставраторам.

Как такое возможно? Как вообще могла возникнуть такая ситуация? В 1992 году Ельцин выпустил постановление о возвращении всех храмов Церкви. Однако на практике это дело оказалось непростым. Государство взяло на себя обязательство выделить учреждениям, находящимся в зданиях церквей, альтернативные площади. Но из-за нехватки денег во многих случаях дело застопорилось. То же самое случилось и с реставрационными мастерскими. Предлагаемые реставраторам здания были или непригодны для размещения Центра, или тут же "уводились" более богатыми организациями.

Наконец-то в середине лета ситуация, похоже, разрешилась. Центру было выделено приемлемое помещение на улице Радио. Это помещение требовало ремонта, планировался поэтапный переезд. В этот момент и случилась провокация в Кадашах…

Самое неприятное, что в результате содеянного тень ложится на всех православных людей. Словно мы не благодарны нашим реставраторам, спасшим великое множество икон, хранившим на протяжении многих безбожных лет искры православного мировоззрения.
В конце концов, эта реставрационная мастерская была основана в июне 1918 года по благословению Святейшего Патриарха Тихона. В эпоху государственных гонений на Православие реставраторам пришлось принять на себя роль единственного хранителя и защитника памятников древнерусского искусства, противодействовать сносу церквей, продаже за рубеж икон и картин. Мастерские Грабаря сохранили для Отечества такие святыни, как Образ Богоматери Владимирской, Троицу Андрея Рублева, храм Василия Блаженного. Многие сотрудники центра в 1930-е годы заплатили своими жизнями за преданность русским святыням.

Кстати, в 1934 году Центр был разогнан под предлогом острой необходимости занимаемых им помещений "общежитию дворников дома правительства", и воссоздан лишь в 1944 г., в период Великой Отечественной войны.

За время своего существования Центр имени Грабаря отреставрировал сотни тысяч памятников искусства, десятки тысяч древнерусских икон — в том числе для различных приходов РПЦ — испорченные во время войны картины из советских музеев и из Дрезденской галереи, а совсем недавно — из разоренного, разгромленного грозненского музея. При этом все эти годы Центр находился на положении "пасынка", получая от властей здания по "остаточному принципу", и прежде всего — помещения ранее закрытых московских храмов. Один из таких храмов, ныне захваченная церковь Воскресения в Кадашах, был передан Центру в 1964 году, сменив до того в качестве владельцев клуб колбасной фабрики и различные хозяйственные службы КГБ СССР. Храм был полностью отреставрирован и приведен в порядок…

Времена изменились, и вот уже сбитая, словно секта, община отца Александра Салтыкова воюет с русскими реставраторами. Как-то некрасиво получается. Не по-божески…
Но, может быть, дело не в отце Александре и его прихожанках? Может быть, они всего лишь инструмент в руках тех, кто пытается во что бы то ни стало поссорить русскую гуманитарную интеллигенцию и церковь?

Хотя, впрочем, подоплека этой истории может быть гораздо банальнее. Брошенные на произвол судьбы государством учреждения культуры ведь не имеют собственной "крыши". Музей или реставрационная мастерская представляют собой легкую добычу для любого хищника. Всколыхнувшие общество попытки превратить территории музеев-усадеб "Архангельское" и "Мураново" в стройплощадки для возведения элитных коттеджей и нынешняя ситуация с храмом Воскресения в Кадашах, возможно, имеют нечто общее.
Гектар земли в самом сердце Замоскворечья стоит дорого. Так что слухи о некоем тайном паритетном соглашении между директором соседствующего с храмом консервного заводика и воинственным священником могут быть подтверждены в будущем наихудшим образом.
Как будет смотреть в глаза людям отец Александр, если его бескомпромиссная борьба с реставраторами обернется гегемонией на храмовой территории близживущих чеченских бизнесменов?

Поражает то безразличие, с которым отнеслись в происходящему государственные чиновники, отвечающие за сферу культуры. Так, директор ФАКК, небезызвестный Михаил Швыдкой, осудив на словах действия налётчиков, со спокойной душой укатил в отпуск. Пока Швыдкой будет жариться на солнышке, полтора десятка бритых молодцев с убедительными лицами будут чинить произвол и вставать на пути желающих пройти на работу сотрудников Центра. А сотни бесценных экспонатов из музеев всей России, находящихся в процессе реставрации, остались без научного наблюдения и без защиты, неведомо в чьих руках.

1.0x