Авторский блог Анатолий Баранов 00:00 16 июня 2004

НАРКОАГРЕССИЯ ПРОТИВ РОССИИ

| | | | |
НАРКОАГРЕССИЯ ПРОТИВ РОССИИ
ЛОНДОНСКАЯ ОЛИГАРХИЯ КАК АВАНГАРД МЕЖДУНАРОДНОГО НАРКОБИЗНЕСА Не секрет, что сегодня отмывание криминальных денег происходит с участием оффшоров. Это Антильские острова — Кайманы, Барбадос, арабские оффшоры, такие, как Бахрейн, кроме этого Гонконг, Сингапур, Гибралтар, остров Мэн и другие. Все это — нынешние или бывшие британские колонии, в которых наблюдается весьма активное присутствие NCIS — "Национальной службы криминальной разведки" Великобритании. Да и в целом британское присутствие в оффшорах, как правило, намного сильнее американского. Хотя США, конечно, более заметны. Очевидно, потому, что грубее работают. Британцы же работают более тонко — у них больший колониальный опыт. В конце концов еще 200 лет назад США были всего лишь колонией Великобритании, а многие банки Лондона уже в те времена считались старыми. В 1555 году в Лондоне, непосредственно по указанию парламента, была открыта "Московская компания", которую считают предшественницей не только "Ост-Индской" и "Вест-Индской" компаний, но и транснациональных корпораций XX века. Самое интересное здесь то, что одной из основных задач "Московской компании" был поиск пути через Россию на Средний Восток и установление контроля за азиатской торговлей: нет ничего нового в мире — транспортный коридор из Персии и Афганистана на Каспий, далее Астрахань, оттуда на Северо-Запад России и порты Прибалтики. Мы и сегодня сталкиваемся с попытками британцев контролировать этот самый коридор. Только речь идет уже не о пряностях, а о более специфическом товаре — героине.
Мировой наркотрафик с английским участием, разумеется, не ограничивается старыми путями из Афганистана в Европу. Например, Бирма (Мьянма) — это значительная часть поставок героина на американский рынок. Но Бирма — это бывшая британская колония, там и сегодня сохраняются британские позиции, при этом развивается еще и кооперация с китайцами из Пекина. В Колумбии также сильно британское присутствие. Там уже давно в качестве инструкторов находятся военные советники из SAS — аэроспецназа Великобритании. В Косово, ключевом звене европейского наркотрафика, тоже наблюдается активное британское военное и разведывательное присутствие. Или взять Пакистан. Хорошо известно о глубокой интеграции его элиты в лондонскую еще со времен британского владычества в Индии. Или Памир: глава исмаилитов Ага-Хан IV имеет свой главный офис опять-таки в Лондоне. В целом же в Таджикистане сейчас наличествует самое сильное британское разведывательное присутствие через международные неправительственные организации. Более того, британские войска вместе с немцами развернуты на севере Афганистана в провинции Кундуз. Это не просто рядом с Таджикистаном, это фактически один этно-культурный регион. При этом там, где на севере Афганистана есть британцы, там больше всего героина, предназначенного для трафика в Россию и далее в Европу. Еще один канал трафика героина, на этот раз напрямую в Соединенное королевство, проходит через Карачи. Причем это происходит с участием пакистанцев, которые проживают в Великобритании и вовлечены в международные морские перевозки грузов. В связи с мировым наркотрафиком есть информация и о китайцах из Гонконга, живущих в Британии, и о контактах людей из NCIS и MI-6 с Межведомственной разведкой Пакистана, с китайцами и с колумбийскими партизанами из FARC — "Революционных вооруженных сил Колумбии".
В последние годы примерно по сто двадцать тонн героина в год поступает из Афганистана в страны Европейского союза через Иран, Турцию и страны Балканского полуострова. Этот вид деятельности усиленно, хотя и негласно, контролируется несколькими религиозными руководителями Ирана, представителями Корпуса стражей исламской революции и специальными службами Турции. Важное участие в трафике принимают представители турецкой диаспоры в Германии, контролирующие большое число фирм, занимающихся коммерческими перевозками грузов из Турции в страны Европейского союза. Характерно, что на всех этапах этого трафика имеет место подробный его мониторинг со стороны людей из БНД и Федерального бюро по охране конституции Германии, а на иранском участке — еще и со стороны DGSE — "Генеральной дирекции внешней безопасности" — разведки и контрразведки Франции. Кстати, немцы и французы в сфере контроля за наркотрафиком явно пытаются догнать англичан. Так, имеются факты попыток вербовки наших граждан в Косово по указанию военного командования французов и DGSE. Цель — поставка наркотиков из Таджикистана через Россию в Европу. В Таджикистане тоже фиксируются попытки вербовки россиян французами.
