Авторский блог Александр Ефремов
00:00
16 декабря 2003
ВЕРТОЛЕТ
51(526)
Date: 16-12-2003
Author: Александр Ефремов
ВЕРТОЛЕТ
После свершившегося факта установления в стране "единого" режима пришло время его внимательного рассмотрения. Немаловажная часть любого режима — это предпочитаемый массовый образ жизни, который навязывается населению при помощи режимных СМИ. Каков же ныне "наш российский образ жизни"? Кого хочет воспитать телеэкран РФ?
Нельзя не признать, что одним из стратегических способов работы с сознанием зрителя являются телесериалы. Они долгосрочны, они ставят сознание человека в "режим ожидания" следующей серии. А при некотором мастерстве режиссерско-актерского состава умеют вовлечь простодушного потребителя в свое пространство. Это отличительная черта нового сериала, где низкая художественная ценность заменена на более или менее достоверную "привязку" к повседневности. Так зритель видит на экране до боли знакомые помойки, соседа-алкаша, ларьки, ментовские или бандитские ужимки, вихляющихся подростков (подростково вихляются и взрослые) — словом всю палитру незатейливой россиянской жизни. Правда, там же есть и образ того, о чем у нас теперь положено мечтать: сияющие офисы, дорогие машины, заграница, женихи-нувориши и девочки-модели. Но это больше для пускания слюны и для совсем уж доверчивой молодежи.
Окончательно из равновесно-отстраненного отношения к такому многосеансовому идиотизму меня вывел просмотр одной из серий киноэпопеи "Участок" (Первый канал). На эту красочную карикатуру я наткнулся случайно. Это было так ужасно, что Кончаловский со своей "Курочкой-рябой", как говорится, отдыхает. Потому что там был подчеркнутый гротеск и карикатура, там были какие-никакие, да характеры, фарсовая, да трагедия. Здесь же на полном серьезе зрителю и, в первую очередь зрителю глубинки, русской деревни предлагается млеть от созерцания извращенно-пещерной действительности села. В которую натянуто играют столичные артисты во главе с Безруковым. Вчерашний вылощенный "бригадир", он с плохо скрываемой скукой изображает участкового, "современного Анискина".
Естественно, лейтмотивом служат самогон и водяра, по которым сходит с ума мужское население деревни. Только в фильме, правда, получается так, что с ума-то сходят не от безысходности и не от осознания приговора, подписанного русскому крестьянству. Причина всему в данной телеверсии — этакое неисправимое народное чудачество, отчего и гибель в омуте пойла должна восприниматься весело, с пионерским задором.
Установка сельчанам ясна: смотрите и радуйтесь, ведь это-то и есть ваша жизнь и другой она быть не может.
Одного создатели фальшивого лубка не учли — по самым скромным подсчетам, в связи с повальным обесточиванием деревень около 10 миллионов крестьян никакого "участкового" не увидят: просто не смогут включить телевизор. Городская же часть аудитории, вернее, та ее половина, которую не стошнит при виде столь наглой подделки "а-ля рюс", должна уразуметь, что жители деревни являются некими забавными индейцами, о бедах коих не стоит тревожиться.
Итак, образ жизни для села очерчен и канонизирован ТВ: водка, самогон, участковый, живописная нищета. Так было, есть и будет.
Что же для города? Конечно же, "Антикиллер", "Черный ворон", "Менты", снова "Менты".
Для эстетствующего пожилого населения СТС запустило при участии американцев проект "Бедная Настя", сценарий следующей серии пишется в ходе показа текущей. Все это разбавлено неким латиноамериканским сериалом (Первый канал), где смакуются перипетии жизни проституток и евреев Бразилии Х1Х века.
Не исключаю, что все это очень популярно и в деревнях. Криминальная эстетика, эстетика "России — черной дыры" навязана налогоплательщику и электорату. Посмотрев "Антикиллер", усвоив его стиль и лексику, молодой житель РФ должен усвоить, что он — отморозок из племени отморозков. Его удел — мочилово, авторитеты, "опускание", телки, стволы, лавэ.
Увидев телеполотно о жизнедеятельности истеричных ментов "Трио" (Первый канал), где менты смотрят по телевизору "Ментов", я еще больше укрепился в этом мнении.
Эксперты, аналитики, мутанты могут сколь угодно долго заламывать руки и доказывать, что все это происходит не по чьей-то злой воле, а по законам бизнеса: "снимают то, что востребовано". Они могут проклинать американский кинематограф, худшими образцами которого они же и заваливают наш экран.
Но я не знаю ни одной киноиндустрии, где столь откровенно воспевались бы порок и дегенерация, культивировались бы не просто насилие, но чувственность и сатанинская эстетика акта убийства.
Эта вам не комиксовые пиф-паф из голливудского триллера. Тут все разработано, все с подходом, с чувством, с толком, с расстановкой, каша мозга на асфальте.
Все реалистично — и нож, кухонный и ржавый, и труп в старой ванной, и убийца, только сейчас с зоны, и гоши куценки, отсвечивающие бритыми черепами.
Это та страна, которую хочет видеть власть? А она именно такой и будет, если не пересмотреть политику показа фильмов на главных телеканалах.
Есть фильмы, которые нужно запретить, есть, за которые можно судить.
По отношению к содержанию телевещания в современном мире судят о характере политического строя и об отдельных политиках. РФ по этому показателю можно определить как криминально-дегенеративный режим, политики которого отсталы или продажны.
1.0x