Авторский блог Владислав Муштаев 00:00 21 июля 2004

"ПОХЛЕБАВШИ ЭТО ХЛЁБОВО..."

| | | | |
"ПОХЛЕБАВШИ ЭТО ХЛЁБОВО..."
С Владиславом Муштаевым мы старые друзья, когда-то много работали вместе на телевидении. Недавно я попросил его рассказать "о времени и о себе" в письме ко мне и не стал скрывать — для чего это делаю. Просто я посчитал, что многое из рассказа В. Муштаева могло бы и сегодня быть актуальным и интересным для читателей той же газеты "Завтра".
Савва Ямщиков
Добрый день, Савва!
Сначала, как ты просил сказать, — два слова о себе. Это нетрудно.
Писатель, член Союза писателей Москвы, автор книг "Жизнь, прожитая дважды", "Пять цветных карандашей", "Вижу Берлин", "Анкеты пишутся кратко", "Предисловие к судьбе", "Уроки искусства", "Версии", "Говорящая голова", "Колодезное эхо" и др.
В конце 1997 г. — ушел с ТВ. За это время издал книгу рассказов "Говорящая голова", изд. "Воскресенье". 1998 г., сборник прозы "Колодезное эхо", изд. "Новый ключ", 2000 г.; повесть "Говорящая голова" и роман-баутка "Четыркины фантасмагории" печатались в журнале "Наш современник" №6, 2000 г. и №4, 2001 г., повесть "Всё, как было, и всё не так... Пенсионная сага" — в журнале "Дон" № 5-6, 2003 г., новая повесть "Жил-был бебибумер" выходит в журнале "Дон" в №9-10, 2000 г. Собран новый сборник прозы "Дедушкины сказки", теперь ищу издательство.
Автор телевизионных спектаклей и документальных фильмов: "Паспорт в Отечество", "Арктур — гончий пёс", "Роковые яйца", "Последняя любовь Маяковского", "Медик" Хрипушин и etc.", "Штурман четырех ветров", "Операция Ефима Пьяных", "Возвращение из прошлого", "Покрова Святых над Америкой", "Жить до страха и боли", "Оглядываясь назад", "Девушка, освещенная солнцем", "Авиаторъ", "Повторение пройденного" и др.
Работал заведующим отделом литературы на Всесоюзном радио в радиостанции "Юность" (1965-1970), на Центральном телевидении Гостелерадио СССР в Главной редакции литературно-драматических программ (1970-1977), был одним из тех, кто создавал популярный цикл телевизионных программ по литературе и искусству Учебного телевидения (1977-1987), работая заместителем главного редактора главной редакции научно-популярных программ Центрального телевидения, а вернувшись в 1987 г. заместителем главного редактора в Главную редакцию литературно-драматических программ ЦТ, создал художественно-публицистический телеканал "Слово".
Начиная с декабря 1991 г., во Всероссийской государственной телерадиокомпании (ВГТРК) создал литературно-художественное объединение "ЛАД", работал заместителем Генерального директора ВГТРК, а потом и заместителем Председателя ВГТРК (1992-1997)
А теперь само письмо.
Жена в Москву ездила, привезла твой привет. Жалею, что не побывал на выставке. Давно сижу на даче, работаю, мокну под осенним дождем, топлю печь, пью за обедом положенные наркомовские сто грамм сергиево-посадской водки бандитского разлива, и от выпитой водки, как это всегда происходит, в первые минуты рождаются приятные мысли, неудержимо радостные, а после обеда отдыхаю, перечитывая "Книгу ПРОЩАНИЯ", и ни о каких Попцовых, Сванидзе и Швыдких не вспоминаю…
С каждым из них был не просто знаком, мы вместе работали. С Попцовым ещё с ЦК ВЛКСМ знаком. О каждом из них можно многое рассказать, но, к несчастью, все мы вышли из одного сундучка злой тётки Пандоры. Пожелаешь узнать, как относился и отношусь к ним, прочтешь повесть в моём сборнике прозы "Колодезное эхо". Сборник продается в книжном магазине на ул. Аргуновская (в дух шагах от Останкинской башни, если ехать в Останкино со стороны театра Советской Армии, или в "Лавке писателей" на Кузнецком мосту), но лучше подожди, встретимся — подарю.
