Авторский блог Андрей Смирнов 00:00 24 марта 2004

АПОСТРОФ

Владимир Марочкин. "Повседневная жизнь российского рок-музыканта". М.: "Молодая гвардия", 2003 — 406 с.
В серии "Живая история: повседневная жизнь человечества" уже вышло много любопытных трудов, раскрывающих обычно сокрытые стороны человеческого бытия. Берлин при Гитлере, западно-европейское монашество, быт русской армии времен суворовских войн. И вот работа видного отечественного исследователя и пропагандиста русского рока Владимира Марочкина. Как создавались и распадались коллективы, как писались нетленные произведения, как проводились концерты. А также, как проводят музыканты свободное время, что читают и за какие команды болеют.
Давно замечено, что рок-сообщество — это параллельный мир со своим языком, стилем, мировоззрением. Тем более рок на Руси. В восьмидесятые это было явление не только и не столько музыкальной жизни, сколько социальное явление. Порой звучат голоса, сравнивающие тот период истории отечественного рока с Серебряным веком ("русский рок как Бронзовый век русской поэзии") на основе двух факторов — "расцвет" и "все друг друга знали".
По большому счету под умеренным названием Владимир Марочкин создал свой вариант истории русского рока, наполненный любопытными, доселе неизвестными фактами, увлекательными байками, и одновременно, серьезными выводам и аналитическими выкладками. Присутствует и определенный конспирологический сюжет: в описании знаменитых гонений на музыкантов во время андроповского правления. В тот период под огнем власти почему-то оказались группы, совершенно не настроенные антисоветски. Марочкинская интерпретация этих событий любопытным образом коррелирует с недавно опубликованной в "Завтра" работой Валерия Легостаева "Гебист магнетический".
Определенным слабым местом "Повседневной жизни рокера" стала все-таки довольно строгая ориентация автора на близкие ему эстетически и идейно команды. (Что, впрочем, естественно). Вследствие чего выпал почти весь андеграунд девяностых и начала нового века, который по большому счету на сегодня и является подлинным продолжением того, что когда-то окрестили русским роком. В отличие от практически полностью продавшихся "пенсионеров союзного значения" от рок-музыки. И не говоря уже об омерзительных поп-подделках, усердно насаждаемых модными радиостанциями и телевидением с подачи оккупационной администрации.

"Rockmusic.ru".
Несмотря на то, что меломания в обществе развита очень активно, рынок музыкальной литературы небогат. Собственно, музыкальные издания можно пересчитать по пальцам. А качество их далеко даже от среднего уровня. В итоге получается, что самые компетентные комментарии выходят в изданиях типа "Афиши", задача которых освещать совсем не только музыкальную жизнь.
Определенную надежду на прорыв в данной области представляет новое ежемесячное издание "Rockmusic.ru" (на данный момент вышло 8 номеров). В отличие от тотально продажного и бездумного "Fuzzа", данный журнал представляет интересное интеллектуальное, насыщенное разнообразной информацией издание. Любопытная находка — авторские колонки от музыкантов и разного рода околомузыкальной публики.
Однако без ложки дегтя не обойтись. Идейно издание выдержано в духе европейской левизны, что практически не оставляет шансов увидеть на страницах "Rockmusick.ru" подлинных радикалов, а не шутов от панк-рока и культурного сопротивления вроде "Тараканов" и Бренера. Впрочем, мы все к этому давно уже привыкли.
А.С.

1.0x