Авторский блог Анна Серафимова 00:00 18 февраля 2004

АПОСТРОФ

Виталий Алексеевич Канашкин — личность легендарная. Он превратил журнал "Кубань", главным редактором которого является, из регионального издания в явление общероссийское, получившее известность далеко за пределами нашей страны. Напечататься в журнале почитают за честь лучшие писатели, критики, философы России. Ссылки на "Кубань" и перепечатки из нее встречаются во многих солидных изданиях.
Явлением журнал стал благодаря личным и профессиональным качествам Виталия Алексеевича: чутью на слово, прозорливости ума, безошибочно улавливающего событие в литературе и общественной мысли; его удивительной энергетике, гражданской смелости, вытекающей из глубокого действенного патриотизма. Он не боится аккумулировать в своем журнале протестную энергию, вызывать огонь на себя. Он не из тех, кто держит фиги в кармане, ругает недостатки или систему, закрывшись по макушку одеялом. Он и сражается с нынешней мерзостью писательским орудием — отточенным словом, он и созидает — прививает любовь к родной земле, к народу, к его истории. Он ваятель: русской идеи, русского смысла, русского мессианства, русского примера.

Виталий Канашкин — и поэт, и гражданин. Эти его качества видны за каждым словом, каждой строкой всех его ранее вышедших книг. Публицистика его изящна по стилю, хлестка по содержанию. Его проза погружает читателя в пучины человеческих страстей, но и поднимает до высот духа.

Сейчас, когда каждый занят поисками хлеба насущного, когда идут серьезные разговоры о сумерках литературы, В. Канашкин совершает гражданский подвиг — он издает двухтомник "Вещее поле России", книги — осмысление: камо грядеши? Он отвергает сумеречность русской литературы, освещая своим осмыслением путь Европе из губительной американизации — глобализации. Этот путь — на свет, что исходит из России, хотя и ввергнутой в экономическую разруху, но сохраняющей высокую духовность, что отражается в произведениях писателей-патриотов Белова, Проханова, Распутина, Бондарева.
Канашкин уверен и убедительно это доказывает, что для мира спасительным является "русский пример" — высокая духовность, всегдашняя готовность на жертву ради других народов и стран. Русь, СССР, Россия спасали мир от разрушения ордой, фашизмом, перемалывали беды и катаклизмы, давая миру шанс на возрождение, а сами уходили в тень, не требуя и не ожидая благодарности.

"...русское государство со своих первых шагов складывалось как содружество народов, или Империя, где славяне, перемешиваясь с аборигенами, образовывали общий мир. А главной заповедью выступал завет Мономаха: не губите слабых... Уживание было тем абсолютным цементом, что крепило государственность и формировало ее как творение всех. Россия не ведала сынов и пасынков, и потому общенациональный принцип признавал за всеми субъектами... равновеликий статус".

Трудно определить стиль нового вышедшего труда. Для философского трактата работа написана слишком живым, подвижным языком. Скорее это философское осмысление истории Руси публицистом, признающим огромное значение в формировании русского характера литературы.

В своем увлекательном повествовании автор как бы рассуждает вслух, при этом так убедительно, аргументированно, ссылаясь и на признанные обществом авторитеты, и открываемые читателю новые имена, что те выводы, к которым он приходит, становятся естественными для читателя. Автор рассматривает историю России как единое целое, он показывает, что происходящее ныне в нашей стране обусловлено прошлыми событиями. Канашкин отводит особую роль в развитии общества писателям. Надо отметить, что какой бы аспект ни рассматривал автор, что бы ни оценивал, на все он смотрит через призму любви к России и населяющему ее народу. В своей новой работе Виталий Алексеевич выступает критиком, который не просто никого не ругает (а анализирует он в своем труде огромное количество произведений и художественных образов), но даже не дает оценок. Он предоставляет возможность сделать это читателю, цитируя произведения, дневники, письма.

Канашкин считает, что многие подвизавшиеся на ниве русской литературы люди писали плохо или фальшиво потому, что не только не были плотью от плоти народа, но и просто не понимали его внутренней жизни, идеалов и устремлений.

Виталий Алексеевич — неутомимый проповедник русского смысла, русской идеи, русского примера. Он — певец народа и его защитник. От обвинений, наветов, клеветы, непонимания. Человек энциклопедических знаний, он очень убедителен и в своей новой работе.

Огромный труд, совершенно уникальный в нашей культуре, хорош еще и тем, что читать его можно с любой страницы — его мысль, проходящая красной нитью через оба тома, размеренная, не хаотичная, не сбивающаяся на второстепенности, она не теряется и ясно улавливается на любой открытой странице.

Прочитав "Вещее поле России", читатель не только многое почерпнет, узнает о себе самом в контексте истории Руси, но и вдохновится верой писателя в русского человека как страстотерпца, духоносца и светоносца.

1.0x