Стоит коснуться и такого вопроса, как отмывание денег преступными сообществами. В России это явление имеет место прежде всего в Москве, особенно в сфере строительного бизнеса и сделок с недвижимостью. Этот бизнес сейчас переживает бум, трудно объяснимый с точки зрения простой арифметики — число сделок с недвижимостью явно превышает платежеспособный спрос населения. До 40 процентов сделок с жилой недвижимостью в Москве преследует инвестиционные цели. Из этой части сделок, по оценкам, более половины — это отмывание первоначально наличных денег от продажи наркотиков. Этой продажей в России обычно занимаются люди с Кавказа, из Центральной Азии и этнические цыгане. Также часть сделок с недвижимостью имеет целью действительно приобретение жилья как такового, но и в этих сделках, по оценкам специалистов, доля "черного нала" составляет не менее трети — до сих пор в России при приобретении недвижимости никого не интересует происхождение денег. То есть практически любая сделка с недвижимостью автоматически "отмывает" сомнительные деньги. Ежегодно в Москве продается до 5 миллионов квадратных метров по средней цене 1200 долларов за метр — это около 6 миллиардов долларов, то есть 3 официальных годовых бюджета города. Заметим, что население Москвы за последние 10 лет сократилось более чем на 100 тысяч человек. И никого не интересует, кто же покупает эти метры?
ТАДЖИКСКИЙ НАРКОТРАФИК ВЫХОДИТ ИЗ-ПОД КОНТРОЛЯ Англичане известны как большие мастера выстраивания ложных целей и ложных приоритетов. Недавно нам удалось ознакомиться с любопытной справкой, подготовленной английскими специалистами. Справка посвящена проблеме наркотрафика на постсоветском пространстве и утверждает, что крупные поставки так называемого "спецтовара", то есть героина, из Tаджикистана в Россию якобы идут по каналам 201-й дивизии. При этом вроде бы используются литерные воинские железнодорожные составы и "борты" военной авиации. Любопытно, что о "спецтоваре", поставляемом по линии погрангруппы РФ в РТ, англичане заявляют, что его объем явно меньше. Это обстоятельство они объясняют тем, что за последние годы сократилось количество литерных составов, уходящих в Россию с грузами погрангруппы, а также сокращением вылетов самолётов погранавиации до одного, максимум двух в месяц. Соответствует ли высказываемая точка зрения о роли российских силовиков, особенно военных, в наркотрафике действительности или нет? Можно сказать, что однозначно не соответствует, в основном это, конечно, — дезинформация, призванная отвлечь общественное внимание от роли самих англичан и их контрагентов в таджикском наркотрафике.
По мнению сотрудников Национального агентства по борьбе с незаконным оборотом наркотиков и МВД Республики Таджикистан, за последние годы значительно возросла и имеет тенденцию к увеличению поставка "спецтовара" в Россию по так называемым альтернативным, никак не связанным с российскими структурами каналам. Это прежде всего поставки в железнодорожных вагонах вместе с различной промышленной и сельхозпродукцией. Кроме того, немалая часть "спецтовара" провозится в пассажирских автобусах, идущих из городов Согдийской (бывшей Ленинабадской) области в различные регионы России. Количество таких рейсов составляет в среднем 10 в сутки, среднее число пассажиров — 50 человек. При этом отдельными рейсами перевозится до 5O кг "спецтовара". Из Таджикистана автобусы идут в Узбекистан и Киргизию, а далее через казахские степи в Россию. По утверждению очевидцев, ни один автобус со "спецтоваром" на всём протяжении сложившихся маршрутов серьёзно не проверяется. Интересно и то, что почти все автобусы при пересечении казахско-российской границы умудряются объезжать официально существующие КПП по местным просёлочным дорогам. В этом им оказывают помощь местные жители за совершенно небольшую мзду. Можно также утверждать, что все серьёзные партии "спецтовара" при отправке, в пути и при поступлении к адресатам "крышуются" представителями правоохранительных структур на местном уровне.
