Авторский блог Савва Ямщиков 03:00 9 июня 2004

СОКРОВИЩА СОЛИГАЛИЧА

| | | | |
СОКРОВИЩА СОЛИГАЛИЧА
В залах института реставрации открылась замечательная выставка, рассказывающая о забытом русском портретисте XVIII века Григории Островском. Шестнадцать первоклассных портретов, возрожденных лучшими реставраторами, вновь приехали в Москву из маленького городка Солигалич.
Выставочный зал Института реставрации (ул. Бурденко, 23, неподалеку от Плющихи) работает с 10 до 18 часов, кроме субботы и воскресенья.

Прошло вот уже с небольшим тридцать лет, а события те видятся, словно сегодня состоявшиеся. Воспоминания о них радуют душу, помогают не закиснуть в беспросветной нынешней действительности, нагрянувшей в Россию, как тать в ночи. Помнится первая встреча с солигаличскими сокровищами в запасниках Костромского музея изобразительных искусств, когда держал я в руках совсем обветшавший, небольших размеров холст, на котором чудом удерживался грунт и потемневшие от времени слои живописи. По сей день стоит перед глазами церковная вязь надписи на обороте холста: "Портрет Анны Сергеевны Лермонтовой. От роду имеет 5 лет. Писан в 1776 году. П.Г.О".
Это потом прочтем мы на остальных солигаличских портретах расшифровку аббревиатуры "П.Г.О." — "Писал Григорий Островский". А тогда была одна, но очень важная зацепка, обязывающая не оставить без внимания привезенный директором Костромского музея Виктором Игнатьевым портрет, обнаруженный в запасниках Солигаличского музея.
Фамилию Лермонтовых в России носили лишь родственники прославившего этот род великого поэта. А начиналась история бытования на Руси шотландских ландскнехтов Лермантов на Костромской земле, где получили они богатые угодья в окрестностях Солигалича по соседству с земляками своими шотландскими Маклоками, принявшими впоследствии фамилию Черевиных. Представителей черевинской семьи и изобразил Григорий Островский на большинстве солигаличских находок.
Легки мы были тогда на подъем, и уже на следующий день на верном и надежном самолетике "Ан-2" добрались до заснеженного Солигалича (потом "воздушный извозчик" в пожарное лето 72-го поможет еще не раз слетать в Солигалич!).
Печальную картину являли запасники краеведческого музея, носящего имя адмирала Невельского. Сиротливо прятались холсты Островского среди неприбранной "лавки древностей", а один из них, использовавшийся как крышка мусорного ведра, полностью осыпался. Начальник местных Советов мрачно буркнул нам с теплой лежанки: "На реставрацию портреты не дадим — здесь написаны, здесь и погибнут". Ну да мне и не такое приходилось слышать от "заботливых" власть предержащих. И уже через неделю оказались ветхие холсты в Москве, где замечательные мастера Всероссийского реставрационного центра Надежда Кошкина, Наталья Маренникова (Совари) и Игорь Тарасов во главе с Сергеем Голушкиным за несколько месяцев в свободное от основной работы время вернули первоначальный вид казавшимся безнадежно утраченными портретам.
Потом была первая полоса газеты "Советская культура" с анонсом, набранным крупными буквами: "Открыт новый художник" и большой материал постоянного нашего пропагандиста, первоклассного писателя-журналиста Сергея Разгонова".
Почти все средства тогдашней массовой информации сочли своим долгом откликнуться на возвращение к жизни забытых портретов кисти Григория Островского. А когда в Правлении Союза художников СССР, что на Гоголевском бульваре, открылась выставка отреставрированных портретов (как хорошо они вписались в интерьеры одного из лучших московских особняков конца XVIII века, словно для него и были созданы), программа "Время" разразилась солидным репортажем о заметном событии в художественной жизни страны. Потом переедут портреты Григория Островского в парадные залы ленинградского Русского музея, увидят их ценители прекрасного в Париже, Милане и других европейских городах. После триумфального путешествия вернутся они в родной Солигалич, где краеведческий музей стараниями его сотрудников, словно сказочная Золушка, превратится в хранилище произведений искусства, отвечающее всем требованиям музейного дела. И слезы будут мешать нам с Сергеем Голушкиным говорить на открытии постоянной экспозиции портретов Островского, на которое соберется все население Солигалича.
Нерадивые чиновники и завистливые коллеги обратятся в правоохранительные органы, чтобы проверить скудные заработки реставраторов-энтузиастов. Не найдя состава преступления в их действиях, станут они и впредь мешать нашей работе, но остановить многолетнюю эпопею по открытию и реставрации многочисленных портретов XVIII-XIX веков из музеев Ярославля, Костромы, Рыбинска, Углича, Переяславля-Залесского, Галича, Ростова Великого не смогут.
И благодарна будет Россия реставраторам, музейным работникам, архивистам, писателям, журналистам и руководству Ярославско-Костромского региона, обогатившим историю русского искусства новыми страницами, рассказавшими о таланте провинциальных портретистов.
Савва Ямщиков

1.0x