| | | | |
№23(550)
03-06-2004
РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ: ТРЕВОГИ И НАДЕЖДЫ
XII съезд Союза писателей России впервые за всю историю нашего Союза прошёл не в Москве, а в одном из наиболее литературных городов России — в Орле, на родине Ивана Тургенева и Николая Лескова. Ну что ж, это взбодрило и нашу российскую провинцию, и москвичи почувствовали себя не всемогущими хозяевами, а гостями, приглашёнными всей литературной и культурной Россией. Да и сконцентрированность в одном месте в наше размытое время очень даже полезна.
Собственно сам съезд прошёл за один день. 24 мая утром, после праздничной литургии в Свято-Михайловско-Архангельском соборе, открылся съезд в круглом зале администрации Орловской области, а уже к вечеру, на втором пленарном заседании, были избраны и председатель Союза писателей, и его заместитель, и первый секретарь, сопредседатели, правление, ревизионная комиссия и высший творческий совет из заслуженных и уважаемых писателей. Главная линия двенадцатого съезда — стабильность и последовательное закрепление позиций. Пережили время распада и попыток захвата Союза писателей и его развала, уцелели, сегодня закрепляем свои позиции. Согласно этой линии на стабильность, не было заметных изменений и в избрании нового руководства. В отличие от предыдущих, перестроечных съездов, не было и никакой резкой полемики, попыток радикального обновления. Вновь избран Председателем Правления Союза писателей Валерий Николаевич Ганичев, его заместителем остался Сергей Артамонович Лыкошин. Добавили рабочих секретарей и сопредседателей, но это скорее говорит о расширении наметившегося фронта работ, а не о каком-то изменении творческой линии. Избран первым секретарём Союза человек, по-настоящему любящий русскую литературу и знающий её — Геннадий Викторович Иванов. Я порадовался этому избранию, знаю и творческую широту Геннадия, и его стихи. Но и это радикальное обновление одного из главных руководящих постов связано, увы, с нездоровьем нашего автора, прекрасного русского поэта, долгое время занимавшего пост первого секретаря — Игоря Ивановича Ляпина, дай Бог ему долгой жизни. Съезд поблагодарил Игоря Ляпина за его работу.
Тихо и незаметно исчез общественный секретариат Союза писателей, как ненужная ступень между правлением и рабочим руководством. Его роль, очевидно, будут играть достаточно многочисленные сопредседатели как из Москвы, так и из провинции. Впрочем, это тоже похоже на развитие нашей государственной вертикали. Шумное новгородское вече заменяется рабочими структурами. Ну что ж, была бы польза самим писателям. Среди членов высшего творческого совета — все наши именитые русские писатели: и Юрий Бондарев, и Михаил Алексеев, и Александр Проханов, и Леонид Бородин, и Михаил Лобанов.
Из выступлений первого дня я назову, кроме отчета самого председателя Валерия Ганичева, яркое, отнюдь не дежурное выступление губернатора области Егора Строева, не менее нас возмущенного и вакханалией на телевидении, и унижением русской национальной культуры; и грустное искреннее выступление Валентина Распутина, считающего, что этим съездом на ближайшие годы мы стабильность в Союзе писателей России обеспечили, но дальше у него никаких перспектив нет.
Я позволю себе не согласиться с уважаемым писателем: перспектив нет, если мы и дальше будем проходить мимо молодой русской литературы, а если же мы подвинемся и в провинции, и в журналах, и в самом правлении Союза и не побоимся сделать ставку на новое поколение, то будет и Союз писателей, будет и русская литература.
Очевидно, несколько иная, ибо нет уже старой деревни, нет старого общества, но главные русские национальные и православные духовные и моральные ценности, уверен, сохранятся и дальше. Сохранится и русский реализм, как бы его ни называли. Всё зависит от нас самих. Хотим сохранить заповедник для последних могикан уходящей цивилизации — будет и такой заповедник. Захотим сделать наступательный центр русской духовной цивилизации — возможен и такой центр.
Были же наши православные монастыри — и Троицко-Печенгский, и Валаамский, и Соловецкий, да и сама Троице-Сергиева Лавра в давние времена не только тихими монастырями, но и военными крепостями, духовными центрами русского народа.
На второй день съезда, 25 мая, когда со всеми процедурными вопросами было благополучно завершено, началась и открытая трибуна для рвущихся на сцену с наболевшими проблемами московских и провинциальных писателей. И вот этот второй день для меня подтвердил наблюдаемое и ранее. По сути, не было на съезде никакой заорганизованности, никакой охранительной строгости, в самом обществе, в том числе и писательском, уже существовал иной, не бунтарский настрой. Больше было региональных писательских проблем, желания общения, мечтаний о возрождении писательских издательств, меньше было междоусобиц и хаоса.
Тем более орловчане принимали своих гостей с щедрым радушием. Не каждый день проходят в русских городах писательские съезды.
Жаль, не пожелало присутствовать на съезде никакое центральное телевидение, впрочем, для них и скандалов никаких не нашлось бы, а кроме чернухи телевизионщики ничего уже не умеют снимать.
Проблемы всё те же: место писателя в обществе, возможность издания книг, организация оптовой книготорговли и жёсткий контроль за приёмом в Союз писателей.
Это уже проблема нового времени, часто издают книги не самые талантливые, а самые денежные, и по привычке устремляются со своими томами в Союз писателей.
Сохранить Союз писателей России — это и увидеть новое в литературе, но это и поставить заслон нелитературе.
Пожелаем новому правлению и его руководству литературных и организационных удач.
Тем более, среди членов правления — и Евгений Нефёдов, и Владимир Бондаренко. Значит, надеются писатели и на наши газеты.
Владимир Бондаренко
1.0x