Несомненно, что какая-то часть "спецтовара" попадает в Россию самолетами гражданской авиации. Речь идёт не только и не столько о единичных "глотателях", которых периодически вылавливают в аэропортах. Более крупные партии провозятся не без участия экипажей самолётов и при содействии сотрудников различных служб аэропортов. При этом, кроме известного маршрута "Душанбе-Домодедово", были или есть авиарейсы "Душанбе-Внуково", "Куляб-Внуково", "Душанбе-Санкт-Петербург", "Душанбе-Самара", "Душанбе-Екатеринбург", "Душанбе-Новосибирк", "Душанбе-Красноярск", "Душанбе-Ростов", “Душанбе-Минеральные воды" и т.д. Нельзя забывать и о существовании пассажирского поезда "Душанбе — Астрахань". С 1-го июня появился новый маршрут "Худжанд — Саратов", и в перспективе открытие железнодорожного маршрута "Худжанд — Челябинск".
Необходимо также иметь в виду, что в период с мая по ноябрь более половины поставок по альтернативным каналам обычно идёт с так называемой Худжандской площадки, то есть из Согдийской области. Туда "спецтовар" попадает автотранспортом через открытый в это время года Анзобский перевал из Душанбе. Худжандская площадка предпочтительна тем, что отсюда больше возможностей различными видами транспорта доставлять "спецтовар" в Узбекистан, Киргизию и далее через Казахстан в РФ. После того, как товар попадает на территорию Казахстана, вероятность его беспрепятственного провоза на территорию РФ достигает 95% и более, по оценкам самих трафикёров. Здесь уже могут использоваться все виды транспорта, включая морской из портов Каспия. По крайней мере известно, что часть груза идёт в Россию из Актау (бывший Шевченко). Правда, надо отметить, что из каспийских портов помимо "таджикского" к нам идут "грузы" "туркменские" и "узбекские".
В связи с особой ролью Согдийской области надо иметь в виду, что сезонность Худжандской площадки будет преодолена через 2,5 — 3 года, когда с помощью Ирана завершится строительство всесезонного тоннеля под Анзобским перевалом. Сам по себе тоннель весьма важен для Таджикистана со всех точек зрения — политической, экономической, военной. Но он не менее важен и для обеспечения круглогодичного трафика из Душанбе. В своё время высказывалось предложение, чтобы Россия приняла участие в завершении его строительства и при этом получила бы право на его долгосрочную аренду или совладение функциями контроля. В 1999-2000 г.г. этого добиться было вполне реально. Нельзя упускать из вида и кусок таджикского трафика, идущего через Мургаб (Памир) на Ош (Киргизия). Очевидно, что он и далее будет функционировать, хотя пока не ясно, возможно ли использование в этой связи российской авиабазы в Канте. После того, как 25 мая был открыт КПП на перевале Кульма на памирском участке таджикско-китайской границы, постепенно будет складываться устойчивый трафик на Китай. Можно предполагать, что с таджикской стороны его попытаются контролировать люди Ага-Хана IV. По крайней мере, в свое время такие намерения были. Но то, что китайцы возьмут под жесткий контроль весь трафик, который будет идти через них, в этом сомневаться не приходится. Другой вопрос, будет ли тогда какая-то часть "спецтовара" поступать в Сибирь и Приморье, хотя несомненно, что его основная доля должна экспортироваться в США и Японию.
Касательно возможности уменьшения объёма трафика из Таджикистана, при условии вывода оттуда в 2006 году российских пограничников, следует отметить, что уже сегодня заметно шевеление в таджикских наркоструктурах, которые находятся в предвкушении того, что после ухода россиян большая часть "спецтовара" окажется в их полном распоряжении. Пока они еще не начали активного поиска пути расширения потока из Таджикистана на Россию. Это связано в том числе и с тем, что пока не ясно, какой объём захотят брать китайцы. Конечно, есть возможность увеличить поставки на Иран и Турцию. Проработки в этом направлении тоже делаются. Несколько месяцев назад представители Хакумата Душанбе побывали в Анкаре и заключили соглашение о сотрудничестве и побратимстве между столицами двух государств. В тоже время объем товарооборота между Турцией и Россией тоже немалый, да и турецкие строительные фирмы активно работают в Москве. До мая этого года немалая часть "спецтовара" из Турции через Батуми и Баку шла в Россию. Азербайджанцы, работающие на овощных базах Москвы и Подмосковья, и недовольные турецкими партнёрами, открыто признают, что "спецтовар" в контейнерах вместе с турецкой сельхозпродукцией идет в российскую столицу уже многие годы. С Ираном у таджикской стороны тоже есть опыт работы. Еще при Ахмад-Шахе Масуде в кризисные периоды из международного аэропорта Куляба в Иран отправлялся "спецтовар", а оттуда для Северного альянса прибывали снаряжение и боеприпасы.
