Авторский блог Григорий Леонтьев
00:00
21 января 2004
ПУТEМ ЗЕРНА
04(531)
Date: 21-01-2004
Author: Григорий Леонтьев
ПУТEМ ЗЕРНА
"Выписываем "Завтра" коллективно. Читаем по очереди. Спасибо. Прочитал "Его величество Мужик" в номере 37-м и не мог уснуть всю ночь. Намеревался написать только отклик, но получилась статья"...
Из письма Г.Леонтьева в редакцию
Русская деревня сейчас едва дышит. Кризис, на мой взглЯд, затягивается, в том числе и от того, что современные крестьяне недостаточно просвещены в истории земледелия России за последние сто и менее лет.
С этой целью хочу напомнить о крестьянской кооперации в дореволюционной России. Что она из себя представляла? Вернемся в те времена, когда можно было говорить: "Я — русский!" — и за это не сажали в кутузку, как сейчас. Поэтому в названии на обложке "Всеобщий Русский Календарь 1918 г." слово "Русский" с заглавной буквой.
Читаем одну из его страниц.
"А для тех, кто не верит в быстрое возрождение деревни, достаточно вспомнить о сибирской деревне Старой Барде, Бийского уезда Томской губернии. Больше 20 лет тому назад устроили там жители маслодельную артель, через два года выросла артельная лавка, а потом явился и целый ряд кооперативных начинаний: ссудно-сберегательное товарищество, маслобойный завод, наконец артельная мельница, а при ней электростанция для освещения мельницы, а заодно и деревни. И вот 28 декабря 1912 года двести пятьдесят изб деревни осветились электричеством, причем за освещение брали три рубля в год. Потом провели в избы и телефон, устроили примерный опытный скотный двор, опытные посевы кормовой свеклы и кормовых трав. А скоро заговорили о постройке в селе народного дома, о собственном кинематографе. И жители со всей округи стали приезжать в Старую Барду поучиться, как дельные люди сумели сами себе построить новую свободную и разумную жизнь. Пусть же тот почин и та кипучая работа, которые преобразили жизнь далекой сибирской деревни, вспыхнут ярким пламенем и по лицу всей деревенской Руси".
Картина жизни в деревне настолько волшебна, что современный читатель может и не поверить. Чтобы где-то на Алтае под Бийском засветилась в избе электрическая лампочка в 1912 году!.. Да было ли такое?
Да, было! Рекомендую также на рекламируемом по ТВ "Кремлевском масле" прочесть меленьким шрифтом надпись: "Изготовлено на заводах ВАЛИО". Что обозначает такая аббревиатура? Это название финского кооператива. 80 % молочной продукции, которую потребляют финны, произведены в этом кооперативе. Его год рождения — 1905. Как и в Старой Барде, то была крестьянская артель, постепенно превратившаяся в современную организацию, имеющую сейчас 121 молочный завод. Хозяева этих предприятий — сами же фермеры. Все важные вопросы они решают на проводимых съездах.
Руководит ВАЛИО административный совет из 27 человек — они тоже фермеры. И такой совет обеспечивает руководство производством и переработкой 90 процентов удоя всех финских коров (это 40 % от общей прибыли сельского хозяйства страны). Всего в ВАЛИО трудятся 160 тыс. человек (от фермера до водителя молоковоза).
Прибыль с проданной молочной продукции распределяется примерно по таким долям: фермер — 65 %, молокозавод — 13 %, магазин — 14 %, фабрика тары — 8 %.
Кооператив ВАЛИО выпускает 70 тыс. тонн масла ежегодно, более двадцати сортов сыра, двадцать различных видов йогуртов с ягодными и фруктовыми наполнителями, два завода специализируются исключительно на производстве детского питания (знаменитые "Тутелли" и сухие смеси).
Подобный кооператив объединяет и производителей мясной продукции.
Если на производство молока и мяса существуют определенные квоты, то производство зерна стимулируется закупочными ценами. Зерно можно выращивать в неограниченном количестве, и за каждый проданный через кооператив килограмм зерна начисляется премиальная надбавка к установленной цене.
