| | | | |
№10(537)
03-03-2004
Станислав Белковский
ПОРАЖЕНИЕ ВЛАДИМИРА ПУТИНА
14 марта 2004 года Владимир Путин победит на президентских выборах в России. В этом нет сомнений.
30 октября 2004 года Владимир Путин может проиграть выборы. Президентские выборы на Украине. Поражением Путина станет победа Виктора Ющенко — политика, ассоциируемого с интересами США. Потенциальное значение этого поражения — огромно.
14 марта — не финал и не кульминация, но лишь начало. Начало периода политических трудностей, длительного поступательного ухудшения внешних условий для России и ее власти.
Сегодня уже можно прогнозировать, что американское давление на Россию усилится — и на всех фронтах сразу. Оно будет нарастать по мере приближения события года в мировой политике — выборов президента США (ноябрь 2004). Владимиру Путину с новой безумной силой припомнят и Чечню, и дело ЮКОСа, и "законные, но несправедливые" очертания "управляемой демократии". Однако центральной задачей администрации Джорджа Буша-младшего на евразийском направлении будет установление прямого контроля над постсоветским пространством. И, соответственно, вытеснение Российской Федерации на периферию этого пространства. Вашингтон, чья всемирно-имперская логика требует непрерывной тотальной экспансии, не только хочет но и должен, с точки зрения философии и целей современного американского проекта, покончить с "москвоцентричным" СНГ. Сегодня уже очевидно, что идея геополитической иерархии, в рамках которой России была бы отведена роль "куратора" территории бывшего СССР, Соединенными Штатами отвергнута. Вернее, Вашингтон не хочет делать ключевым звеном этой иерархии Москву, тяжелую, труднопредсказуемую, исконно нелюбимую, несмотря на бурные вспышки платонических романов.
Есть основания полагать, что речь идет о создании альтернативного постсоветского Содружества, фактическим центром которого будет уже не Москва, а Киев. США вполне могут пойти на такой вариант в случае осеннего успеха Виктора Ющенко. В этом смысле совершенно всё равно, будет ли до 30 октября завершена политическая реформа на Украине, по итогам которой часть полномочий перейдет от президента к парламенту и формируемому им правительству. Президент в любом случае останется политическим лицом нации и, опираясь на американскую поддержку, сможет развернуть украинский корабль в нужном ему (и Вашингтону) направлении.
Больше того, проект "киевоцентричного" Содружества позволит Виктору Ющенко перейти в качественно новое политико-экономическое измерение. Ведь реализация такого проекта кардинально изменит традиционную логику взаимоотношений Украины с Россией. Украинский народ, получив от США формальный ярлык на собирание земель постсоветских, ярлык, которого так и не получила алчущая Москва, одним ударом избавится от исторических комплексов — в частности, "синдрома младшего брата". Добившись такого результата и позиционировав себя в качестве провозвестника новой эпохи в судьбе Украины, Ющенко сможет вернуть себе любой объем полномочий и вытеснить из политики всех, кто не согласен с новой стратегией национального развития.
Кто может войти в "киевоцентричное" Содружество? Сразу — Молдова (лояльность президента которой Владимира Воронина Москве всегда была плодом дурного воображения кремлевских политтехнологов), Грузия, Азербайджан, страны Средней Азии. Путь Армении будет зависеть от того, удастся ли Соединенным Штатам на протяжении 2004 года провернуть что-нибудь типа "революции чайных роз" и добиться отставки президента Роберта Кочаряна. Казахстан примет решение последним и, можно не сомневаться, что оно будет стратегически мудрым. Наконец, Белоруссия, в поисках компенсации за крах идеи Союзного государства и нового источника легитимности для Александра Лукашенко тоже постучится в американо-украинскую дверь. Нет ничего невозможного в мире, где представления о политической легитимности определяются только одним — субъективной позицией Всемирного Начальства. Нравишься Вашингтону — значит, легитимен. Не нравишься — готовься к худшему. Простой пример. Никто почему-то не попрекает Михаила Саакашвили его вполне туркменскими 97% голосов на выборах. А Путина с грядущими 70% — будут бить, кусать и обижать. Нечто похожее ожидает и позднеосеннюю Украину. Победит Ющенко — и украинский народ обретет, наконец-то, легитимного лидера. Выиграет соперник американского ставленника — и Совесть Земного Шара (СЗШ), сконцентрированная в Вашингтоне, возопиет о попрании демократических институтов и беспрецедентных манипуляциях народным волеизъявлением.
