Авторский блог Тит  00:00 25 февраля 2004

Квадрат Коржева

Очередной смотр сил Союза художников России состоялся в рамках огромной выставки в Доме художника. Целый этаж живописи и этаж графики: тысячи произведений высочайшего уровня, привезенные из разных уголков нашей огромной страны. Давно знакомые драгоценные имена признанных мастеров, родные лица из провинции, отменные живописные полотна, тончайшие миниатюры, изобилие скульптуры и изделий "прикладников" — всего здесь вдоволь…

Однако во всем этом великолепии, чего-то как будто не хватало.

Одни скажут: не хватало рекламы в газетах на телевидении. Действительно, выставка такого масштаба, такого уровня прошла тихо и незаметно, удостоившись лишь трехминутного, сухого репортажа в новостях телеканала "Культура". Видимо руководство Союза художников России давно смирилось с ролью безропотного молчаливого слона, которого легко не приметить на фоне разноцветных букашек, выставленных на витрине "актуального" искусства. Потребовать от министра Швыдкого хотя бы формального участия в жизни самой многочисленной общественной организации художников страны, выше сил руководителей СХ. Существует ли пресс-служба в СХ России? Приходила ли в голову председателю Союза Валентину Сидорову мысль о том, что многолетнее игнорирование государственным телевидением интересов большинства российских художников есть повод для судебного разбирательства? Бог весть…

Быть может, не хватало в экспозиции остроты и подлинной актуальности на фоне свершающейся русской драмы. Никто не требует от художников исполнения нового социального заказа, и тем более, стать в ряды "пламенных оппозиционеров". Но жить в некоем нарисованном мире не удастся даже лучшим представителям отечественного изобразительного искусства.

Вероятно, не хватало новизны, дерзости и пафоса. Многие из представленных работ выставлялись на подобных выставках ранее. И на многих произведениях явственно лежала печать успокоенности и отстраненности…

Реальным центром всей экспозиции являлась небольшая работа Гелия Коржева. Мастер представил на выставку единственную вещь: свой черно-красный квадрат, скромный натюрморт с серпом и молотком.

"Квадрат Коржева" был манифестом художника, вызовом, брошенным, разумеется, не своим коллегам, но буржуазной морали, основанной на принципах изоляции человека от фундаментальных проблем бытия и социума.

1.0x