Мне могут возразить читатели: "Так это у финнов, а у нас не получится", и в том-то и парадокс, что финский кооператив ВАЛИО — современная копия кооперативного Союза сибирских маслодельнях артелей, который был организован в зауральском Кургане 10 ноября 1907 года, инициатором его создания стал А.Н.Балакшин, получивший диплом Берлинского технологического института на деньги, заработанные его дедом и отцом — выходцами из крестьянского рода — производством крахмальной патоки. Александр Николаевич показал себя талантливейшим организатором кооперативного движения в среде сибирских крестьян.
Из текста всеобщего Русского Календаря об алтайской деревне Старой Барде можно уяснить, что и до 1907 года уже были крестьянские артели и маслодельные заводики. Масло сбивали вручную в кадушечках-маслобойках. Приезжали перекупщики, называли свои цены и по дешевке скупали продукцию. Ну, точь-в-точь как в наше время!
И вот объявляется Александр Николаевич, образованнейший человек своего времени, русский патриот до мозга костей и начинает издавать для крестьян "Народную газету", печатать листовки и отправлять во все уезды Томской губернии. Еще он печатал множество инструкций, пособий, календарей, наставлений, всевозможных плакатов, брошюр. И все это в помощь крестьянину, чтобы научить его "разумной жизни" и получить достойную плату за свой труд.
Вот текст одной из первой организационной листовки.
"Если у вас маслодельная артель или кооперативная лавка, непременно вступайте в Союз, иначе вас забьют и закабалят частные торговцы и скупщики масла. Действуя в одиночку, вы насидитесь без товара, и масло ваше пойдет по дешевым ценам. Когда ваша артель или лавка войдут в надежный Союз, дела ваши пойдут намного лучше и вам нечего заботиться ни о сбыте масла, ни о покупке товара: Союз делает это лучше, чем одна ваша артель".
На первом собрании представителей артелей 10 ноября 1907 года двенадцать из них решили объединиться. И уже на следующий год Союз повел свои дела с иностранными фирмами. А некоторое время спустя дирекция Союза по предложению А.Н.Балакшина приняла решение выступить на заграничных рынках самостоятельно, для чего в Берлине, Лондоне, Виндаве, Гамбурге, Нью-Йорке и еще в других городах были открыты свои конторы.
Союз сибирских кооператоров торговал не только маслом, но и свининой, яйцами, сыром, пшеницей. В 1913 году Союз объединял 560 маслодельных и 500 потребительских артелей, в которых было задействовано 150 тысяч крестьянских дворов. В их числе и дворы Старой Барды.
"... Другое крупное движение в России — это кооперация, — сообщал в одном из писем ученый и революционер Петр Кропоткин, живший тогда в Лондоне. — Я получаю из Кургана Томской губернии газету Союза маслодельных артелей. Это — нечто поразительное. Они уже говорят: "На что земство? Мы можем его заменить!" Склады машин, образцовые фермы, школы, библиотеки — все это заводят".
Сибирское масло было настолько высокого качества, что зимние сорта получали оценку как летние. Покупательский спрос был огромнейшим. В 1913 году в России золота было добыто на 28 млн. рублей, а экспорт сливочного масла дал 71,5 млн. рублей.
В трехтомнике "Взгляд на мировую историю", написанном Д. Неру в 1930-1933 годах в тюрьме, есть строки о кооперативном движении, как об одном из препятствий алчному до наживы капитализму.
Кооперативная экономика, по мнению автора, и есть форма демократии, где не только взаимное сотрудничество, но и справедливое распределение прибыли.
Что мы и видим на примере организации труда сибирских крестьян в кооперативном Союзе маслодельных артелей. Свою разумную и благополучную жизнь жители деревни Старая Барда построили на принципах подлинной демократии. Ее составляющие: свобода, коллективность, местная инициатива, самоуправление.
Наши российские СМИ неистово рекламируют всякую мелочь из набора "либеральных ценностей западной демократии", но такого, чтобы показать, как работает и живет народ в одной из благополучнейших стран мира — Швеции, такого еще не было. ТВ показало Швецию только в связи с убийством ее министра иностранных дел и итогов проведенного референдума, на котором шведы высказались против вступления своей страны в ЕС. Не пожелали шведы делиться своим имеющимся у них богатством, нажитым исключительно своим трудом, а не награбленным в других странах.