Вот в "Повести о забывчивой памяти" я и рассказал обо всем, что знал, освободившись от этого груза, потому и не вспоминаю о них никогда. А они, спасибо им, не забывают, нет-нет, а кто-нибудь и вспомнит: то Полторанин скажет в интервью "Эхо Москвы", что " Владик Муштаев рассказывал, что...", то Толя Лысенко, отвечая на вопросы корреспондента "Независимой газеты", вспомнит, что звонил Владик Муштаев, то Олег Попцов напомнит про метафору "мальчик с гвоздиком", хотя принадлежит она Толе Лысенко, а не мне, то Швыдкой почему-то расшаркается в "Независимой газете" за доброе к нему отношение, хотя, работая в литдраме, я ни разу не приглашал его в канал "Слово", не было его и в программах ВГТРК. С таким отрицательным обаянием и ведущим? Избави Бог! А всё, о чем Попцов рассказывал в своих фильмах, слышал от него на каждой летучке, работая с ним. Обыкновенный хвастун, приписывающий себе то, что делали другие. ВГТРК создавали талантливые люди, уйдя с ЦТ. И приглашал их Толя Лысенко, а не Попцов. А Попцов в ВГТРК пришел комиссаром демократической власти, и роль "кожаной тужурки" была ему хорошо знакома еще по "МетрОполю", когда, по поручению отдела пропаганды ЦК КПСС, гнобил авторов этого альманаха, а после августа рассказывал байки, как самоотверженно боролся с отделом пропаганды ЦК КПСС. Телевидения Попцов и сейчас не знает. Это хорошо видно по ТВЦ, где нет тех, кто создавал ВГТРК под его "председательством". И Швыдкой хвастун, но, замечу, не безобидный хвастун. Тут как-то слышал его заявление, что они с Пауховой создали "канал "Культура" за 40 дней на ровном месте, с чистого листа! Мерзкая ложь. Канал был создан на базе "Российских университетов" (даже вещательную сетку создавали те, кто работал на "Российских университетах"), программ Учебного ТВ, где, когда-то работали и мы с тобой, на базе телевизионных программ художественной редакции "ЛАД" ВГТРК, на базе Телерадиофонда РФ и Телерадиофонда ВГТРК. В эти 40 дней они вырезали с Пауховой конечные титры, отрезая год создания программ, и вписывали "Канал "Культура" с указанием текущего года, хотя программы эти были созданы задолго до создания самого канала "Культура". Вот и вся их заслуга. В этом нет ничего нового, так поступали и прежде, только никто этим не хвастался. Правда, никогда не уничтожали редакции и не выгоняли творцов, как это было сделано с творческими редакциями, с "Российскими университетами". Осенью 1997 года я подал в отставку, написав письмо Сванидзе, и, создав АНО "Студию "ЛАД плюс", мирно ушел. Меня не выгоняли, но и работать со мной, судя по всему, не хотели.
Не хотел этого и я.
Мерзость это, Савва, мерзость. Даже вспоминать противно, выпить хочется! Кстати, помогали им те же самые люди, с которыми и мы когда-то с тобой работали. Да, да, не удивляйся, наши общие друзья. Лишь единицы не участвовали в этом. Но время шло, и теперь многие из них ищут контакты, пытаясь восстановить прерванные отношения, звонят, поздравляют с праздниками, "Помнят они, помнят!" и даже хотели бы повторить годы, которые были связаны с Учебным
ТВ, с "ЛАДом". И это, Савва, мерзость, но мерзость знакомая, всё из того же сундучка злой тетки Пандоры.
Письмо пишу с перерывами. Попишу, попишу, пойду, газон постригу или дрова поколю. Всё, как у Владим Владимыча: "землю попашет, попишет стихи".
