| | | | |
ВОИН ХРИСТОЛЮБИВЫЙ
30 мая исполнилось 785 лет со дня рождения святого благоверного князя Александра Невского, вошедшего в историю прежде всего своими военными победами над шведами и ливонцами. Но гораздо менее известны его усилия по сохранению духовной независимости нашей Родины. Между тем после поражения крестоносцев Ватикан резко изменил свою политику в отношении Руси. Сменивший Григория VII на папском престоле Иннокентий IV прекратил рассылать грозные буллы, призывающие христианское рыцарство к кровавым походам на Русь, и решил действовать "медовой удавкой", пытаясь склонить русских к принятию католичества. 8 февраля 1248 года он послал из Лиона во Владимир двух искушённых в дипломатии кардиналов — Галда и Гемонта. В послании князю последний именовался "благородным мужем Александром, князем Суздальским". При аудиенции кардиналы вещали: "Святейший отец много наслышан о тебе, славном и дивном князе! Поэтому он выбрал нас из числа своих прелатов и послал, чтобы ты выслушал смиренные речи наши и принял то единственно верное решение, к которому пришёл отец твой, достойнейший герцог Ярослав…". (Незадолго до смерти князь владимирский Ярослав Всеволодович, по сообщениям легата Паоло Карпини, который с ним встречался, склонялся к смене веры в надежде, что тогда католический Запад поможет русским сбросить монголо-татарское иго.) Папа Иннокентий в послании именовал себя "рабом рабов Божьих". Вероятно, он был в курсе, что Александр знал о причинах смерти отца: его отравила в 1245 году в столице Монгольской империи Каракоруме мать малолетнего кагана (будущего хана) Гуюка — и рассчитывал, что чувство мести за погубленного отца возобладает в горячем и воинственном князе. "Искупитель наш Господь Иисус Христос, — писал Александру Папа, — окропил росою своего благословения дух родителя твоего, светлой памяти Ярослава, и, с дивной щедростью явил ему милость познать Господа, уготовил ему дорогу в пустыне, которая привела его к яслям Господним…" В послании было сказано, что отравленный ханшей князь Ярослав причислен Римской католической церковью к сонму праведников и "покоится в вечном блаженстве там, где сияет немеркнущий свет, разливается благоухание". "Тебя среди других католиков первым почитать будем и о возвеличивании славы твоей неусыпно радеть будем", — пытался "купить" русского князя глава Ватикана. В завершение посулов логично следовало коварное предложение: "Как только поведаешь, что татарское войско на христиан поднялось, чтобы ты не преминул немедля известить об этом братьев Тевтонского ордена…"
Александр отправил Папе письменный ответ, в котором напомнил православное толкование Ветхого и Нового Заветов, кардинально расходившееся с католическим, и завершил: "Сии вся добре съведаем, а от вас учения не приемлем!" Князь прекрасно знал, как сказали бы сегодня, татарский менталитет: обожествление и беспрекословное подчинение хану, и полное равнодушие к духовному миру человека, к его верованиям и убеждениям. Слепо подчиняйся — и молись, как тебе угодно. Достаточно сказать, что в семействе хана Батыя были христиане, а сам он за свой счёт содержал православных священников, которые открыто совершали в его стане богослужения. Хан Берке даже способствовал созданию на территории Орды Сарайской епархии. И если татары не вмешивались во внутренний строй покорённых ими народов, не стремились нарушить их нравы и обычаи, то католикам-феодалам, как понимал князь Александр, нужны были прежде всего территориальные приобретения, а Ватикану — духовное порабощение русских, подчинение себе их внутренней творческой силы, которую давало им Православие.
В Орду же Александр ездил четырежды и всякий раз возвращался с добрыми дипломатическими последствиями. Его величественный вид и достойное поведение поразили даже надменного Бату-хана. Когда Александр отказался выполнить обязательный обряд поклонения идолам, заметив, что "я служу единому Богу, Его чту и Ему поклоняюсь", Батый после недолгого молчания произнёс, обращаясь к своим окружающим, уже положившим ладони на рукоятки сабель: "Правду говорили мне: нет князя, равного этому!" Вся политика св. Александра Невского в отношении Орды сводилась к предотвращению нашествий.
Во время последней поездки он прожил в Орде зиму и лето и на обратном пути заболел и слёг. Успел принять схиму под именем Алексия и 14 ноября 1263 года скончался в Городце Волжском. В дошедших до нас летописных сказаниях, описывающих подвиги его, говорится, что он был "Богом рожен". Церковь причислила его имя к лику святых. В 1380 году во Владимире были открыты его мощи, которые в 1724 году, по велению Петра Великого, перенесены в Санкт-Петербург в Александро-Невскую лавру. Императрица Елизавета Петровна пожертвовала для мощей серебряную раку.
Согласно преданию, любимой иконой св. Александра Невского была икона Фёдоровской Божьей матери. Кажется, это единственная из великих русских чудотворных икон, оставшаяся в распоряжении верующих. Её "сродницы" — Владимирская, Казанская, Смоленская, Тихвинская, Толгская, Курская — либо сгинули, либо "украсили" музейные витрины. И лишь одна Фёдоровская, почерневшая от времени и неудачных "реставраций", доныне посылает луч надежды и крепость духа молящимся ей в старинном костромском храме Воскресения Господня на Дебре…
Стоит добавить, что через 25 лет после Ледового побоища, накануне битвы под Раковером 18 февраля 1268 года, сын Невского Дмитрий Александрович применил против крестоносного воинства испытанный родителем боевой порядок: пешее ополчение с обозами в центре, конные дружины на флангах. Когда ливонская "свинья" отбросила пеших почти к самым обозам, увязнув в сече, конница всей силой ударила с боков и сзади, взяв противника в железные "клещи". Мало кому удалось спастись за стенами Раковерского замка.
А в канун Куликовской битвы в Рождественском соборе Владимира свершилось великое чудо. На глазах потрясённого монаха, молившегося в одиночестве о победе над погаными, внезапно зажглась свеча возле могилы св. князя Александра и из алтаря вышли святые Борис и Глеб. Они направились к усыпальнице великого князя и воззвали: "Возстани, Александре, ускори на помощь сроднику своему великому князю Димитрию, одолеваемому сущу от иноплеменних!" Великий князь поднялся из гроба и стал невидимым, пропали и старцы… Гроб открыли и обнаружили, что тлен не коснулся праха князя-инока, хотя со дня его смерти прошло 117 лет! А вскоре во Владимир пришло известие о победе на Куликовом поле князя Дмитрия, прозванного Донским…
Вячеслав Морозов
1.0x