Авторский блог Андрей Смирнов 00:00 19 мая 2004

ПОДМЕННЫЙ ЦАРЬ

| | | | |
№21(548)
19-05-2004
Андрей Смирнов
ПОДМЕННЫЙ ЦАРЬ
Путин — державник, Путин — патриот, Путин торжественно отмечает трехстолетие Петербурга, Путин… — непрерывно уговаривает экран телевизора.
Белая идея — это идея великой империи. Империю создавали яркие полководцы и стратеги, и бесчисленные тихие подвижники (по определению генерала Петра Краснова) — солдаты, казаки. Их дикая воля утвердила власть русского орла на огромные пространства евразийского континента.
Но прадедов великих правнуки поганые разбазарили наследство. И вот, убеждают, пришел человек, который вернет России величие. Речи и впрямь грозные. Но реалии прямо противоположны.
Новая система построена на бутафории, на имитации. Под аккомпанемент громких заявлений идет непрерывная сдача всех возможных позиций. НАТО — в Прибалтике, американцы — в Средней Азии. Земли, обильно политые русской кровью, отданы во имя без боя.
В 1996 году в канун выборов в центре Москвы приходилось с изумлением наблюдать пикеты странных православных. Бессловесные старички-боровички и агрессивностервозные тетки агитировали голосовать за Ельцина, мотивируя это тем, что Ельцин— путь к появлению царя. Видимо, это действительно так. Будет нам царь. И хоть внешне маленький чиновник на императора не тянет, но антураж упрямо создает классический. "Кавалергарды" на коронации… пардон, инаугурации, пажеские корпуса, балы — сплошной "сибирский цирюльник".
Но в социально-экономическом ключе — все брутальнее. Власть начинает активно использовать те аспекты прошлого, которые так или иначе оправдывают сегодняшний режим. Любимые олигархи, чиновнии фавориты подаются изумленному населению как фактически новые дворяне, готовые осваивать такие атрибуты прошлого, как выездки, охоту, а до комплекта и порки крестьян на конюшне. Может быть, так и до идиллической Обломовки, сиречь крепостного права, домаршируем.
Еще лет десять назад видный праворадикальный публицист Алексей Широпаев заметил, что на наших глазах вырастает страна-монстр, с внешней консервативно-почвеннической оболочкой и откровенно либерально-буржуазным содержанием.
"Государственник" Путин, "столыпинец" Фрадков, "монархист" Михалков, "черносотенец" Рогозин и прочие персонажи паноптикума, именуемого российской элитой, активно осваивают лексику дореволюционной России. Путин сегодня фактически проводит вивисекцию русской истории. Вернулась в жизнь великая триада графа Уварова "Православие, самодержавие, народность". Только каждый из элементов получил иное звучание. "Православие", точнее институт церкви, используется как удерживающий от протеста и бунта, "самодержавие" как апелляции к сусальным элементам прошлого, народность — как население, которое поддерживает власть и платит налоги. Но главное, что в путинском прочтении триады Уварова отсутствует Россия как сакральное пространство и особая Вселенная, а присутствует обесцвеченная и лишенная смыслов территория.
Православно— патриотическая часть какое-то время была встревожена надеждой: пришел подлинный лидер. Что поразительно, определенная часть "белых" по-прежнему души не чает в Путине. Стоит только русскому человеку услышать в марше оккупантов пару нот из "Боже, царя храни", а какому-нибудь чиновнику выступить на каком-нибудь русском народном соборе (с участием раввинов, Жириновского и прочих "вольных русичей"), так сердце патриота тает, и готов он к некоему "конструктивному диалогу" с властью. Помнится, несколько лет назад одно видное православно-патриотическое издание всерьез рассматривало на роль патриотического лидера Лужкова.
Для подлинного консерватора "вопрос состоит в сохранении верности принципам, а не учреждениям и устоям прошлого, которые являются лишь частными формами их выражения, меняющимися в зависимости от конкретных обстоятельств", — прозорливо писал барон Юлиус Эвола. Высшие принципы обладают вечной актуальностью, посему из них всегда могут проявиться новые формы, по сути своей, равноценные старым. И в этом контексте не надо бояться отбросить то, что уже отжило, гниет и закрывает подлинное.
Путинский "монархический" ренессанс строится на либеральном фундаменте, посему никак не может наследовать священное наследие русской империи. Либерализм сущностно и эстетически противоположен божественному сиянию имперского проекта. Он может создать только имитацию Традиции. Так и фальшивый царь не есть доподлинно Помазанник Божий, но лишь имитирующий власть, следовательно, узурпатор. И борьба с ним есть настоящее дело каждого подлинного консерватора.
1.0x