Авторский блог Сергей Яшин 00:00 16 июня 2004

АПОСТРОФ

| | | | |
АПОСТРОФ
Джира Майкл. Потребитель / Пер. с англ. А. Безуглова. — М.: Изд-во Эксмо, 2003. — 263 с. (Серия "Конец света").
"Телевизор выдвинут из стены на кронштейне, он нависает, покачиваясь, над моей кроватью, точно голова электрической змеи, отчаянно пытающейся освободиться от оков, которыми ее приковали к стенке. Включен канал МТВ".
Мерцающий барьер отчуждения, гипноз Системы, поставивший на все тавро сверхцензуирования и отчаянное восстание, рвущееся из глубины телесности, — обо всем этом книга Майкла Джиры.
Его тексты, подобны встрече лезвия опасной бритвы и обнаженной плоти, которая вдруг обнаружила способность к боли. Рассечение мышечной ткани, нервных окончаний, удивительно яркая кровь, словно увиденная в первый раз…
Назвать это литературой просто невозможно. Скорее мы имеем дело с инициатическими формулами; своеобразными паролями, при помощи которых открываются пути, ведущие прочь из потребительского плена.
Автору, чей жизненный опыт не противоречит его произведениям, можно доверять. Путь Джира уникален, это рискованное путешествие по партизанским тропам абсолютного Бунта. Еще подростком он покинул родительский дом и несколько лет бродяжничал в компании хиппи. Очевидно, его психоделические эксперименты привели к определенным результатам. Однажды очнувшись, Джира не обнаружил у себя никаких следов памяти о том, что с ним происходило.
В 1983 году он собирает музыкальную группу "Swans" ("Лебеди"), а затем, после распада группы, становится автором проекта "Angels of Light" ("Ангелы Света"). Названия не случайны. Они лишний раз указывают на причастность автора миру Традиции, ориентации в тонких ангелических планах.
Тексты Майкла Джиры — прежде всего практическое руководство. В определенном смысле практическое воплощение великолепных по своей политнекорректности и антибуржуазному пафосу идей Жиля Делеза. Напомним, Жиль Делез считал, что первоначальные поползновения нашего тела достигают некоей поверхности, где и начинают создавать различные гадские "ценности", в результате чего человек забывает свою природу и полностью подчиняется тоталитарному дискурсу. Подобное человеческое устройство ущербно, если же нам удастся изменить существующую логику и перенаправить поток наших поползновений, то у нас появится шанс обрести новое тело, "тело без органов". Здесь опять прослеживается некая ново-заветная аналогия. "И якоже облекохомся во образ перстнаго, да облечемся и во образ небеснаго" — говорит св. Ап. Павел в Первом послании к Коринфянам.
Но то, что ангелу задано изначально, человеку приходится добиваться в ходе определенного процесса. Процесс, описываемый Джира, идентичен духовному пути русских юродивых, радикальных тантриков, флагеллантов-самоистязателей. Естественно, это путь не для "теплохладных". Каких-нибудь адептов "нью-эйджа" описываемое на страницах этой книги повергнет в коматозное состояние. Конечно, если они что-нибудь поймут. Если не поймут, для них же лучше…
Местами Майкл Джиры напоминает Лотреамона с его ослепительными "Песнями Мальдорора". Невольно вспоминается сцена, в которой Мальдорор надрезает себе ножом уголки рта, на пример того, что делали со своими жертвами компрачикосы, только вот голливудской улыбки не получилось.
Герой Джиры, все тот же Мальдорор, только заброшенный в общество потребления, в мир неолиберальной репрессивности. Здесь все, что свойственно человеку, как процессу, задвинуто на периферию. Смерть, страсть, распад, немотивированные порывы цензурованы и фактически объявлены несуществующими. В мире, где реальность подменена галлюцинацией, не является ли галлюцинаторный опыт проявлением реальности? Здесь снова вспоминается Жиль Делез, считавший, что так называемая вменяемость — капитуляция перед репрессивной Системой.
Восстание героя Джира — это прежде всего восстание тела; революция плоти, которую попытались подменить пластиковыми симулякрами, фаллоимитаторами, надувными топ-моделями, напичкать синтетическим кормом.
Только напрасно. Пластмассовый мир не победит. Он не победит никогда. Он обречен на поражение. Потому что он не чувствует боли, как чувствует ее живая плоть, например, искалеченная собака, добиваемая мальчишками-токсикоманами из рассказа "Собака".
Потребитель, обнаруживший себя в мире потребления, перестает быть потребителем.
Человек, почуявший запах собственной распадающейся плоти, трансформируется в ангела.
"Осколки зеркала врезаются в мои внутренности, наполняя их светом. Оптическое волокно внутри головы, за глазами, пробивается из внутренних органов, смотрит из меня в зеркало, бьющее ослепительным светом".
Сергей Яшин

1.0x