| | | | |
№20(547)
12-05-2004
Даниил Торопов
КУЛЬТУРА — НЕ НУЖНА
Культурная безопасность не менее важна, чем экономическая или военная. Сегодняшняя власть окончательно лишает страну культурного суверенитета.
Русская фундаментальная культура находится в грандиозном конфликте с глобальной, ибо совершенно не вписывается в глобалистский контекст. Русская культура — грандиозное послание, сотворенное пророками-писателями, ангелами-поэтами и художниками-духовидцами. Она направлена на созидание, на пробуждение, на становление, на освобождение, на перерождение ветхого человека в нового, на постижение божественного, бессмертного. Она лишает покоя, заставляет остро чувствовать вселенскую несправедливость. Культура на Руси — инструмент познания мира и одновременно инструмент ее преобразования.
В рыночном спектакле культура, ставшая всецело товарной, стала ведущим товаром зрелищного общества. У нее другие задачи. Сегодня это двигатель в развитии экономики, такой же, каким был автомобиль в первой половине двадцатого века. Или инстанция контроля и формирования идеального клиента нового общества.
Власть, упрямо вписывающая страну в глобальный мир, сделала четкий выбор. Не в пользу русской культуры. Дело не в том, что музеи, провинциальные театры или библиотеки в плачевном состоянии, — дело в том, что культура, насаждаемая колониальной администрацией в соответствии с глобалистским сценарием, выполняет роль иглы. Строго по заветам Бжезинского:
"В настоящее время эта беспрецедентная американская гегемония не имеет соперников", — довольно улыбается Збигнев Бжезинский в "Великой шахматной доске". Превосходство над Россией основано в первую очередь на влиянии в областях глобальных коммуникаций, развлечений и массовой культуры. А превосходство — это контроль. А "кто контролирует Евразию, осуществляет контроль над всем миром".
Культура телевидения — сегодня наркотик. Все, что лишено смысла, подменяет смысл. "Науки, литература и искусство покрывают гирляндами цветов железные цепи, коими опутаны эти люди, подавляют в них чувство той исконной свободы, для которой они, казалось бы, рождены, заставляют их любить свое рабское состояние и превращают их в то, что называется цивилизованными народами" — предупреждал Руссо.
Навязывание подобной культуры со стороны власти логично. Сопротивление здесь не родится. Наймиты “нового мирового порядка” формируют специальную псевдокультуру, рассчитанную на оглупление масс, на притупление их общественного сознания. Создается "новый русский", которому не надо думать и чувствовать, от которого требуется выполнять определенные операции (например, по обслуживанию трубы), а на досуге не забивать себе голову всякими пустяками.
Советский период был героической (и долгое время) успешной попыткой противостоять американскому масскульту. Поэтому сегодня с помощью псевдореконструкций царского периода окончательно вышибается это наследие, подвергается комичному осмеянию, замалчиванию, либо дурашливой перепевке, заслоняющей и модернистский прорыв двадцатых, и имперское сияние Большого стиля. Хороший литературовед и посредственный писатель создает новую русскую историю. Без 20 века. Без побед и боли, без прорывов и мессианства. Филистерский идеал. Один видный режиссер как-то открыто помечтал о том, чтобы Россия была небольшим культурным заповедником, а не имперским вместилищем огня и пламени. Было бы хорошо и спокойно.
Во Франции никому не придет в голову "отделиться", например, от культуры времен Наполеона или от эпохи Людовика IV. Потому что там знают, что такое историческая культура, и наследуют ее. На ней кипит современный культурный бульон. Наши же сегодняшние властители понимают, как жалко выглядел бы созданный ими культурный фон (кич, попса, псевдоклассицизм) в контексте русской культуры, посему периодически выдергивают из прошлого сусальные элементы, какие-то жалкие огрызки, имеющие своей целью только одно — оправдать сегодняшнее убожество. Аксиома нынешнего времени — понятие патриотизма подменено понятием династическая верность.
Что характерно, в продолжающейся экспансии масс-культа практически незамеченным проходит то подлинное, что действительно появляется в мировой культуре. Оно остается для потребления самоназванной элитой. Остальные довольствуются тем, чем будет дозволено. Все по логике глобализма.
Того, чего нет на ТВ, не существует в принципе. Посему фильтр масс-медиа проходят вещи, лишенные подлинности, содержания, нерва. В общем культурном русском гетто оказались писатели-почвенники, и авангардисты, и панки. Система моментально тушит те искры, их которых может возгореться пламя.
Разговоры про возрождение культуры — ничем не отличаются от разговоров про темпы роста производства. Дымовая завеса, маскирующая вполне конкретную политику.
Россия может встроиться в культур-глобализм только как небольшая провинция. Впрочем, это не будет уже Россия.
1.0x