Авторский блог Савва Ямщиков 00:00 18 февраля 2004

Георгий Жжёнов: "Увидеть в людях лучшее"

В плане профессиональной судьбы главное место принадлежит театру. Понюхав кинематографа, я понял: хочешь познать психологию человека, хочешь быть подлинным артистом — иди в театр. Это место, где ты каждый день находишься в работе, в поиске. Репетиции, спектакли, ежедневная работа с текстами — все это держит тебя в творческой форме. В кино такого нет. Не случайно, "чистые киноактеры" начала тридцатых годов и разговаривать толком не умели. Магарилл, Жеймо, Жаков, Соболевский, Костричкин — прекрасные мастера своего дела, но актерской речью они не владели. Еще в юности я понял, что без театра актер состояться не может.

Савва ЯМЩИКОВ. Георгий Степанович, хочу задать вам традиционный вопрос: что считаете для себя главным в жизни? Что вас больше всего волнует и греет?
Георгий ЖЖЁНОВ. Что главное и что не главное? Чего я придерживаюсь в жизни, что ищу? Сложно ответить так сразу. Ценю хорошее в людях. Благородное, чистое. Это и есть то, что мне всегда хотелось выразить — в кино ли, в театре или в писательской деятельности. Потому что если присмотреться, хорошее найдешь и в самых страшных и самых опустившихся личностях. Казалось бы, что хорошего можно было найти в оперуполномоченном, который у меня на глазах угонял моего друга на смерть? Однако и в этом человеке жило что-то доброе. Вспомните мой рассказ "Саночки"...

Конечно, есть в нас во всех и благородное, и непотребное. И в зависимости от внешних обстоятельств мы проявляем себя с той или с другой стороны. Но все же, если мой герой — отрицательная, но яркая, незаурядная личность, мне интересно найти в нем черты благородства, нечто хорошее. Странное дело: какую бы мне роль ни давали, какого бы "врага" играть ни приходилось, в итоге он выходил у меня сложным или даже положительным персонажем. Конкретный пример: фильм "Возвращение "Святого Луки" с Владиславом Дворжецким в главной роли. Я пробовался на роль разбойника, но Николай Трофимович Сизов, директор "Мосфильма", меня на эту роль не утвердил:
- Жжёнов потянет на себя симпатии зрителей. Вы, что хотите пустить под откос идею фильма? Сделать из этого бандита героя? Не позволю!"

Еще пример. В Театре имени Ленсовета Игорь Владимиров ставил пьесу Лазаря Карелина "Микрорайон". Я — вор, а в роли комсомольского вожака актер, известный по кино как стопроцентно положительный персонаж. И получилось, что отрицательную личность, вора, встречают аплодисментами, а того, положительного — молчанием. Моя правда победила придуманную, надуманную большевистскую правду. Или взять тот же сериал о резиденте. Какое может быть отношение к белогвардейскому выкормышу, профессиональному шпиону с той стороны? А у меня за ту роль вся грудь в наградах от правоохранительных органов. Они его приняли как самого настоящего героя. А почему? Да потому, что просто-напросто я не уходил от себя и по-своему осмысливал ситуацию. Сын эмигранта, иностранный разведчик впервые попадает в Россию, и сразу же оказывается в среде людей, близких ему по крови, по духу — по всему. Происходит преображение, и никуда от этого не денешься.

А как получилось с фильмом "Журавушка"? Положительного героя-коммуниста играет молодой Джигарханян, а его антагониста, священника отца Леонида, я. Что ж в результате? Правда моей роли была настолько убедительна, что чиновники запретили в таком виде показывать фильм. В результате была проведена вивисекция…

Так что в процессе работы главным для меня было желание, где бы и кого бы я ни играл, положительно влиять на зрителя…
Но в плане профессиональной судьбы главное место принадлежит театру. Понюхав кинематографа, я понял: хочешь познать психологию человека, хочешь быть подлинным артистом — иди в театр. Это место, где ты каждый день находишься в работе, в поиске. Репетиции, спектакли, ежедневная работа с текстами — все это держит тебя в творческой форме. В кино такого нет. Не случайно, "чистые киноактеры" начала тридцатых годов и разговаривать толком не умели. Магарилл, Жеймо, Жаков, Соболевский, Костричкин — прекрасные мастера своего дела, но актерской речью они не владели. Еще в юности я понял, что без театра актер состояться не может.

Тогда я пошел к режиссеру Брянцеву в Театр юного зрителя. В каникулярное время держал экзамен, был принят и осенью должен был приступить к работе в ТЮЗе. Но в 1938 году меня посадили, как говорится, всерьез и надолго. Первая возможность уцепиться за любимую профессию появилась не скоро, уже на Колыме. Тогда я ухитрился, ценой Бог знает каких усилий, все-таки попасть сначала в концертную бригаду, а потом в театр в Магадане. Первый в моей жизни театр — это театр магаданский, где я встретился с Шухаевым и Варпаховским. Очень славные театральные личности, и такие же, как и я, заключенные. Мы были в одной труппе, и я у них учился. С тех пор уже ни дня без театра я не мыслил! Что касается кинематографа, то он никогда не был для меня каким-то праздничным занятием, или, как говорят, "счастливым лотерейным билетом".

