| | | | |
Иван Воронков
В ДОРОГЕ БЫТИЯ
Проблема принципиального согласования религиозной и научной "картин мира" по-прежнему остается чрезвычайно острой для российского общества. Обширнейший "корпус знаний", полученный разными отраслями науки за последние десятилетия и даже столетия, как правило, трактуется в нерелигиозном или прямо атеистическом ключе, что вызывает обоюдное непонимание или даже — в крайнем случае — взаимные и незаслуженные упреки в "отсталости", "обскурантизме" церкви и "сатанизме" науки. Автор предлагаемого вниманию читателей "Завтра" дискуссионного материала, Иван Евгеньевич Воронков, профессиональный физик-электронщик, пришел к вере уже в зрелом возрасте и вот уже более 16 лет, помимо основной работы, занимается реставрацией и строительством церквей, в том числе последние десять лет — Храма Рождества Христова, первого и пока единственного православного храма в подмосковном "наукограде" Фрязино.
Движение человека по дороге бытия, сам процесс жизни является перводвижением, природа которого определяюща для материального мира: "Аз есмь путь и истина и жизнь" (Иоанн, 14,6). Столь сильное соединение этих трех понятий в Боге-Слове, который ("В начале бе Слово") постоянно находится в начале всего сущего, придает особое значение движению, изменчивости человека и окружающего мира. Бог сотворил мир, а не декорации. Связь с миром Горним, утверждение Словом Божиим дают человеку стержень его человеческого бытия, уничтожают представления об иллюзорности и ничтожности жизни. Напротив, с принятием веры утверждается самоценность сущего, текущего бытия и его единственность: "первому, что и последнему". Ни нынешние люди не служат подножием для людей будущего, ни люди прошлого не являются подножием для них. Это естественное мироощущение изначально присуще человеку. Оно свойственно детям и "нищим духом", в простоте и благодарно принимающим свою жизнь и Богоприсутствие в ней. Ведь наш мир, сотворенный Богом, составляет одну из сторон полноты Его бытия, через которую мы только и можем погружаться в эту Полноту, сотворяя тем самым свою жизнь и реализуя в ней свою свободную волю. Равнозначность человеческого бытия во все времена относится также к его рациональной стороне и составляющим ее знаниям, которыми определяются возможности человека в материальной сфере его собственной жизни. Однако человек, созданный по образу и подобию Божию, не может, подобно другим живым существам и неживым телам, быть "просто" звеном в цепочке причинно-следственных связей. Его центральное положение в иерархии космоса обязывает к творческой, богоподобной созидательной активности. Действенность знаний временна, как и жизнь, которой эти знания служат. Их изменение носит меру обновления, а не последовательного развития. Обновление происходит рождением новой целостности из старой. При этом новые понятия и образы бытия объективизируются и распространяются на всю временную ось, составляя в прошлом основание для нынешнего и давая продолжение в будущее. Обновленное бытие постоянно обращено к человеку, как зеркало его творческой активности. В результате открываются и объективизируются такие стороны бытия, о которых человек ранее даже не подозревал. Так, обоснование антагонистических классовых противоречий в обществе не только объективизировало эту форму взаимоотношений между людьми, но и открыло новые каналы насилия. А изучение микрофлоры с эпидемиологической точки зрения, по-видимому, инициировало болезнетворные способности ее относительно человека, заслонив действительную функцию поддержания бытия на своем уровне иерархии жизни. Действие человека рождает не всегда равное по силе, но все-таки и не стремящееся к нулю противодействие мира как творения Бога. Обновление бытия неминуемо содержит не только созидательный, но и разрушающий процессы и неизбежно встречает противодействие, поскольку выглядит ломкой самых условий жизни.
