Авторский блог Станислав Белковский 00:00 23 июня 2004

УШЕДШИЙ ВОВРЕМЯ

| | | | |
УШЕДШИЙ ВОВРЕМЯ
11 июня 2004 года, накануне очередного дня независимости России от СССР, в Вашингтоне был похоронен Рональд Уилсон Рейган — 40-й президент США.
За неделю, прошедшую от кончины Рейгана до его погребения, об экс-хозяине Белого Дома было сказано немало хорошего. Большинство комментаторов оплакивают Рейгана как лидера, сокрушившего коммунизм и положившего начало глобальному разоружению, реабилитировавшего принципы демократии и вернувшего человечеству веру во всесилие свободной рыночной экономики.
Все эти штампы, известные нам с 80-х годов, не должны помешать трезвой оценке исторической роли Рейгана — дизайнера и привратника эпохи политического постмодернизма.
Рональд Рейган был весьма талантливым актером и прекрасно чувствовал дух времени. Эти два обстоятельства определили его судьбу в американской и глобальной политике.
В 1980 году Рейган вступил в борьбу за Белый Дом в условиях "недомогания Америки", о котором открыто говорил его соперник и предшественник Джимми Картер. Бюрократизация и рационализм никак не годились для борьбы с идеологизированным советским режимом, не жалевшим сил и средств на строительство всемирной империи добра. Рейган подошел к решению своей политической задачи как человек искусства: он вывел формулу эпохи и следовал этой формуле до конца,
Тогда, на рубеже 80-х годов, Америке был нужен не очередной рациональный бюрократ, но мессия. Лидер, олицетворяющий сакральную альтернативу коммунизму. И Рейган сыграл мессию. Именно сыграл — как классический лицедей.
Будучи порождением системы американской киноиндустрии, он нашел ответ языческому культу коммунизма — Голливуд. Вся американская политика стала при Рейгане — и далее везде — огромной съемочной площадкой Paramount Pictures или XX Century Fox. А судьба мира — типовым голливудским сценарием, где главный герой — настоящий американец — несмотря на всю кровь и грязь, в финале побеждает разномастных врагов и утверждает справедливость по-американски. Голливуд излечил американскую политическую элиту, которая после убийства Кеннеди и Вьетнама была заражена патологической неуверенностью в себе, перераставшей в предчувствие катастрофы. "Фабрика грез" показала и доказала, что сильнее Америки ни теоретически, ни практически никого не бывает. Фирменный оптимизм Рейгана — тоже кинематографического происхождения, ведь исход голливудского боевика всегда понятен заранее: "плохой конец заранее отброшен — он должен, должен, должен быть хорошим".
Рейган произвел на свет интегральную доктрину Монро, соединив 5-го президента США Джеймса Монро, провозгласившего в 1823 году концепцию Америки как источника международного права, и Мерилин Монро, Норму Джин Бейкер, фригидную блондинку средних способностей, которую "фабрика грез" превратила в безоговорочную звезду и секс-символ всех времен и народов. И само существование Рейгана-лидера было построено по сценарным законам Голливуда. Достаточно вспомнить, что стрелявший в Рейгана в 1981 году Джон Хинчкли был всего лишь фанатом фильма "Таксист", безнадежно стремившимся привлечь внимание актрисы Джоди Фостер. Рейган же отреагировал на покушение всецело по-голливудски — всенародным обращением из-под кислородной маски к жене: "Дорогая, я забыл пригнуться!". Это ли не сюжет кассовой мелодрамы, обреченной на несколько всхлипывающих "Оскаров"!
Как политический постмодернист, Рейган сделал тотальный релятивизм основой основ своего бытия и действия. В этом смысле он, разумеется, не был ни апологетом демократических ценностей, ни адептом идеалов свободы. Политическая философия Рейгана держалась на пяти китах: а) нет в мире ничего постоянного, кроме интересов США; б) Америка непогрешима; в) американский президент непогрешим; в) мировое господство Америки — единственный путь к спасению человечества; г) американскую цель оправдывают любые средства.
Сейчас мало кто вспоминает, что "идеолог свободного мира" добивался легализации при ООН правительства красных кхмеров в изгнании — лишь потому, что соратники Пол Пота ненавидели Советский Союз. Активно стимулировал в Центральной Америке торговлю наркотиками, доходы от которой шли на борьбу с сандинистским режимом в Никарагуа. Торжественно принимал в Белом Доме лидера ангольской группировки "Унита" Ионаса Савимби, уличенного в широком использовании противопехотных мин и гибели сотни тысяч мирных жителей. Подобны примеров — еще десятки.
