| | | | |
№14(541)
30-03-2004
Елена Антонова
ПОСТИЖЕНИЕ ВЕРДИ
Наверное (что по-пушкински значит наверняка), среди больших хоров нет в мире лучшего хора, чем Хор Академии хорового искусства под управлением Виктора Попова, созданный на базе Московского хора имени Д.В. Свешникова. Наверное, немного найдется в мире оркестров, сравнимых по мастерству с Большим симфоническим оркестром имени П.И. Чайковского, которым вот уже тридцать лет руководит Владимир Федосеев. Также трудно не согласиться с тем, что в настоящее время Федосеев является одним из самых крупных и востребованных дирижеров мира. И уж тем более не подлежит сомнению, что великого итальянского композитора Джузеппе Верди можно с полным на то основанием причислить к величайшим мелодистам всех времен и народов. И вот все эти слагаемые плюс прекрасные голоса молодых, но уже сумевших веско заявить о себе солистов оперы: Татьяны Богачевой (сопрано), Елены Манистиной (меццо-сопрано), Цезаря Гутиереса (тенор), Павла Кудинова (бас), сошлись вместе, чтобы исполнить одно из крупнейших сочинений симфо-хорового жанра — "Реквием" Верди, который композитор посвятил памяти высоко чтимого в Италии писателя и общественного деятеля Алессандро Мандзони. Согласитесь, страшновато идти на концерт, когда исполнять одно из любимых твоих произведений собираются самые-самые. Боишься разочарования. Точит некий червь сомнения, что в искусстве сумма наибольших слагаемых не всегда дает наивысший результат.
И вот в сравнительно еще новом Большом зале имени Е.Ф. Светланова Московского международного дома музыки, о качестве акустических свойств которого споры не утихают до сих пор, этот концерт состоялся. Сразу скажу, что исполнение "Реквиема" Верди этим составом не только развеяло все сомнения, но и не забудется никогда. "Виновником" этого, безусловно, явился дирижер Владимир Федосеев. Это его умное сердце стало проводником каждого участника огромного ансамбля, от мальчиков-хористов до солистов оперы, — в долгом и трудном пути постижения музыки "Реквиема". Такой тонкости чувства, задушевности и теплоты звучания голоса, какие слышались у Елены Манистиной при пении "Lacrimosa" и Татьяны Богачевой — "Libera me, Domine", также как при исполнении их дуэта — "Agnus Dei", я раньше у них не замечала. Да, Верди и при написании "Реквиема" остался великим оперным сочинителем. Музыка этой заупокойной мессы имеет гораздо более "светский", чем клерикальный характер, что, кстати, в свое время вызвало немало нареканий со стороны церковников. Здесь, как и во всех его операх, главным является человек во всей сложности его натуры, со всеми экстремумами его чувств, мольбы и тоски. И эту громадную палитру чувств от едва уловимого движения души при молитве к Богу до fortissimo мук в Dies irae сумел передать дирижер Владимир Федосеев с помощью идеального инструмента, каким стал в его руках объединенные его волей оркестр, хор и солисты.
1.0x