| | | | |
№22(549)
25-05-2004
АЙ-Я-ЯЦКОВ...
Развращение власти достигло в современной России невиданных размеров. Министр, идеолог экономической реформы празднует свадьбу в императорском музее-заповеднике, в Кремле проводятся балы. Особый простор для наблюдения предоставляет так называемая "местная элита". Региональные бароны на полном серьезе копируют феодалов или помещиков. С подведомственной территорией обходятся, как с садовым инвентарем на даче — захотят под навес поставят, захотят на улице бросит, а то и вовсе выкинут. С людьми, как с крепостными: решат — выгонят, передумают — помилуют. С учетом того, что в отдельных областях увольнение с работы равносильно голодной смерти (или начальники, помимо административного рычага, обладают еще и финансовым, что характерно для нефтедобывающих регионов) — размеры унижений, на которые идут люди, оказавшиеся в фарватере местной власти, поражают. Какое там "тоталитарное прошлое"… Живые иллюстрации из французского фильма "Игрушка": "Почему вы сняли штаны? — Вы приказали, господин президент…". Чиновники знают, что попасть под преследование можно только в случае недовольства вышестоящего начальства. (А не реальные преступления).
В понедельник вернулся из отпуска на работу губернатор Саратовской области Дмитрий Аяцков. Аяцков ушел в тактический недельный отпуск 17 мая в связи с возбуждением областной прокуратурой против него уголовного дела по статье 286 части 2 и 3 — "превышение должностных полномочий" и статье 285, часть 2 — "злоупотребление должностными полномочиями". Уголовное дело было возбуждено в связи с тем, что, по данным следствия, действиями губернатора нанесен ущерб бюджету области в размере 70 млн. рублей. Эти деньги были направлены на растаможивание партии из 100 комбайнов, закупленных областью в 1998 году. В качестве меры пресечения была избрана подписка о невыезде. За компанию в поле зрения саратовских прокуроров попала и третья супруга Аяцкова Ольга Сергеева. По сообщению "Комсомольской правды", у следствия есть данные о том, что она владеет роскошным особняком из двух коттеджей в Октябрьском ущелье — живописнейшем месте Саратовской области. Домики, по разным данным, оцениваются от 1 млн. 800 тыс. до 5 млн. долларов. В свое время они якобы были построены за счет областного бюджета как дома для почетных гостей, а сегодня их владелицей называют супругу Аяцкова. Кстати, примета времени — "нищие" государственные мужи при супругах-миллиардершах.
Итак, один из наиболее известных губернаторов попал под прицел Кремля. Возможно, эффектную карьеру Аяцкова сгубила символическая близость к истории. Родился в годовщину мюнхенского пивного путча на родине Столыпина. Побыл механизатором и агрономом, но вскоре перешел на руководящие должности. Главой региона Аяцков по существовавшей в ельцинское время традиции был назначен указом сверху. А через несколько месяцев уже был избран губернатором и власть в области больше не упускал. Количество орденов, наград, грамот и званий, которые получил Аяцков, занимают в его биографии два больших абзаца. Плюс ко всему Дмитрий Федорович не просто управленец, он еще и нехилый ученый — доктор исторических наук, профессор.
На посту губернатора Аяцков проявил себя как двойник Лужкова, отличный самопиарщик: сообщения об успехах, победах и народной любви идут непрерывным потоком. "Только что приехал с юбилея завода, на котором делают знаменитые холодильники "Саратов". В зале было полторы тысячи человек, все аплодировали, когда я появился".
Аяцков представляет из себя яркий тип провинциального барона, возросшего в ельцинский период. Похабная и сытая жизнь в сочетании с публичным самодовольством и самодурством. Мы помним его громогласное заявление о необходимости открыть официальные публичные дома, вызвавшее шок в нашей стране, еще не привыкшей к такому фривольному угару. Далее последовало знаменитое высказывание о том, что он, Дима Аяцков, завидует Монике Левински, мол, тоже не прочь…
К тому же Аяцков — активный сторонник частной собственности на землю, по его инициативе в Саратовской области — первой в России — был принят закон "О земле".
Но Аяцков не учел, что времена изменились, посему по старой привычке скидывает случившееся на происки врагов, конкретно генпрокурора Устинова. И обиженно заявляет в "Известиях": "Это не воля губернатора... было соответствующее распоряжение правительства области, которое я, как руководитель правительства, подписал". Я не я, и лошадь не моя.
Сегодня такие красавцы, то есть те, кто проявился и активно засветился в ельцинскую эпоху, не к чему. С одной стороны, власть освобождает себя от ассоциаций с скомпроментировавшими себя фигурами, с другой, у власти есть свои проверенные фавориты, жаждущие порулить и насытиться. Лужков, Россель, Аяцков и прочие получают последние предупреждения.
Дело на Аяцкова пока отменили. Остроумец Мr.Parker с сайта vladimir vladimirovich.ru уже отреагировал соответствующим образом: "Однажды Владимиру Владимировичу™ Путину позвонил губернатор Саратовской области Дмитрий Федорович Аяцков.
— Слышь, брателло, — сказал Дмитрий Федорович, — у меня типа проблема.
— Чё такое? — удивился Владимир Владимирович.
— Начальник вызывает, — ответил Дмитрий Федорович, — дело шьют.
— Да ладно… — не поверил Владимир Владимирович.
— Зуб даю, — ответил Дмитрий Федорович, — житья не дают. То я им комбайн не так купил, то домик садовый не там поставил… Мешают работать, руководить регионом.
— Ну ладно, я щас позвоню, — сказал Владимир Владимирович, — попрошу, чтоб отстали.
— Уж ты позвони, — сказал Дмитрий Федорович и положил трубку.
Владимир Владимирович вздохнул, выдвинул ящик стола, достал оттуда свой президентский телефонный справочник и стал искать там номер саратовской прокуратуры".
Сегодня Аяцков "дозвонился". Но дальше абонент будет "не доступен".
Владимир Архангельский
1.0x