| | | | |
Иван Ленцев
НЕРУССКОЕ МОРЕ Авианосец “Адмирал Кузнецов” — бывший флагман Черноморского Флота России
Каждый год в конце июля, под праздник ВМФ, в российских СМИ вспыхивает интерес ко всему военно-морскому: проданным в Индию кораблям, фильмам про подлодки, гулянию моряков в Парке Горького, проблеме Севастополя и разделу Черноморского флота. Интерес держится пару дней и тут же гаснет. Сухопутному народу, растерявшему за десяток лет все свои флота, про море интересно слушать лишь в утилитарно-отпускном разрезе: какая там температура воды в Крыму и Сочи: не поднялись ли вновь придонные слои? Вода теплая? Ну и славненько!
Интерес к флоту у Путина и его министров в России возникает примерно с той же периодичностью — раз в год. На праздник можно ляпнуть что-нибудь грандиозно-державное: про возрождение, про новые группировки, про открытие баз… День ВМФ для этого подходит лучше всего. Не в январе же про море говорить!
Вот и в нынешнем году, аккурат на праздник, 25 июля, не обошлось без громких заявлений. Вездесущий министр обороны Сергей Иванов, отмечая сей великий день в Севастополе, на совместной показухе российского и украинского флотов, провозгласил всему миру, что в 2005 году начнется строительство "современной военной базы в Новороссийске". По словам Иванова, у России "уже достаточно сил на Северном Кавказе, которые просто нужно нормально обустроить. Это, например, морская пехота, морская авиация, часть малых десантных кораблей, для которых нужно создавать инфраструктуру". "Но это не означает, что мы уходим из Севастополя", — сразу же добавил Иванов. По его словам, в Крыму останутся "основные силы Черноморского флота", а также штаб ЧФ. Окрыленный совместными торжествами, в которых, по свидетельству программы "Вести", его особенно вдохновил полет в самый торжественный момент пяти серых уток, Сергей Иванов немедленно отдал должное боеготовности Черноморского флота: "Свидетельством тому являются походы кораблей прошлых лет и предстоящие в сентябре этого года учения с ВМФ Италии, а также боевое патрулирование в водах Средиземного моря в рамках контртеррористической операции НАТО "Активные усилия".
Теперь о том, как обстоят дела на самом деле.
Возможно, мы и вправду сами "не уходим" из Крыма. Да только нас об этом никто не спрашивает. Срок аренды Севастополя российским флотом истечет в 2017 году, и на следующий день после его окончания у России не будет никаких возможностей оставаться в Крыму хоть на один день. Быть может, у Кремля действительно есть некие "экономические рычаги" давления на Украину, однако до сего дня они ни разу не были использованы, ни по одному вопросу — вспомним хотя бы скандал с косой Тузла, который мы благополучно профукали. После октябрьских президентских выборов на Украине, на которых, очевидно, победит отнюдь не пророссийский кандидат, шансов договориться с Киевом у России окажется на порядок меньше.
2017-й год — это на самом деле очень близко. Даже такие пропутинские военные эксперты, как генерал Андрей Николаев, заявляют, что на строительство в Новороссийске "полноценной военно-морской базы — с арсеналами, пунктами управления, судоремонтом, системой ПВО, всеми видами обеспечения — необходимо несколько миллиардов долларов и 10-12 лет". Это как раз и означает, что, начав строиться в следующем году, Россия едва поспеет к полному выводу Черноморского флота из Севастополя. Остается только отыскать эти "несколько миллиардов долларов".
Добавим к этому, что с переводом базы из Севастополя в Новороссийск ЧФ окажется запертым в наиболее невыгодном углу Черного моря и полностью утратит то стратегическое расположение, какое давал Крым, и к которому Россия стремилась еще со времен Петра I.
Впрочем, проблема расположения нашей базы на Черном море вторична — был бы сам флот. А вот флота-то у нас там почти никакого не осталось. По данным открытых источников, в 1991 году Черноморский флот насчитывал около 100 тысяч человек личного состава, более 60 тысяч рабочих и служащих. Он включал в себя 833 корабля, судна, катера. В их числе 28 подводных лодок, 2 противолодочных крейсера, 6 ракетных крейсеров и больших противолодочных кораблей 1-го ранга, десятки сторожевиков, тральщиков, десантников. В составе флота находилось свыше 400 единиц морской авиации. Не забудем и о том, что в постоянной готовности находились силы Средиземноморской эскадры. Часть кораблей и судов ЧФ на постоянной основе выполняла задачи в составе Индийской и Атлантической эскадр ВМФ СССР.
Сегодня никаких "океанических эскадр" не существует, да и сам ЧФ фактически превратился из флота во флотилию. На всем Черноморском флоте сегодня из боевых кораблей остались: 1 ракетный крейсер "Москва" (спуск на воду — 1979 г.), 2 больших противолодочных корабля (1967-71 гг.), 2 сторожевых корабля (1980-81 гг.), 6 больших десантных кораблей (1968-87 гг.), 2 подлодки, 6 малых противолодочных кораблей и 11 ракетных катеров. Все. Больше ничего нет и не строится.
Те недавние "успешные учения" Черноморского флота, о которых говорил Иванов, поражают воображение своими масштабами. К примеру, в двух "полномасштабных" учениях ЧФ в марте этого года участвовало аж 17-20 кораблей, 36-42 вспомогательных судов, 12-13 самолетов и вертолетов и 7-8 тысяч человек личного состава. То есть 7 процентов от того, что было у нас на Черном море еще 13 лет назад.
Наконец, самая изюминка — сентябрьские трехдневные совместные учения с итальянцами. Они действительно состоятся — натовские документы были согласованы еще в апреле-июне. Учения завершатся на торжественной ноте — заходом на Мальту в честь торжеств по случаю 15-летия встречи президента США Джорджа Буша-старшего и генерального секретаря ЦК КПСС Михаила Горбачева. Вот уж поистине — адекватный праздник под стать нынешнему состоянию русского ВМФ!
1.0x