Наконец, именно Рональд Рейган по праву может считаться отцом современного международного терроризма. Усама бен Ладен и Ко, ныне объявленные главными мировыми злодеями, начали культивироваться Америкой при Рейгане — как средство борьбы с просоветским режимом в Афганистане. Тогда, в 80-е годы, Вашингтон приступил к накачке финансовой и боевой мощью прототипов сегодняшней "Аль-Каеды". Кроме того, США тайно поставляли оружие фундаменталистскому Ирану и открыто — Саддаму Хусейну. Фактически, Рейган завещал своим политическим наследникам терроризм как нового врага, оправдывающего всемирную, не ограниченную никакими международными правилами экспансию США, при этом нельзя не вспомнить, что бескомпромиссная смелость Рейгана-воина — миф. Атака на беззащитную Гренаду в 1983 и бомбардировка Ливии в 1986 году никак не заслоняют откровенного бегства американцев из Бейрута в октябре 1983 года, сразу после гибели 241 морского пехотинца от взрыва, учиненного проиранской "Хезболлой". В той микровойне Америка фактически потерпела поражение, развязав ближневосточным террористам руки. Почему? Потому что Рональд Рейган не готов был взаправду рисковать американскими жизнями. Он предпочитал виртуальные войны и откровенный, по-голливудски размашистый военно-промышленный блеф. Например, Стратегическую оборонную инициативу, которая напугала Советский Союз постольку, поскольку наши партократы и маршалы не понимали логики и канонов постмодернизма.
Принято считать, что Рейган был непоколебимым сторонником всемерной либерализации экономики, но и это не так. Став губернатором Калифорнии под флагом радикального сокращения налогового бремени, он резко повысил налоги, как только это стало необходимым для финансирования новых социальных программ штата. Все помнят изречение покойного, что государство — это проблема, а не решение, однако многие забывают, что Рейган истратил огромные государственные средства на наращивание вооружений и оставил Соединенным Штатам беспрецедентный бюджетный дефицит.
Как и положено постмодернисту голливудского замеса, своим принципиальным противником Рональд Рейган считал просвещение. Одним из первых его решений в качестве калифорнийского губернатора было сокращение бюджета университета Беркли на 10%. Впоследствии он отправил в Беркли войска, чтобы погасить студенческие волнения. В 1980 году, баллотируясь в президенты, Рейган пообещал упразднить министерство образования США. До выполнения этого обещания дело, правда, так и не дошло, но финансирование американской образовательной системы при 40-м президенте неуклонно сокращалось, а гранты для студентов заменялись кредитами. Рейган понимал: голливудская политическая реальность не нуждается в росте образованного слоя.
Рональд Рейган сформулировал обновленную доктрину американского мессианизма. В отличие от еврейского или русского, этот мессианизм де-факто носит секулярный характер. Его субъект — Америка, безраздельная и самодостаточная нация an slch, — получившая свои права не от единого Бога, но от простых американцев, образующих ее плоть. Изощренный актер, Рейган сознательно играл простака в президентском кресле: тем самым он демонстрировал, что средний американец, не знающий географии, питающийся чизбургерами и видящий смысл жизни в том, чтобы подешевле отдать белье в стирку, становится Председателем Земного Шара и орудием всемирного созидания.
Впрочем, Рейган был очень удачливым человеком. Своим главным достижением — победой в "холодной войне" — он обязан смене поколений в правящей элите Советского Союза. Место партийных мастодонтов, помнивших живого Сталина, заняли молодые провинциалы (не только и не столько по происхождению, сколько по типу мышления), которые, по большому счету, не знали, зачем нужны сверхдержава и идеология, зато туго разбирались в корейских видеомагнитофонах и дешевых испанских винах. В борьбе с постмодернистским мессианизмом Рейгана это поколение лидеров было обречено.
Баловень судьбы, Рейган и ушел очень вовремя. Еще десять лет назад он почувствовал, что его эпоха подходит к концу — постмодернизм сменяется временем, которое не читки требует с актера, а полной гибели всерьез. И попрощался с человечеством, скрывшись за занавесом болезни Альцгеймера.
Похороны Рейгана прошли на фоне крушения его постмодернистской политической системы. Светский мессианский проект Америки вошел в жесткое столкновение с территорией авраамических религий — с исламским сообществом, переживающей католическое возрождение Латинской Америкой, наконец, Европой, которая под гуманитарными ценностями все-таки иногда понимает что-то реальное, а не сплошной голливудский симулякр. Буш-младший попытался стать "мессией второго уровня", сыграть роль Рейгана, но оказался, во-первых, плохим актером, во-вторых — заложником бюрократии, которая была, есть и будет плохим проводником мессианских идей и практик. И демократизация Ближнего Востока, затеянная незадачливым наследником 40-го президента, приведет лишь к торжеству исламских сил — они в условиях специальной арабской демократии, без сомнения, вытеснят авторитарные режимы светского толка.
Рейган ушел вместе со своей эпохой. Не раньше, но и не позже. В этом — главный урок церемонии похорон.
Станислав Белковский, президент Института национальной стратегии
1.0x