Русские патриоты — борцы за свободу России от экспансии мирового глобализма — должны знать, что пример феноменальных успехов сибирской крестьянской кооперации помог сельскому хозяйству Швеции стать одним из самых высокопроизводительных в странах "семерки". Если в деревне Старая Барда на Алтае землепользование было общинным, то и в Швеции хозяином земли является коммуна, что в переводе означает община, а как административная единица это наш сельсовет.
Если отец-фермер умирает, а у сына-наследника нет аграрного образования, то коммуна выплачивает сыну компенсацию, а землю с фермой продает по конкурсу тому, кто докажет свое профессиональное преимущество перед другими претендентами. Фактически покупается право на аренду у хозяина земли — коммуны.
Таких фермеров-профессионалов в Швеции около ста тысяч. Каждый из них может прокормить своим трудом 130-140 человек. 80 процентов фермеров объединены в кооперативный "союз шведских фермеров". Это организация, которая имеет свой банк, свои научно-исследовательские коллективы, свои технические базы. Ее непосредственная задача — помогать фермерам в приобретении необходимой техники, обеспечивать агрономической и ветеринарной консультацией и, самое главное, берет на себя реализацию получаемой продукции. Службы Союза принимают продукцию от фермеров, обеспечивают ее переработку и доставку потребителям. Всего в цепочке "ферма — магазин" заняты примерно полмиллиона человек.
Чтобы наш читатель имел более полное представление о слагаемых высоких трудовых успехов фермеров Швеции, где среднегодовой удой от одной коровы по стране составляет 7,5 тыс. литров, а фермерский дом ничуть не уступает по комфорту городскому жилью, да и размер пенсии также не отличается от размера пенсии горожанина, необходимо пояснить, что будущего фермера готовят в сельскохозяйственной трехгодичной школе. Чтобы поступить в такую школу, надо иметь практический стаж работы в сельском хозяйстве не менее 18 месяцев, всего таких школ в стране — 12, ежегодно в каждой обучается порядка ста человек. Обучение — на средства государства и с выплатой стипендии.
Остается сказать и об остальных 20 процентах шведских фермеров. Они тоже состоят членами кооперативов, но поменьше гиганта-Союза. Как правило, фермер является членом 3-4 кооперативов, специализирующихся на исполнении определенных функций. Например, фермеру надо пойти в отпуск. Он дает заявку в соответствующий кооператив, откуда ему пришлют замену с абсолютной гарантией надежности трудиться не хуже заменяемого.
В заключение вопрос к размышлению. Известный французский мыслитель Вольтер в ХVIII веке писал о Швеции как о "бесплодной и бедной стране". В то же время путешественник П.Паллас оставил в своих записках о путешествии по Западной Сибири восхитительные восторги о сказочно богатых лесостепях, реках и озерах. Его экспедиция плыла и по реке Тобол на территории курганского Зауралья. В то время сибирские крестьяне не бедствовали, а спустя 140-150 лет после Далласа кормили отменным сливочным маслом Европу. Помощи у государства не просили, о закупах-интервенциях зерна знать не знали и по своему умению трудиться обставляли даже американских фермеров.
Если наука признает генную наследственность, то и внуки тех сибирских крестьян должны трудиться не хуже, а с современной техникой и наукой по результатам труда на несколько порядков выше. Почему тогда крестьянский труд в современной России все еще не способен стать отцом богатства?
В романе Н. Чернышевского "Что делать?" есть эпизод в гостиной Веры Павловны, где Кирсанов и Лопухов ведут спор о преимуществах минерального питания растений согласно науке Либиха. Спорщики довели себя до такого накала, что присутствующим дамам пришлось побрызгать на них водою.
По воспоминаниям современников, автор романа был из тех, кого называют книжным червем: в жизни не мог отличить воробья от скворца, не знал названий цветов. Почему же тогда его так заинтересовала теория немецкого ученого-химика Юстуса Либиха? Почему автор упоминает о ней в романе, ставшем настольной книгой революционеров?
