Авторский блог Александра Оболонкова 00:00 25 февраля 2004

"ПРАВДА О ЩЕЛПАХ"

| | | | |
№09(536)
25-02-2004
"ПРАВДА О ЩЕЛПАХ"
Сценарий — Леонид Порохня, Алексей Мурадов; режиссер Алексей Мурадов
Фильм — под ярлыком "сердитая комедия", хотя комедией происходящее на экране в течение двух с хвостиком часов назвать сложно.
Трое друзей, близких еще со школьной скамьи, осуществляют путешествие в свое прошлое, но не с помощью фантастических изобретений, а просто проходя по улицам родного города, встречая на пути частички своей жизни. Хотя мистика в фильме тоже присутствует, но не в привычном нам качестве, а в виде воспоминания о поисках Щелпов, тела не имеющих и потому не найденных.
На общий фон создатели фильма как бы накладывают различные ситуации, порой парадоксальные, порой обычные, те ситуации, из которых состоит огромная часть нашей жизни, но мы их не всегда замечаем. Сюжетная линия запрятана под множеством заплаток-кусочков.
Юмор жизненный, предлагающий относиться ко всему вроде бы проще, а за улыбками трех друзей скрыто многое: проблемы — настоящего, прикосновения к чужим судьбам — прошлого.
В середине фильма происходит переход от стилистики большинства современных концептуальных киноработ к стилистике чернушного перестроечного реализма.
Совсем сгущаются краски: неуютная пельменная, заполненная допившимися до краев людьми; темный дом, где утопленник пытается повеситься, где умирает, лежа на деревянной дощатой двери, обнаженная девушка. Затем фильм возвращается в выбранное с самого начала русло. Заканчивается светлым утром и тоской.
В фильме постоянно прорывается проблема так называемой нормы и людей с отличиями: будь то глухонемые, инвалиды на колясках или "сумасшедшие". Коридор, свет в конце и в глубине узкого прохода человек с физическим недостатком — картина, проникающая в сознание зрителя и зацепляющаяся там. Вопрос: "Почему, чтобы понять простые вещи, надо сойти с ума?" — заставляет задуматься.
В основе работы в целом, конечно же, человеческие отношения со всеми своими проявлениями, от крайности до крайности — от ненависти до любви всеобъемлющих.
Музыкальное оформление фильма, явно не рассчитанное на издание диска с саундтрэком, соответствует настроениям героев и ситуаций: Бах, М.Таривердиев, И.Кормильцев, А.Пантыкин, "Чайф". Город Екатеринбург, где проходили съемки, схож с множеством городов нашей страны.
Так что возникает ощущение: не происходит ли что-нибудь подобное сейчас где-то поблизости, на окраине моего города, не включен ли я во все это? Происходит и включен — потому что это просто жизнь.
Александра Оболонкова

1.0x