Авторский блог Сергей Прокофьев 00:00 14 апреля 2004

СИЛА ОБЩИНЫ

| | | | |
№16(543)
13-04-2004
Сергей Прокофьев
СИЛА ОБЩИНЫ
Самое время сейчас оглянуться и присмотреться, как это было.
… Деревенское собрание на первый взгляд представляется толпой случайно собравшихся людей, которые, сбившись в небольшие группки, обсуждают местные дела. Постепенно одна из групп, в центре которой два-три крестьянина, обладающих большим моральным влиянием, привлекает к себе другие, и дискуссия становится общей. Двое или трое могут говорить одновременно, беспрепятственно перебивая друг друга; при этом по большей части они пользуются откровенным, неприкрашенным и совершенно непарламентским языком, так что дискуссия может на несколько минут превратиться в беспорядочный и неразборчивый шум. Однако именно тогда, когда наблюдатель думает, что теперь обсуждение неминуемо превратится в потасовку, беспорядок внезапно кончается или всеобщий смех указывает на то, что кто-то действительно сражен сильным аргументом или остроумным замечанием. В любом случае не существует никакой опасности, что эти словесные перебранки окончатся рукоприкладством. В мире не найти ни одного человеческого типа, который был бы добродушнее и миролюбивее русского крестьянина. В трезвом состоянии они никогда не дерутся и даже под влиянием спиртного становятся скорее чрезмерно ласковыми, чем отталкивающе воинственными...
В теории деревенский парламент имеет и своего председателя в лице деревенского старосты... И действительно, староста — главное лицо в собрании. Как знак своего положения он носит на шее маленькую, укрепленную на тонкой бронзовой цепочке медаль.
Обязанности его не сложны. Должность не требует от него призывать к порядку тех, кто прерывает дискуссии. И если он однажды назовет почтенного общинника дураком или прервет оратора лаконичным "Молчи!", то сделает он это не потому, что обладает властью, но просто потому, что этой привилегией, ставшей обычаем, может воспользоваться каждый из присутствующих, и ее можно безнаказанно использовать и против него самого... Староста только тогда выступает на передний план, когда нужно голосовать. В этом случае он, может быть, встанет перед толпой и скажет: "Ну, православные, так ли вы решили?" — и толпа, вероятно, ответит: "Ладно, ладно!" — что приблизительно означает "хорошо, согласны".
Решения о наложении взысканий принимаются по большей части именно таким образом; нo бывают случаи, когда царит такое расхождение во мнениях, что трудно сказать, какая партия образует большинство. Тогда староста старается поставить одну партию справа, а другую — слева. Затем обе группы пересчитываются и меньшинство подчиняется большинству — ибо никто и подумать не может о том, чтобы открыто пойти против решения мира...
В толпе — особенно в северных провинциях, где значительная часть мужчин деревни постоянно отсутствует, — можно заметить некоторое число женщин. Они, из-за отсутствия или по смерти своих мужей оказавшись в данный момент в роли главы семьи, обладают правом присутствовать на обсуждениях — правом, которое никогда не подвергается сомнению. Когда дело касается вещей, относящихся к общему благу, женщины говорят редко; если же отваживаются высказать свое мнение, то маловероятно, что к ним прислушаются... Но женщина, ставшая главой семьи, имеет право обсуждать все вопросы, касающиеся ее хозяйства. Если, например, кто-либо предлагает увеличить или уменьшить долю ее участия во владении землей или в общих работах, то ей позволено беспрепятственно говорить, допуская даже против своих мужских оппонентов колкости, касающиеся их частной жизни...
Собрание обсуждает все дела, касающиеся общего блага, а поскольку они не определены законодательно, то оно обладает самыми широкими полномочиями. Собрание определяет время сенокоса и день начала распашки залежных земель; оно определяет меры, принятые против тех, кто не выплачивает налога к установленному сроку; оно решает вопрос, принять ли в общину нового члена, а также можно ли дозволить старому члену поселиться на другом месте; оно дает разрешение строить новые дома на принадлежащей общине земле или отказывает в нем; оно заключает все сделки общины с собственными членами и с чужими; вмешивается, если считает необходимым, в домашние дела своих членов; избирает старосту общины, а также сборщика налогов, сторожа (там, где такая должность существует) и общинного пастуха; но, прежде всего, оно распределяет принадлежащую общине землю и раздает ее своим членам так, как считает это правильным...
Выборы поэтому не вызывают особых волнений, ибо, как правило, никто не хочет быть выбранным... В небольших деревенских общинах не существует никакого гражданского честолюбия, ибо привилегия носить бронзовую медаль не вызывает особого уважения, а содержание в несколько рублей не вознаграждает надлежащим образом за все те усилия, огорчения и ответственность, которые берет на себя деревенский староста...
В южных провинциях, где земля плодородна, а налоги не превышают нормальной арендной платы, перераспределение земли сравнительно несложно. Каждый двор требует столько земли, сколько ему положено, — следовательно, столько долей, сколько его членов было внесено в последний ревизионный список. В этом случае собранию не приходится решать особенно трудных проблем... Трудности могут возникать только оттого, что семьи заявляют о своей неудовлетворенности переданным им определенным наделом; однако, как правило, от этого избавляет вытягивание жребия. Конечно, может выйти спор, должно или нет произойти перераспределение земли, но он легко разрешается простым голосованием.
Сильно отличаются от этого перераспределение и раздача земель во многих общинах северных провинций. Там земля часто неплодородна, а налоги выше, чем арендная плата, поэтому может случиться, что крестьяне даже стремятся к тому, чтобы получить как можно меньше земли
Земля принадлежит всем, но право пользования ею предоставлено общине. Однако она не может ни полностью, ни частично продавать земельные наделы. В общине отдельный член никогда не может быть собственником земли, но каждый обладает совершенно равными правами в том, что касается ее использования. Права на лес и пастбища принадлежат всем; напротив, пашня и луга действительно делятся на столько равных частей, сколько мужчин в общине. А так как состав ее членов меняется, то и перераспределять земельные наделы приходится периодически — раз в десять-пятнадцать лет. В деревнях свято хранят землемерные масштабы, покороче — для хорошей земли и подлиннее — для плохой. Каждый двор, в зависимости от числа мужчин, получает соответствующую часть земли в свободное пользование. Углы и края земельных наделов в переходное время оставляют в резерве для уравнивания наделов; все споры прекращает безусловный авторитет старосты или старейшины, избранного самой общиной...
Общину составляют только люди, обладающие правом пользования. В соответствии с этим не существует права наследования земли. Сын не наследует пашню отца. Он получает свою часть надела не путем наследования, а благодаря тому, что родился членом общины. Отец может растратить все, и дети не унаследуют его бедности.
1.0x