Итак, уже через год мы можем жить в качественно иной реальности — с Россией в роли последней провинции, медвежьего (во всех смыслах) угла постсоветской территории. Это ли не явится поражением режима Путина — трагическим и непреодолимым?
Может ли Россия что-либо противопоставить "проекту Ющенко" с его далеко идущими геостратегическими последствиями? Безусловно. Только для этого нужно отказаться от идеи всесилия виртуальных политтехнологий и переместиться в область реальной политики — грубой, зримой, пахнущей порохом и хлебом.
Во-первых, Россия должна объяснить своим контрагентам, что колония Америки — гораздо хуже, чем партнер России. Что, отдав себя на произвол Вашингтона, Украина очень скоро почувствует себя смрадным уездом Pax Americana, откуда хоть три года скачи — ни до какого государства не доедешь. США никогда не будут интересоваться интересами Украины и способствовать их реализации в той же мере, в какой это делала Россия после 1991 года. В лучшем случае, американозависимая РУ станет поставщиком пушечного мяса для глобальных антитеррористических шоу и свалкой ядерных отходов.
Во-вторых, необходимо развеять блаженные иллюзии типа скорого вхождения Украины в Евросоюз. Ближайшие 10-15 лет ЕС будет переваривать Восточную Европу, и не исключено, что дело закончится кровавой рвотой. До Украины же, если смотреть на вещи реально, отрешившись от пропагандистских штампов, дело дойдет, в лучшем случае, лет через 20-25. Впрочем, более вероятно, что не дойдет никогда: концепция Евросоюза уже переживает кризис, и вполне можно подозревать, что через несколько лет евроэкспансионистская доктрина будет подвергнута существенной ревизии.
В-третьих — и это самое главное — Россия в лице ее президента Владимира Путина должна стать гарантом новой конвенции украинских элит.
Основная проблема элиты Украины — крайне низкий уровень взаимного доверия ее субъектов. Принятое в середине февраля решение всех основных пропрезидентских политических сил о выдвижении единого кандидата на высший государственный пост — премьера Виктора Януковича — никого не должно обманывать. Янукович пока что серьезным электоральным конкурентом для Ющенко не является, и что будет к лету, а тем паче — к осени, пока отнюдь не ясно.
Крупнейшим политико-экономическим кланам Украины нужен внешний гарант, слову и делу которого он могли бы вполне доверять. США, конечно же, готовы выступить в роли такого гаранта, — и тем самым легитимировать Виктора Ющенко на уровне украинских элит сегодняшнего дня. Но можно ли верить этим гарантиям? Ведь в случае победы Ющенко руки у него будут полностью развязаны — благодаря ресурсам, которые предоставят своему протеже США. И что будет — демонстрирует сегодня грузинский лидер Михаил Саакашвили. В ходе "революции роз" он обещал народу своему мир, но принес — меч. И он не остановит машину уничтожения старой грузинской элиты, потому что такова внутренняя логика становления нового политического режима, пришедшего к власти путем революции (мирной или кровавой — второй вопрос). Триумф Ющенко тоже станет революцией — со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Ход — за Россией. Мы должны подойти к вопросу о будущем Украины со всей ответственностью. Потеряв время, исправить ситуацию задним числом будет уже невозможно. Ибо в движение придут силы, находящиеся вне сферы влияния сверхпопулярного президента Путина.
1.0x