03(530)
Date: 14-01-2004
Здание ЦДХ, что на Крымском валу, московские власти еще три года назад предлагали реконструировать. То есть приправить "скучный" его облик разного рода архитектурными пряностями и деликатесами. Слава Богу, ничего подобного пока не сделано. Красотой по-лужковски мы уже изрядно объелись. Ведь на фоне архитектурной вакханалии нашего времени даже кондовый позднесоветский конструктивизм выглядит более чем благородно. Особенно вечером в зимние праздники. Ограду Музея скульптур облепили светлячки иллюминации, у центральных ворот оживление. Гостей встречают огромные снеговики.
В залах, относящихся к Третьяковской галерее, достаточно многолюдно. В целом неряшливо составленная экспозиция классики русского авангарда содержит несколько бесспорных жемчужин: так, в пространстве зала Петрова-Водкина можно часами находиться: наслаждаться давно знакомыми, но всегда как будто свежими холстами…
Этажом ниже все скучнее, дуют пустынные ветры 60-х и 70-х. Вместо изрядно поднадоевшего Эрика Булатова, из-за границы привезли инсталляцию в прошлом успешного советского детского иллюстратора, потом, прошу прощение за тоскливое словечко, диссидента, а ныне благополучного эмигранта Ильи Кабакова. Скучные аллюзии на тему навсегда советского коммунального прошлого вызывают недоумение. Смена эпох и веков, пятнадцать лет безвылазного пребывания на Западе не произвели в душе Ильи Иосифовича душевного переворота. Художник продолжает дуть в ту же дуду, что и четверть века назад. Зубоскалить над чем-то давно исчезнувшим, обличать нечто несуществующее. Сколько денег заплатило Министерство культуры России за приобретение (перевозку?) этой маловыразительной и никому неинтересной инсталляции, этот вопрос мы зададим Швыдкому. Называются какие-то запредельные астрономические суммы. Если это не коррупция, то что?
Здесь же, в некотором роде необходимая, выставка работ представителя славной династии мастеров отечественной фотографии Виктора Великжанина. На снимках художники. Знакомые детали обстановки их мастерских, родные лица. Портреты Петра Оссовского и Гелия Коржева. Ваятелей, уже ушедших, Михаила Аникушина и Олега Комова. Есть, впрочем, и Гельман и Церетели, и черт знает кто. Но из песни, как говорится, слов не выкинешь…
Среди выставок собственно ЦДХ самая выразительная и некоммерческая — экспозиция работ знаменитого живописца-патриота, талантливого оратора Сергея Бочарова. Выставка приурочена к 50-летию автора.
Мастерски воплощенные на больших холстах виды Москвы, Венеции и зимнего Тобольска перемежаются с портретами известных людей и гигантскими живописными политическими памфлетами и патетическими полотнами на тему русской судьбы.
Замечательна сама атмосфера, царящая в зале. Поражает обилие неравнодушной, наэлектризованной публики. При этом сам Сергей Петрович водит народ от картины к картине, ярко и остроумно рассказывает про каждую, отвечает на вопросы.
Народ толпится у громадного мистериального полотна "Явление народа". Вопрос от посетителя выставки к автору: "Почему здесь среди портретов героев, борцов за независимость России нет изображения Владимира Ленина?". Бочаров после минутного размышления: "Красный, советский, период русской истории на моем полотне представляет Иосиф Виссарионович Сталин…". Кстати, в ближайших номерах "Завтра" появится интервью с автором картины "Явление народа". Закрытие выставки Бочарова намечено на 18 января.
В общем и целом снаружи и изнутри ЦДХ хорош. Советую заглянуть на досуге.
ТИТ
Авторский блог Тит
00:00
14 января 2004
Так!
1.0x