Савва ЯМЩИКОВ. Георгий Степанович, скажите, пожалуйста, кто в большой вашей творческой и человеческой жизни не просто подставил вам плечо, а помог стать личностью?
Георгий ЖЖЁНОВ. Знаете, я, наверное, банально отвечу. Мать. Когда-то я не понимал этого, не мог сформулировать эту простую истину. А сейчас без всяких сомнений говорю: мать. Моя мать, почти безграмотный человек с двумя классами сельской школы. Но утверждаю, что она могла бы с успехом быть на месте министра культуры.

Савва ЯМЩИКОВ. Да, мама самый главный человек в жизни и для меня. И я тоже очень долго шел к осознанию этого факта. Теперь, когда ее не стало, еще яснее понимаю, что, как ни хороши были мои учителя, она была всем...
Георгий Степанович, но все же: кого из людей, с которыми работали, выделяете особо? Кто из актеров особенно восхищал вас?
Георгий ЖЖЁНОВ. МХАТ — вот мой собор, мой храм театральный. Восхищали старики мхатовские. Станицын, Грибов… Безусловно, Борис Николаевич Ливанов. Я обожал его. Мы с ним, что говорится, нашли друг друга.

Савва ЯМЩИКОВ. Недаром американцы, все их самые крупные звезды и знаменитые театральные педагоги, боготворят Станиславского. Хотя, казалось бы, зачем Станиславский нужен Шарон Стоун или Роберту де Ниро? Мерил Стрип, так та просто говорит, что ничего бы и не получилось без занятий по системе Станиславского.
Георгий ЖЖЁНОВ. Нам бы такое отношение к своему богатству. Знаете, я ненавижу то, что происходит у нас сейчас с искусством. Смотрите, как власть наша приютила и прикормила все то, что раньше законно презирали: эстраду, развлекаловку. Эстрада всегда была на втором, на третьем плане. Ценились балет, опера, театр драматический. Не случайно эстрадники шутили: нам не завидуйте, мы большие деньги при жизни получаем, зато вы почести огромные имеете посмертно. А теперь и большие деньги, и почести у шоуменов.

Савва ЯМЩИКОВ. Читаешь воспоминания о тех временах, и узнаешь, кто участвовал в кремлевских концертах, где сидело все Политбюро. Такие люди, как Козловский, Уланова, Ливанов… А теперь что? Президент учредил свою, президентскую, премию в области литературы и искусства, и первым ее получил Жванецкий. Не Распутин, не Астафьев, а Жванецкий. Георгий Степанович, мы как-то забыли о ваших партнершах по сцене и кинематографу. Кто из них был особенно притягателен?
Георгий ЖЖЁНОВ. Ну это давным-давно умершие актрисы. Вот Антонина Павлычева. Ее мало кто знает, хотя она работала с Тарковским. Очень хорошие отношения сложились у нас с Тамарой Семиной на съемках фильма "Человек, которого я люблю". Она живая, открытая, словом истинно русская, женщина.

Савва ЯМЩИКОВ. Георгий Степанович, осенью прошлого года я ходил к вам в театр на спектакль "У озера". Меня поразило, что вы, в вашем возрасте играете как молодой и планку держите. Хочу спросить: что вам больше всего хотелось бы сейчас сделать? О чем жалеете и чего желаете?
Георгий ЖЖЁНОВ. Применительно к своей кинематографической судьбе жалею о том, что на известных и маститых режиссеров мне не везло. Эльдар Рязанов, которого я очень ценю — исключение. Жалею, что не снялся в фильмах "Последний дюйм", "Родная кровь", "Три тополя на Плющихе", где я должен был играть главную роль… Мне ведь всегда хотелось сыграть Льва Николаевича Толстого, из-за этого я, ленинградец, стал москвичом. Меня Завадский, Царство ему Небесное, пригласил на роль Льва Николаевича Толстого. Марецкая должна была Софью Андреевну играть, и это меня очень устраивало. Но Фурцева пьесу запретила.

