| | | | |
Алексей Ващенко
НАКАНУНЕ ВОЙНЫ Абхазия: ключ к Кавказу
Ситуация, которая складывается сейчас вокруг Абхазии и Южной Осетии, имеет довольно глубинные корни. Владимир Владимирович Путин выступает доблестным продолжателем дела Горбачева и Ельцина. После разгрома Советского Союза Запад признавал, что пространство СНГ, за исключением Прибалтики, является территорией политических приоритетов Российской Федерации. Также имело место устное обещание западных лидеров не распространять НАТО на Восток. И то и другое, естественно, было нарушено. Сейчас, после встречи в Шанхае в 2001 году и на ранчо в 2002-м, американцы укрепились в Средней Азии и на Кавказе. Надо сказать, что Пауэлл и Бжезинский в один голос заявили, что если бы не Путин, то США никогда не удалось бы оказаться в Центральной Азии. Конечно, нам обещали, что это присутствие сил НАТО является временным. Но сейчас видно из фактов и заявлений американских военных и политических руководителей, что Штаты обустраиваются там на постоянной основе. Надо сказать, что РФ вообще никак не прореагировала на внедрение сил НАТО в зону своих прямых интересов. Это всё внешняя сторона проблемы, не говоря уже о Балканах, Кубе и Вьетнаме.
Есть и внутренняя сторона. Например, в свете реформы ЖКХ рынок жилищных услуг вполне может перейти под контроль западных компаний. Коммерциализация энергетики, и, особенно, "монетизация" льгот ведут к тому, чтобы максимально переложить груз ответственности на регионы. Из этого исходит постоянное снижение роли Центра во внутриполитической жизни России. С подобным явлением мы сталкивались в конце 80-х годов, когда Горбачев ослаблял центр, передавая реальную власть республикам. Всё это кончилось развалом государства и призывом Ельцина брать суверенитета, кто сколько хочет. Сейчас как во внутренней, так и внешней политике РФ намечаются тенденции, сходные с теми, что мы видели перед крахом СССР. Сдача пространств СНГ объективно ведет к расколу Российской Федерации — как минимум, по семи федеральным округам.
Естественно, в контексте этой политики по-новому видятся проблемы между Абхазией, Южной Осетией и Грузией. Геополитическое отступление России из Закавказья подталкивает Тбилиси громить пророссийски ориентированные анклавы. Либо заставить сформировавшиеся в Сухуме и Цхинвале политические элиты сменить свою ориентацию с пророссийской на прозападную, либо вообще сменить их. С этой целью, в том числе и при помощи России, приведен к власти в Грузии Саакашвили. Затем российскими руками было сделано всё, чтобы свергнуть своего союзника Абашидзе и отдать Аджарию Саакашвили и американцам. Сейчас те же самые события разворачиваются вокруг Южной Осетии и Абхазии.
Но здесь можно оговориться. Российские олигархи сейчас настроены сначала заполучить в свои руки основные экономические объекты в Грузии. А потом уже по сюжету Бориса Березовского "слить" Абхазию и Южную Осетию в единую Грузию, чтобы осваивать их дальше. Большой вопрос, для чего Путин делает всё это. Он делает это в рамках старой стратегии Горбачева—Ельцина, руководствуясь теми же мотивами. Говоря о патриотизме Путина, рекомендую не забывать, как он за газ сдал сто тысяч русских в Туркмении. Такая же судьба ждет и российских граждан в Абхазии и Южной Осетии.
Более всего в сегодняшних событиях поражает то, что двести вооруженных человек из грузинских формирований проникают в зону конфликта в Южной Осетии, а российские миротворцы никак на это не реагируют. Происходит нападение на колонну российских миротворцев, которые даже не были вооружены. Генерал Набздоров находит вооруженных грузинских солдат в зоне конфликта, которые не имеют никакого отношения к миротворческим силам, однако он их не задерживает. Российская сторона, вместо того, чтобы применить меры экономическо- го давления на Грузию, не делает ничего. Грузины, чувствуя свою безнаказанность и вялость ответных действий Москвы, наращивают давление. Именно попустительство России ведет в первую очередь к новой войне. К тому, что рано или поздно эти регионы будут сданы. А значит, в дальнейшем встанет вопрос о самой состоятельности РФ как государства, а значит — и о его целостности.