Многое, Савва, захотелось вспомнить, читая твой отклик в газете "Завтра". Вспомнить, к примеру, как убили студию "ЛАД плюс", задержав деньги, которые были должны студии, и только в 2000 году вернули долг частями. А я был вынужден занимать, чтобы рассчитаться с долгами. И вернули только тогда, когда Швыдкой и Лесин ушли из Компании, а пришел Олег Добродеев, с которым вместе работали в начале создания ВГТРК. Я в "ЛАДе", он в "Вестях". А вот еще любопытная деталь. В 1998 году, я предложил Родимцевой, тогда еще директору музеев Кремля, снять 10-серийный документальный фильм "Тайны московского Кремля". Написали заявку, разработали проект, договор с ней подписали, нашли 90 тысяч $, и пошел я, наивный человек, продавать этот проект каналу "Культура". Дальше догадаться не трудно: Швыдкой тут же отправился к Родимцевой и перетянул эту идею на себя, а вот осуществить не смог, загубив всё на корню. И сам не снял, и мне не дал. Родимцева потом плакалась в жилетку — какая, мол, пустышка этот Швыдкой…
А вот Полторанин, заметь, все-таки другой человек. Крупнее, выше, чем эти двое — Попцов и Швыдкой. И от Ельцина он уходил сам, и о Попцове первым сказал, то, что потом повторяли другие, и к Швыдкому относится так же, как и мы с тобой. Не многие смогли, опираясь на собственные ребра, "выскочить, выскочить, выскочить" из ельцинской "демократии". Полторанин смог. Нет, я не приукрашиваю его, просто сужу по поступкам.
Не люблю вспоминать, чтоб не подумали, что хвастаюсь, но шесть лет, перейдя с ЦТ на ВГТРК, поработал зампредом ВГТРК, встречаясь с хазбулатовыми, шахраями, сосковцами, шумейками, а потому знаю не понаслышке, всласть похлебав этого хлёбова.
Но самое опасное творение природы — Миша Лесин. Разрушение ВГТРК как творческой, самостоятельной организации, его заслуга! Начало положил Попцов, даже не понимая, что творит, впуская в Компанию Лесина с "Видео Интернешнл", а Сагалаев, Швыдкой, Сванидзе и иже с ними продолжили, а вот окончательно уничтожили телевидение как класс, сделав из него то, что потом сами же и назвали телебизнесом, "Видео Интернешнл" с Лесиным. Теперь тот, кто руководит телевидением сам и заказывает своим студиям программы и фильмы (читай титры!).
Лесинская Академия в действии! Это у него были студии, когда он работал зампредом на ВГТРК, и каждая приносила прибыль. И всё очень просто: ВГТРК, (считай — Лесин), заказывала нужную программу, определяя стоимость производства, покупку оплачивали, периодичность эфира контролировали, а производили за меньшую сумму. Куда шла разница, догадаться нетрудно. Ну, а теперь скажи мне, зачем иметь редакции на ТВ, если деньги мимо плывут!
За этот телебизнес ВГТРК расплачивалась бюджетными деньгами и рекламой, с которой тоже имели солидный куш, разогнав к чертям собачьим творцов. Даже материалы Счетной палаты не помогли. Помнишь, скандал с процентами при продаже акций НТВ? Казалось бы, всем всё ясно, ан нет, сохранили Мише должность, только слегка пожурили на заседании правительства. Спокойней, мол, надо быть, спокойней! Ну, и что? Да ничего. Был министром, стал помощником Путина…
А под твоим письмом в журнал "Москва" "Из-за калош ли спор?" подписался бы и я. Разделяю твоё возмущение.
Знал бы ты, Савва, какие деньги крутятся в этом телебизнесе! Когда работал, за минуту в вечерние часы платили 30 тысяч $, сейчас (и это официально!) 114 тысяч $! Разорвут в клочья, только замахнись! Мне же, Савва, повезло застать старую Шаболовку, новое "Останкино", ВГТРК и нынешнее телевидение, когда сгинули и профессия, и преемственность, и творческое братство, а взамен всему пришло бесправие, бездушье и беспредел тех, кто в угоду деньгам приватизировал эфир, гордо называя всё это телебизнесом. Зачем, спрашивается, технику и недвижимость приватизировать, когда на их содержание нужны деньги, а эфир, он и есть эфир. Так что, Савва, маневры — фигня, главное — война…
Обнимаю —
Владислав Муштаев
1.0x