| | | | |
Денис Тукмаков
ДВОЙНОЙ БЛЕФ
Чем дальше раскручивается клубок грузино-осетинского конфликта, тем более тоскливые чувства он вызывает.
Первое, что осознаешь отчетливее всего (если отрешиться от самой навязчивой мысли последнего года: "Господи, с какой-то Грузией... воевать!.. Докатились..."), — что и за Грузию, и за Россию практически все уже решено третьей, неизмеримо более великой силой. Жалкие потуги обеих сторон конфликта выглядеть "на коне", бравурные заявления грузин, русские претензии на "контроль ситуации" — всё выглядит нелепо на фоне бесконечных консультаций Министерств обороны и иностранных дел обеих республик СНГ с их заокеанскими коллегами.
Стоит Саакашвили поговорить с госсекретарем США К. Пауэллом или американским послом Р. Майлзом — и он тут же преисполняется ощущением свершения великой исторической миссии: "Мы не будем играть в игры сепаратистов, и будем диктовать собственную стратегию дальнейших действий!" Стоит съездить Сергею Иванову в Штаты к министру обороны США Д. Рамсфельду, как уже он щеголяет своими неистребимыми филологическими изысками: "Что касается обвинений Грузии в адрес российских миротворцев в том, что они якобы не беспристрастны и якобы поддерживают одну из конфликтующих сторон, то это полная чушь с точки зрения обычной логики!"
На самом деле, заявления обеих сторон — блеф, не подкрепленный даже ротой солдат. Разница одна: наполеоновские планы Саакашвили, по крайней мере, греют душу грузинским националистам. В Кремле же и обслуживающих его СМИ пока не придумали ничего лучше, чем вытащить из исторического нафталина полуторавековой горчаковский лозунг "Россия сосредотачивается", который достают едва ли не ежедневно, завешивая им все новые и новые ляпы нашего с вами МИДа.
Второе, что понимаешь с еще большей ясностью: Кремль опять, по собственной инициативе, в который раз, вляпался в бестолковую, стратегически уже проигранную военно-дипломатическую партию, хотя вполне мог этого и не делать. Нет ничего хуже, чем быть "миротворцем" в конфликте, где одну из сторон едва ли не в полном составе представляют граждане твоей же страны. Это заведомая вилка: либо Россия будет вести себя "объективно", иначе говоря — предательски по отношению к российским гражданам из Южной Осетии; либо Россия все же примет их сторону и тут же вызовет бешенство целой своры "мировых институтов демократии", которые формально окажутся правы.
Уже сегодня Грузию одна за другой посещают "неправительственные делегации" вроде каких-то невнятных "девяти почетных консулов" из наиболее русофобских государств Европы (Латвия, Литва и прочие венгрии), которые, естественно, уже подняли вой об "агрессии русского медведя". "Мы планируем посетить Цхинвальский регион и там высказать позицию представляемых нами в Грузии государств — мы хотим выразить полную поддержку руководству Грузии", — на днях заявил журналистам почетный консул Венгрии в Грузии с показательно венгерской фамилией Заза Чарквиани.
Более того, чертовски неблагодарное это занятие — работать миротворцем в конфликте, в котором действуют сразу несколько разрозненных сил, и силы эти очень хотят действовать и дальше. Есть миротворческие войска — Смешанные Силы по поддержанию мира (ССПМ) — в которые входят российское, грузинское и югоосетинское подразделение. Формально над ними один командир — генерал С. Набздоров. Фактически же последний управляет лишь российскими солдатами, у остальных — свое начальство. Еще есть грузинская армия. Есть грузинские внутренние войска, которые работают независимо от армии. Есть грузинские спецслужбы — эти вообще самостоятельны (насколько это возможно в американской колонии). Есть почти аналогичные югоосетинские силовые структуры. Есть добровольцы — с обеих сторон. А еще есть — "незаконные бандформирования", которых участники конфликта периодически видят то в грузинской, то в осетинской форме и которые обстреливают то грузинское село Ванати, то осетинское село Сарабуки. Вот 13 августа премьер-министр Грузии З. Жвания и глава Южной Осетии Э. Кокойты подписали соглашение о прекращении огня. Через два часа оно было нарушено "неизвестными боевиками". Очевидно, следующее соглашение будет нарушено с той же легкостью.
Уважаемый генерал Набздоров придумал новый план урегулирования конфликта: "увеличить количество постов миротворцев, блокировать районы, в которых находятся незаконные вооруженные формирования, вытеснить их миротворческими силами и развести стреляющие стороны". Интересно, верит ли сам генерал в возможность "развести стороны" в условиях горной местности, когда грузинские и осетинские села в Южной Осетии стоят буквально вперемежку, и с обеих сторон с 1992 года ждут часа мщения тысячи кровников?
На самом деле, поскольку всерьез перейти на сторону Южной Осетии в этом конфликте России никто не позволит — и в первую очередь, этого не захочет сам Кремль — то остается единственный достойный выход. Вывести свои миротворческие силы, поберечь ребят, которые торчат там без толку, под улюлюканье и огонь минометов. И дать, наконец, осетинам самим разобраться с "саакашвильскими птенцами". Просто не мешать им. Не сильно закрывать границу с Северной Осетией. Смотреть сквозь пальцы, как мы это всегда умели, на странный ручеек из мужчин и грузов, который грузины непременно назовут "живой силой и техникой противника", что вот уже несколько месяцев струится с севера на юг. Пропускать бензовозы — принимая их за спиртовозы. Можно при выводе войск и пару десятков бэтээров потерять. И время от времени, в качестве отвлекающего маневра, засылать погреть косточки на пицундском пляже Жириновского.
1.0x