Поэтому и в Абхазии, и в Южной Осетии нарастает понимание того, что на Российскую Федерацию им опираться нет смысла, что это не союзник. Они начинают понимать, что их будущее находится только в их собственных руках. Тем более, что они вполне способны защищаться самостоятельно. Их военного потенциала хватит на успешную войну с Грузией — особенно если они будут помогать друг другу. В частности, Абхазия может обесточить Грузию, перекрыв поставки электроэнергии, а также нанести вооруженный удар по западной Грузии. И то же самое, скорее всего, будет сделано в случае нападения грузин на Южную Осетию, тем более, что такая договоренность между Сухумом и Цхинвалом существует. Южная Осетия также обладает достаточными силами, чтобы удерживать свою территорию, наносить сдерживающие удары по центральным районам Грузии и проводить там специальные операции, вплоть до проникновения в Тбилиси. Также не исключена помощь братьям со стороны северных осетин и других народов российского Северного Кавказа. Если конфликт разгорится по полной военной схеме, шансов на победу у Грузии нет никаких. Разве что в дело на стороне Тбилиси снова вмешаются российские "миротворцы". Как было, например, в Абхазии в 1998 году или в Кодорском ущелье в 2001 году, когда банда Гелаева прошла в ущелье именно через зону ответственности миротворцев.
В октябре в Абхазии произойдут президентские выборы. Там намечается три-четыре основных кандидата, но все они настроены жестко антигрузински, даже соревнуясь в этом между собой. Поэтому, независимо от итогов выборов, Абхазия продолжит свой курс на противостояние с Тбилиси. И в Абхазии, и в Южной Осетии отдают себе отчет, что если они сдадутся на милость Грузии, абхазский и южно-осетинский этносы прекратят свое существование, они будут просто уничтожены. Население этих непризнанных республик прекрасно понимает, что другого выхода, кроме как сопротивляться и отстаивать свою независимость, у них просто нет. Отличие лишь в том, что Абхазия стремится к международному признанию, а Южная Осетия добивается присоединения к России. Это связано с тесными связями Цхинвала с российской Северной Осетией. Хотя, конечно, продуктивнее было бы для Южной Осетии сначала добиться международного признания своего суверенитета, а потом уже пытаться объединиться с Россией.
Американские военные советники в зонах грузино-абхазского и грузино-осетинского конфликтов занимаются рекогносцировкой местности и подготовкой грузинских диверсионных спецподразделений. Но в Осетии реально смогут сражаться не более 2000-2500 грузинских бойцов разной степени подготовленности и вооруженности. Их действия могут поддержать до тысячи грузин из числа жителей Южной Осетии. Это не столь значительные силы, которые могли бы решить там какую-то серьезную боевую задачу. Тем более, что какого-то блиц-крига или молниеносной операции там по определению не получится, а война неизбежно примет затяжной характер, с широким применением диверсионных акций в тылу друг друга. Конечно, если Россия закроет Рокский перевал и не даст возможности прибывать добровольцам для помощи осетинам, а также продовольствию и боеприпасам, конфликт примет более затяжной характер. Опасения по этому поводу сегодня в Осетии: как Южной, так и Северной,— очень сильны, а предательство Кремля может вызвать сильнейшую ответную реакцию.
Абхазская армия сейчас насчитывает около 5000 человек под ружьем. Но в их задачу входит сдерживать натиск противника в течение первых суток войны. До тех пор, пока по "швейцарской" системе не будет проведена мобилизация местного мужского населения. Вероятно, в этом случае будет мобилизовано до 20000 человек. Этого более чем достаточно, чтобы решить все необходимые задачи по военному разгрому грузинской группировки. При этом абхазская армия больше нацелена на то, чтоб вести боевые действия не на своей территории, а сразу перевести войну на грузинскую землю. Абхазия на своей территории уже навоевалась в прошлые три войны и не хочет снова нести такие большие материальные и экономические потери. В Сухуме хотят, чтобы Грузия, если у нее хватит дурости начать войну, испытала все прелести этой войны на своей территории. Абхазская армия неплохо вооружена. Есть танки и легкая бронетехника, ствольная и реактивная артиллерия. Есть вертолеты и штурмовики Су-25, зенитные средства.
Вооруженные силы Южной Осетии составляют около 2000 человек. Плюс свыше 4000 составит местное ополчение. К этому надо прибавить добровольцев из России, Приднестровья, Северного Кавказа и казачество.
Из анализа обстановки видно, что военной победы Грузия добиться не сможет. Если Саакашвили начнет там войну, он сломает себе шею, в чем ему готовы помочь уже очень многие — даже в самой Грузии.
1.0x