Поэтому нерациональные, нерасчетливые, невыгодные, жертвенные действия могут иметь в конечном счете наилучший результат и самый глубокий смысл — но проявляющийся в иной системе координат. В этом смысле современная Россия, как и в 1917-м, как и в 1941-м годах, смогла сделать христианский жертвенный выбор, решившись на поворот в жизни общества ценой временной утраты военного могущества, многочисленных человеческих жертв и снижения уровня жизни. Этот выбор имел глубокие причины, в том числе и религиозно-нравственные, и произошел не в результате "исторической ошибки" или "обмана". Новое общественно-государственное состояние России возникло подобно личному рождению, в крови и муках, но "родить обратно" его невозможно. Оно представляет собой новую целостность, имеющую несомненные признаки родства с предыдущим состоянием, но отвергающую ее вследствие стремления к самоутверждению. Говоря языком теории, Россия как сложная самодостаточная и, что необходимо подчеркнуть, неразрушимая динамическая система представляет собой странный аттрактор, непредсказуемую видимую функцию от невидимого аргумента Божественного промысла. Мы были свидетелями непредсказуемости процесса изменения этих функций, прошедшего через несколько "точек бифуркации" в 1991-м, 1993-м, 1996-м и 1999-м годах. Результат получен не по мере чьего-то расчета и чьей-то предусмотрительности, а по мере исполнения нами заповедей Божьих. Поэтому тогда ходили поезда, которые не должны были ходить, поэтому горел свет, которого не ждали, рождались — вопреки всему — русские дети и т.д. Наблюдается ряд сверхъестественных признаков жизнеспособности нового общественного состояния — например, в виде неожиданно высоких мировых цен на энергоносители. Изменились также соотношения мужского и женского начала — неявное и скрытое ранее преобладание женской стороны уступило место почти открытым формам матриархата. Однако самой существенной стороной обновления стало качественное изменение личного бытия. В нынешнем состоянии общества ослаблены и трансформированы целевые установки, в соответствии с которыми частная жизнь подчинена внешним формам. Это обстоятельство может восприниматься как обессмысливание бытия, но в действительности является условием, мобилизующим включение внутренних, личностных мотивов жизненной активности, возвращающим общество ко временам мученических и жизнеутверждающих подвигов первохристиан. Таким образом более явно обозначена самоценность личного бытия, необходимость внутреннего усилия, и придана большая определенность личному выбору, реализации свободной воли. Эта возможность имеет большую цену, искупающую многое.
Целостность бытия не может иметь ограничений. Его преобразование совершается во всем пространственно-временном объеме и относится ко всей "траектории" движения по дороге бытия. Оно касается также прошлых состояний, которые составляют нынешнему причинно-следственное основание. Наше непосредственное ближайшее прошлое исполнило свою роль родителя, т.е. высшую творческую функцию и теперь должно уступить место в творчестве бытия — "предоставьте мертвым погребать своих мертвецов". Оно, наше прошлое, уже пересмотрено и переосмыслено, интенсивная подгонка смысла и содержания предшествующего исторического периода проведена в масштабе общественного сознания. Этим объективируется "новое" прошлое, которое должно исполнять функцию основания настоящему. Видимое нам сегодня прошлое не является в реальности источником настоящего, но составляет часть его причинно-следственного каркаса, который своей следственной частью простирается в будущее, а причинной — в прошлое. Точно так же космогоническая теория "Большого Взрыва", принятая современной физикой и астрономией, простирается из современной картины мира в прошлое, как если бы акт Божественного Творения не происходил. Вероятное будущее закономерно следует из настоящего. Однако бытию соответствует путь в пространстве, имеющем гораздо большую размерность и значимость. Узкий путь к Царствию Божию пролегает в относительно широком пространстве, предоставляющем и человекам, и народам необходимую свободу движения. Можно с уверенностью утверждать, что обновленное "постперестроечное" вероятное будущее существенно отличается от того, которое следовало из "доперестроечного" состояния мира и имело, судя по всему, закономерное катастрофическое продолжение. Промыслом Божиим бытие мира направлено по новому пути. Ключевое место в этом процессе было отведено России, которая ценой своих жертв, а другой цены быть не может, вновь исполнила роль катехона, удерживающего. Нет действительных оснований считать себя обделенными и ущербными нам, которым дано более того, что составляет удобство и покой жизни. Неотразимо очарование прошлого, которое, как теперь кажется, обладало большей глубиной и смыслом. Современности не хватает этой завершенности, целостности. Зато оно, в отличие от прошлого, имеет потенциал дальнейшего развития, потенциал творения нового бытия. Потенциал этот очевидно связан не с "удвоением ВВП" и не с "борьбой против бедности", и не с иными вымученными "национальными приоритетами". Чем эффективнее движение, тем медленнее истекает время жизни. Неизбывна надежда на то, что в дороге бытия откроется новое, более совершенное и близкое к Божественной Полноте его состояние. Позади безвозвратно остаются пройденные жизненные этапы с их несостоявшимися возможностями. Возникает нынешнее, в котором здесь и сейчас, а не где-то там и потом жизнь последовательно предоставляет нам единственную и неповторимую возможность полноты сегодняшнего дня. Движение по дороге земного бытия, обладая самоценностью, не является самоцелью. Оно завершается тем известным пределом, который хотя и скрыт от зрения, как нечто бесконечно удаленное, но, увы, всегда рядом. Тем не менее, мы верим и надеемся, что в нашем движении земная жизнь прикасается к Истине, и на пути к Богу всегда и везде открывается Жизнь Вечная.
1.0x