Авторский блог Лидия Новикова 00:00 26 мая 2004

ОБЫКНОВЕННАЯ БОГИНЯ

| | | | |
№22(549)
25-05-2004
Лидия Новикова
ОБЫКНОВЕННАЯ БОГИНЯ
В Большом театре России 16 мая прошел концерт, посвященный памяти самой великой балерины мира — Галины Сергеевны Улановой. Его организовал и провел Фонд Галины Улановой, возглавляемый одним из талантливейших танцовщиков современности народным артистом СССР, лауреатом Ленинской премии и Государственных премий СССР и России Владимиром Васильевым.
Перед концертом В. Васильев вручил видным мастерам танцевального искусства — Ольге Лепешинской, Игорю Моисееву, Марине Семеновой, Раисе Стручковой, Николаю Фадеечеву — памятную награду "За беззаветное служение искусству танца", учрежденную в этом году Фондом Галины Улановой при содействии Ломоносовского фарфорового завода. Это статуэтка Галины Улановой, изображающая балерину в роли Одетты. Скульптура была создана советским скульптором Е.А.Янсон-Манизером в 1940-м году и воспроизведена на Ломоносовском фарфоровом заводе в 1951 году.
В этом же году, сообщил В.Васильев, учреждены именные стипендии Фонда Галины Улановой. Первыми их получили учащиеся: Государственного хореографического училища (Казань) Диана Ахметшина, Государственной Академии Хореографии (Москва) Нина Волкова, Академии русского балета им. А.Вагановой (Санкт-Петербург) Василий Ткаченко, Государственного хореографического училища (Воронеж) Марта Филиппова, Государственного хореографического училища (Пермь) Мария Ширинкина, школы Большого театра в Бразилии (г.Джоинвилль) Бруна Фернанда Кантане де Гальяноне. Отныне, подчеркнул В.Васильев, награды и стипендии Фонда будут вручаться ежегодно 16 мая.
"Решающим днем" своей жизни Уланова назвала 16 мая 1928 года, когда она, выпускница Ленинградского хореографического училища, вышла на сцену Ленинградского театра оперы и балеты (позже — Театр им. Кирова, теперь — Мариинский театр) в выпускном спектакле и была зачислена в его труппу.
Этот знаменательный день балерина отмечала ежегодно. Теперь его отметили в Большом, куда Г.С.Уланова пришла в 1944-м и была его звездной солисткой, педагогом, наставником, добрым гением до последних своих дней — марта 1998 года.
Уланова — галактика с нескончаемым светом возвышенной красоты. Ее творения — гармоничны, одухотворены огромной жизненной силой, поэтичны, целомудренны, искренни, устремлены к счастью и совершенству. "Глядя на Одетту, Аврору, Джульетту Улановой, почему-то всегда думаешь о красоте России, о ее березах, полях, северных белых ночах. Что бы ни танцевала Уланова, она была всегда русской, в ней именно русское очарование, русская застенчивость, русская духовная сила, русская "меланхолия". Наверное, поэтому она и есть наша национальная гордость", — писала об Улановой ее знаменитая ученица балерина Нина Тимофеева.
Образы, созданные Галиной Улановой, разноплановы: Мария ("Бахчисарайский фонтан"), Раймонда ("Раймонда"), Жизель ("Жизель"), Маша ("Щелкунчик"), Корали ("Утраченные иллюзии"), Царь-девица ("Конек-горбунок"), Сольвейг ("Ледяная дева"), Параша ("Медный всадник"), Диана ("Эсмеральда"), Золушка ("Золушка"), Комсомолка ("Золотой век")... Это все живые человеческие образы. Критики отмечали, что безупречная техника танца Улановой оставалась как бы незамеченной. На переднем плане оказывалась драматургическая составляющая. Танец заменял слово. Как говорили Н.Дорлиак и С.Рихтер: "В условнейший жанр балета великая балерина принесла невиданную жизненную подлинность... сотворила свой художественный мир — царство человеческой духовности".
Уланова покорила своим талантом весь мир. Ей рукоплескал не только весь наш огромный Советский Союз. Ее таланту поклонялись во всех странах, где она выступала. Английская прима-балерина Марго Фонтейн писала о ней: "Это — магия. Я не могу даже пытаться говорить о танцах Улановой. Это настолько великолепно, что я не нахожу слов". Улановой поклоняются и сегодня, ее искусство продолжается в ее учениках и последователях.
Звездное сияние несравненной балерины озаряло концерт 16 мая в ее честь. Впечатление "встречи" с балериной создавали показанные фотографии из ее альбома и фрагменты фильмов, запечатлевших Уланову на сцене и в репетиционных залах. В ее честь артистами балета Большого и Мариинского театров были исполнены две части (III и финал) "Симфонии до мажор" Ж.Бизе (хореография Дж.Баланчина), адажио из балета П.Чайковского "Спящая красавица" (хореография М.Петипа), адажио из балета "Этюды" К.Черни (хореография Х.Ландера). Юные танцовщики Московской государственной Академии хореографии и Санкт-Петербургской Академии русского балета им.А.Вагановой представили "Полонез" А.Алябьева (хореография Н.Вихревой) и "Па де катр" на музыку В.Беллини (хореография Л.Якобсона).
Захватывающим дух предстал танец белоснежных "лебедей" — чарующее торжество добра и жизни, воплощенное в 4-м акте балета "Лебединое озеро" (хореография В.Васильева). Его исполнили солисты Большого Анна Никулина, заслуженный артист России Владимир Непорожний, Дмитрий Рыхлов и артисты балета театра.
Восхищение зрителей вызвало адажио из балета "Бриллианты" на музыку П.Чайковского (хореография Дж.Баланчина) в великолепном исполнении талантливых солистов Мариинского театра — заслуженной артистки России, лауреата Государственной премии России Ульяны Лопаткиной и Данилы Корсунцева. "Летит, как пух, из уст Эола" — это о Лопаткиной. Грациозность и лиризм, отточенность движений и трепетность чувств выражает ее танец. Без сомнения, творчество Лопаткиной — яркое продолжение традиций великой Улановой.
Хор театра "Новая опера" и оркестр ГАБТа завершили концерт. Театр опустел, но осталась тревога за судьбы искусства, его подвижников, страны, призванной хранить великое наследие своих гениев. Тревожит то, как иные словоблуды, стремясь "осовременить" память об Улановой, начинают искать конъюнктурные зацепки в ее биографии антисталинского окраса. Да полноте, господа, не было у балерины противостояния со Сталиным. Он был искренним поклонником ее таланта. Уланова была высоко оценена: народная артистка СССР, дважды Герой Социалистического Труда, четырежды лауреат Государственной премии СССР, лауреат Ленинской премии, премий имени Анны Павловой Парижской академии танца и Оскара Парселли. Знаменитая советская балерина была почетным членом Американской академии искусств, награждена Командорским орденом за заслуги в области искусства.
Вредили Улановой завистники и интриганы, коим и сегодня нет числа в нашей многострадальной культуре. Они готовы стереть с лица земли память о великой балерине, продолжая растаскивать ее наследие, затевая грязную возню вокруг увековечивания ее памяти. Достаточно напомнить, что только через три с лишним года после смерти Г.С.Улановой, в июне 2001-го, на ее могиле был установлен памятник — "Умирающий лебедь" скульптора Ф.Фивийского. Главная заслуга в том отнюдь не руководящих структур, а общественности и бескорыстных почитателей таланта балерины. Но что бы ни происходило, Г.Уланова — вечна. "Обыкновенная богиня", — сказал о ней С.Прокофьев. А боги не умирают.
1.0x