Объяснение простое: представители революционно мыслящей интеллигенции приняли на слух теорию Либиха как спасительницу народа от недородов, следовательно, и от голодной смерти. Ладно, те революционеры не пахали и не сеяли, им простительно. Труднее объяснить умонастроение всех ученых-аграрников, ставшими сторонниками минерального питания растений. Утверждение Либиха, что нет более прямого пути к ограблению почвы как непрерывная культура однолетних растения стало догмой агрономической науки, господствовавшей почти столетие. И до сих пор она еще управляет умами абсолютного большинства агрономов.
Чтобы "чистые" литераторы знали о содержании названия "однолетние растения", поясню: речь идет о злаковых, наших кормильцах. Это рожь, пшеница, ячмень, овес, гречиха, горох, просо и другие. К лжетеории, обвинивших наших кормильцев в грабеже почвенного плодородия, пришили и научную подкладку домыслом, что вегетационный период у однолетних короткий, их корневые остатки через две недели минерализуются, а потому их следует запахивать поглубже. Называли такую преступную работу подъемом зяби. И чтобы борозда была глубиной 20-25 см. Можно было и глубже. Если мельче пахать, агроном мог попасть в ГУЛАГ. Потому-то среди персонажей В.Шаламова в его "Колымских рассказах" немало имен агрономов. Получить статью сроком на 10 лет за "вредительскую" вспашку можно было почитать за счастье. Одного из виднейших академиков Н.Тулайкова, профессионала высочайшего уровня в науке о земледелии в Поволжье, научно и практически обосновавшего необходимость мелкой вспашки в тех краях, обвинив в немыслимых грехах перед страной, в 1939 году расстреляли в Саратове.
Пусть и примитивно-популярно мое изложение, но внимательный читатель, если он запомнил публикацию "Его величество МУЖИК" ("Завтра"№ 37), не мог не обратить внимания на строки плаката в канадском университете земледелия:
"Один немецкий ученый Сакс сделал больше вреда для всего человечества мира изобретением плуга, чем все немцы во Второй Мировой войне ".
Следовало бы добавить и про лженауку Либиха, тоже немца, которая дала путевку в царство вечного покоя не одному миллиону людей. Его теория стала одной из главных причин и низкой урожайности на полях СССР. Глубокая отвальная вспашка была закреплена законом и отступление от нее считалось государственным преступлением.
Это предисловие просто необходимо к тому объяснению о человеке, сумевшем нарушить такой вредоносный закон и остаться безнаказанным. Даже больше того: получить мировую известность. Имя его — Терентий Семенович Мальцев, с 1930 года бессменный колхозный полевод на все сорок лет.
Как и все агрономы, он должен был подчиняться директивной рекомендации о введении обязательного 10-польного севооборота: несколько и полей занимались однолетними растениями — нашими кормильцами и как минимум два поля — многолетними — это травы. Довод: однолетние — разрушители плодородия, многолетние — его восстановители.
Полевод Терентий Мальцев был от природы наблюдательным человеком с философским складом ума. Кто-то из журналистов написал, что в его личной библиотеке имелись все философские произведения, изданные на русском языке. Согласитесь, это преувеличение, но что полевод был гениальным крестьянином-философом, — в этом сомнения не может быть.
Когда-нибудь будет в России большая и полезная книга для народа об этом МУЖИКЕ-ФИЛОСОФЕ. Терентий Семенович говорил про себя без тени рисовки: "Как я был мужиком, так мужиком и остался, но мужиком — грамотным." И пока только штриховые сообщения о его мучительных рассуждениях на пути к истине.
Полевод пришел к выводу: как однолетние растения, так и многолетние состоят из одинакового материала. Значит, у них и одинаковая способность восстанавливать и повышать плодородие почвы. Но возможности для этого у них неодинаковые: многолетние растут на одном месте не один год (как в природе), а однолетние человек запахивает в землю и таким образом лишает их возможности исполнять свои природные функции. Так что не растение виновато, что почву грабит, виноват человек, хороня на дне борозды живородящую его силу.