Савва ЯМЩИКОВ. Почему вас так тянет сыграть Льва Николаевича? Показать, что в человеке "есть всё", а в этом великом особенно? Или поняли, что спокойно войдете в образ Толстого? Кстати, у вас и глаза сидят по-толстовски, я сейчас это заметил.
Георгий ЖЖЁНОВ.Толстой — это такая личность, такая грандиозная индивидуальность... Когда я узнал, что Герасимов, учитель мой, будет ставить фильм про Толстого, я воспользовался каким-то знаменательным днем в жизни Тамары Макаровой, написал ей письмо, в котором прошу: Тамарушка, если по каким-либо причинам Сергей Аполлинариевич сочтет, что ему не следует играть графа Льва Николаевича Толстого, скажите ему, что это является единственным моим в жизни актерским желанием. Герасимов тогда даже обиделся на меня…Видимо, не случайно в наши дни я не могу найти для себя роли. Я еще в состоянии не одну пьесу срепетировать и сыграть, но не могу найти подходящей пьесы.

Савва ЯМЩИКОВ. Георгий Степанович, прекрасно, что у вас такое желание. Я это очень хорошо понимаю, потому что сегодня и в литературе, и в театре так не хватает подлинного искусства. Нет хотя бы приближающегося к толстовскому, стремящемуся к правде и глубине. Столько развелось сверчков, стрекачей, а достойного материала нет. Но уж если появится что-то… Знаете, как всколыхнула женщин-актрис новая повесть Распутина "Дочь Ивана, мать Ивана". Она напечатана в "Нашем современнике", а сейчас выходит отдельной книгой. Сюжет перекликается с "Ворошиловским стрелком", только там дед мстит за внучку, а тут мать убивает изнасиловавшего шестнадцатилетнюю дочку торговца с рынка. Люся Мальцева, жена Юры Назарова, тут же меня попросила: "Скажи Валентину Григорьевичу. Такая роль! Как он написал этот образ!" Я тут же при ней звоню Распутину: "Валентин Григорьевич, вот Люся Мальцева, про повесть говорим". Распутин сказал: "Я ее очень люблю, но мне только что звонила Людмила Зайцева, она тоже хочет эту женщину сыграть". Что и говорить, изголодались актеры по настоящему. И я понимаю, как вам хочется сыграть Льва Николаевича. Хоть и заявляет шоу-министр культуры с телеэкрана, что "Пушкин устарел", а все равно обращаться приходится к Пушкину, Толстому, Достоевскому. Смотрите, дают премию фильму "Идиот". Хорошие актеры, не спорю. Но ведь на чем выехали? На том, что очень многие молодые люди не читали Достоевского, даже не знали, чем закончится фильм. Вот в чем ужас.
Георгий ЖЖЁНОВ. Потому что чернуха у нас процветает. Расторопные недоучки, спекулянты в одночасье из ничего сделали себе деньги, стали законодателями общества. Возьмите телевизионные передачи — кого они обслуживают? Чьи умы? Именно этих людей. Удивительно, как государство использует такое могучее орудие как телевидение. Раньше интеллигенция играла большую роль в жизни телевидения. А теперь творится то, с чем я не согласен и готов до ярости спорить.

Савва ЯМЩИКОВ. И мы помним, каким было старое телевидение. Включаешь, и смотришь "Мертвые души", мхатовский спектакль! Оторваться невозможно. Вот они перед тобой: Станицын, Ливанов, Грибов, Топорков, Тарханов. А сейчас какую-то времянку гонят. Кровь, мордобой и порнуха.
Георгий ЖЖЁНОВ. Раньше Америка заимствовала у нас драматический жанр и ссылалась на Станиславского, мхатовских актеров. А теперь мы пользуемся макулатурой, которой Америка снабжает весь мир. И сами подстраиваемся под эту моду.

Савва ЯМЩИКОВ. Причем Европа активно борется с американским влиянием. Они всячески, в том числе законодательно, отстаивают свою национальную культуру. Потому что увидели, к чему приводит ее утрата. Росселлини, Антониони, Феллини, Де Сика, Де Сантис потрясающие фильмы делали, а потом американцы все это потеснили. И опять-таки эти классики во многом учились у нас. И сам Висконти всегда говорил, что значит для него русская школа. А сколько дали мировой культуре "Дягилевские сезоны" — балет, выставки. Но сейчас какой московский журнал ни откроешь — вернисаж американского новатора. Художник, как правило, третьеразрядный, но с рекламой все в порядке. При этом свое искусство не замечается или оплевывается. Был юбилей замечательнейшего художника Аркадия Пластова, открыли выставку. По телевизору ни слова. А в газетах ругательное: он-де по блату писал. Договорились до того, что знаменитая картина, где мать с ребенком и снег падает, создана Пластовым, так как ЦК разрешил обнаженную натуру писать. Можете себе представить! Или выставка к юбилею покойного моего друга прекрасного скульптора Олега Комова. Опять ни слова ни по одной телепрограмме. Чтобы в Академии художеств открывалась выставка и ни слова? Зато сколько шума вокруг какого-то скандального левака. И так же в театре, в кино.
Георгий ЖЖЁНОВ. Да, и поэтому быть оптимистом становится все труднее, что-то в душе копится такое. Верю только в народ наш, талантливый и добрый.

1.0x