Возвращаясь к проблеме трафика в Россию и через неё, следует подчеркнуть, что данное направление никоим образом не утратит своей привлекательности. Во-первых, Россия — достаточно ёмкий рынок. Во-вторых, у нас очень много желающих получать "спецтовар" или "крышевать" его поставки. В третьих, через Россию трафик идёт на Украину и на порты Литвы и Эстонии. В этой связи необходимо учитывать, что любое увеличение нашего товарооборота с Центральной Азией, Турцией, Китаем, несёт в себе потенциальную угрозу увеличения объемов поставок "спецтовара" в саму Россию. Этим, без сомнения, будут пользоваться. Поэтому, когда появляется информация, что британская, немецкая и французская разведки активизировали свою деятельность в РТ, то к этому необходимо относиться очень серьезно. Тем более, что есть предположение о возможности создания некоего европейско-таджикского альянса. Информированные источники уверены, что британцы, немцы и французы все более проявляют интерес к местным наркобаронам и ищут к ним подходы. Было бы наивно думать, что это предпринимается для пресечения наркотрафика.
На сегодняшний день вряд ли кто сможет утверждать, что директивы об осуществлении "наркотизации" России уже отменены. Следовательно, можно предполагать, что будут настойчивые и планомерные попытки со стороны спецслужб западноевропейских стран взять таджикский участок международного наркотрафика под контроль. Под контроль попадают таджикский, а также киргизский и, возможно, казахский участки наркотрафика. Как это будет сделано, объяснять не надо — например, через гарантии легализации и неприкосновенности банковских счетов. Тогда в соответствии с алгоритмом процесса на следующем такте под контроль должны попасть сегменты российского трафика. А это конкретные люди из силовых ведомств, в том числе из спецслужб, лидеры организованных преступных сообществ, руководители районов, городов, областей, федеральные чиновники. Следовательно, у "контролеров" появятся широкие возможности через них воздействовать на очень многие процессы в России и инициировать их. Естественно также, что еще раньше, чем в России, у европейских спецслужб появятся возможности влиять на внешнюю и внутреннюю политику стран Центральной Азии.
Возникает вопрос: что нужно сделать, дабы сократить трафик из Таджикистана в Россию или хотя бы взять его под более жесткий контроль? Ведь объемы трафика составляют сейчас до 50-60 тонн героина в год, через Таджикистан идёт до 15 % производимого в Афганистане "спецтовара". Конечно, эта тема весьма сложная и простых рецептов нет. Более того, сейчас происходит резкое увеличение объема поставок, чему способствует дырявая граница, большой поток импорта и транзита, продажность сотрудников правоохранительных органов, таможенников и т.д. Есть ли смысл в этой ситуации полностью убирать российских военных и пограничников из Таджикистана? На сегодня существует договоренность, что в этой стране после 2006 года останется 200 российских офицеров-пограничников. Как следствие, произойдет резкое сокращение использования для их нужд бортов погранавиации, не говоря о литерных составах. 201-я МСД будет преобразована в базу. То есть здесь также в разы сократится потребность в "литерах" и военных бортах. Плюсы данной ситуации заключаются в том, что и база и остатки погранвойск так или иначе будут притягивать на себя какой-то объем трафика. Но, во-первых, он будет гораздо меньше нынешнего, а во-вторых, его будет легче контролировать. А через это можно будет держать под контролем практически всю ситуацию со "спецтоваром" в Таджикистане, что нужно хотя бы для того, чтобы в самый неподходящий момент у нас вдруг не возникли бы неприятные неожиданности.
Антон Суриков, Анатолий Баранов
1.0x