Отсюда задача: надо и однолетним растениям создавать для их роста и отмирания такие же условия, как в природе, т.е. моделировать природный почвообразовательный процесс. И такое можно осуществить при безотвальном земледелии, когда почва только разрыхляется сверху, оставаясь при этом на своем природном месте.
Как мужик-философ Терентий Мальцев так объяснял свою гипотезу: "Где быстрее гниет вбитый в землю кол? В поверхностном слое почвы. Здесь природная лаборатория, где происходит наиболее активный процесс разрушения растительного материала и образование из него почвенного плодородия".
Не пахать плугом с отвалом — вот что надо! Можно об этом думать, но как осуществить такой замысел в поле?
Свои размышления — в очень осторожной форме, как предполагаемые! — полевод опубликовал на страницах областной газеты. Было это 9 марта 1949 года. Под фамилией стояло: депутат Верховного Совета СССР. Не полевод! Звание депутата хоть как-то защищало, но неприкосновенности от НКВД в то время не гарантировало.
Но через год почта принесла и неожиданный мандат на абсолютную неприкосновенность — кремлевский пакет с постановлением об организации опытной сельхозстанции при колхозе для опытной работы полевода Мальцева. Подпись — самого Сталина! Не оттиснутое штампом факсимиле, а личная его роспись.
Дальше пошло как в сказке: ни одного визита уполномоченных, ни райкомовских звонков-понуканий — бумага от Сталина дала полеводу полную свободу быть хозяином на колхозной земле. А статус депутата высшего органа власти давал возможность беспрепятственно заказывать для колхоза на заводах необходимые в безотвальном земледелии модернизации тех сельхозорудий, что шли из цехов в серийном изготовлении.
Четыре года, наполненные вдохновенным творческим трудом каждого дня с утра до вечера, пролетели как одно мгновение. Колхозные поля стали местом повышенного интереса в масштабе страны.
14 июля 1954 года в колхоз приехал Н.Хрущев. Около пяти часов провел в обследовании полей, как лотошный контролер проверял все, что росло тогда на каждом гектаре. Энергичный генсек, скорый на принятие неординарных решений, объявил: провести в колхозе всесоюзное совещание, чему-нибудь да научатся его участники.
Через десять дней — 25 июля приехал первый секретарь ЦК Компартии Казахстана П.Пономоренко с Л.Брежневым. Их экскурсия продолжалась около трех часов.
Военные саперы в срочном порядке соорудили в деревне по образцу ангара для полевого аэродрома клуб на 300 мест. Совещание открылось 7 августа, но вместо 300 съехалось более одной тысячи человек. Решение было принято на ходу: привезли парковые скамейки, поставили столбы и установили на них репродукторы — садитесь и слушайте, если приехали.
Писатель Валентин Овечкин опубликовал в "Правде" отчет с совещания в свойственном ему пафосно-боевом стиле под заголовком "Победа нового". Тогда он видел то, что видели его глаза. То же видели и собравшиеся, как сейчас говорят, со всех регионов страны "аграрии". Все видели революцию в земледелии: поле четыре года не пашется, плуг заменен дисковым лущильником. Диски рыхлили почву всего лишь на глубину 6-8 см., и только на пятый год поле обрабатывалось плугом, но не тем привычным, с отвалом, а без отвала — обтекаемой стойкой с лемехом.
Все, кто приехал тогда на совещание, видели в поле стеной стоящую пшеницу, ровную и густую, без единого сорняка. Ее вид настолько "подогрел" темперамент Н.Хрущева, что он раз за разом кидал свою шляпу вверх и она опускалась на колосья, как на стол. Душа генсека не только ликовала, но и тревожилась за то, что может быть в будущем, в присутствии сопровождавшей его свиты вслух высказал опасение, что если бы все в стране работали, как товарищ Мальцев, случилась бы катастрофа: куда девать хлеб? Видимо, из опасения могущей быть катастрофы из-за обилия хлеба она и не случилась, и страна стала покупать хлеб за границей.
Челябинск
1.0x