Эндрю Макдональд. "Дневник Тернера" — М.: "Ультра. Культура", 2003, 346 с.
В свое время Орсон Уэллс поразил соотечественников радиопостановкой по роману Уэллса "Война миров", выполненной в гиперреалистических тонах. Шок от услышанного заставил добропорядочных американцев покидать насиженные кресла, спасаясь бегством от разбушевавшихся орд марсиан. В конце 70-х подобного эффекта добился преподаватель физики Орегонского университета, а по совместительству активист ряда американских праворадикальных организаций (позднее лидер "Национального альянса") Уильям Пирс, издавший под псевдонимом Эндрю Макдональд футуристический роман "Дневник Тернера", реалистично описавший свержение федерального правительства США группой повстанцев, именуемых Организацией. Роман приобрел статус "культового", а сам Пирс звание автора №1 в среде американских радикалов. Именно "Дневник Тернера" побудил Тимоти Маквея совершить в 1995 году теракт, который до событий 11 сентября считался самым кровавым в американской истории. Тогда в результате взрыва здания, в котором в Оклахома-Сити располагались федеральные ведомства, погибли 168 человек.
В отличие от многих авторов, пишущих в жанре антиутопии, Пирс создает настолько реалистичное полотно, что невольно начинаешь оглядываться по сторонам в поисках описанных им реалий, которым следует, по его мнению, быть место в недалеком (в книге — это 90-е годы прошлого тысячелетия) будущем. По своей форме "Дневник Тернера" ближе всего к литературному комиксу, где картинка /читать: "сюжет"/ идет в ногу с текстом / философская начинка/. Таким образом, "Дневник Тернера" можно считать идеальным образчиком того, как простым, доступным языком можно создать поистине великую книгу. Пирс — Макдональд не эпатирует, он открыто бросает вызов традиционному американскому мироустройству, где искусственно созданные принципы "свободы" начинают заменять данные человеку от природы права и ценности, как-то право на расовую идентификацию, приоритет права личности над интересами государства, индивидуализм.
"В самом деле, трудно спорить с историческим фактом, подтверждающим, что человек редко бывает исключительно хорошим или плохим. Повальное большинство нейтрально с точки зрения морали — не в состоянии отличить абсолютное добро от абсолютного зла — и ориентируется на мнение тех, кто в данный момент наверху".
Кто-то может воспринять текст Пирса как "руководство к действию" (многие правые на Западе называют "Дневник…" не иначе как "Учебником партизанской войны"), иные же будут упрекать автора во всех смертных грехах, апеллируя действиями хотя бы того же Маквея, прочие (что гораздо хуже) отнесутся к прочитанному с завидным равнодушием. Этим я хочу сказать, что книга весьма неоднозначная, и споры о достоинствах и недостатках "Дневника Тернера", начавшиеся задолго до выхода романа в "Ультра. Культуре", будут только подогревать интерес к ней, тем более, что после событий 11 сентября Пирса не иначе как провидцем не назовешь.
Сам писатель, скончавшийся от рака печени в июле 2002-го года, вызвал бурю гнева со стороны властей своим заявлением по поводу штурма Нью-Йорка: "Все, что произошло 11 сентября, это следствие политики Вашингтона, который действует не в интересах американского народа…". Эта фраза могла бы смело служить краткой аннотацией к "Дневнику Тернера". Будем надеяться, что в скором времени мы дождемся издания не менее знаменитого "Охотника", в котором писатель и общественный деятель Уильям Пирс взял на прицел современное американское общество. Судя по реакции заокеанской прессы, второй заряд оказался намного мощней первого…