Авторский блог Андрей Смирнов 00:00 21 октября 2003

«ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА», «СОЛОМЕННЫЕ ЕНОТЫ»


43(518)
Date: 21-10-2003
Author: Андрей Смирнов
«ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА», «СОЛОМЕННЫЕ ЕНОТЫ» (25 октября, 19.00, ДК имени Горбунова, м. "Багратионовская")
"Гражданская оборона", как обещают, представит песни с новой пластинки "Долгая счастливая жизнь", две из которых поклонники могли слышать на первомайском концерте, собственно заглавную одноименную с альбомом и жестко-политическую "Миром правят собаки", как можно было догадаться по тексту, посвященную войне в Ираке. Ждем с нетерпением.
Интересен второй участник концерта — заявленные на разогрев "Обороны" вместо привычных "Эшелона" или "Панфиловцев", легендарные "Соломенные еноты", существующие с 1992 года в принципиальной самоизоляции от шоу-бизнеса, масс-медиа и пр. Еще года три назад они были мало кому известны. Сегодня же "Еноты" во главе с бессменным лидером Борисом Усовым внезапно оказались в эпицентре внимания официальной московской богемы. Их пускают в "Проект О.Г.И.", а концерт анонсирует "Афиша". И вот "Горбушка".
Про "Енотов" лично я впервые прочитал на страницах газеты "Завтра" десятилетней давности. Заметка называлась "Крылатые ракеты для рабочего человека" и описывали некий агрессивно-обаятельный бескомпромиссный коллектив с умными текстами, однако устраивающий дебоши на собственных концертах и доводящий случайную (и неприятную музыкантам) публику до исступления. Завораживало и название, в котором была и детская непосредственность, и некая загадка, и очевидный кукиш разного рода поп- и поп-рок-звездам. В общем, не заинтересоваться было невозможно. Однако внимательно, с настойчивостью фэна, следить за "Енотами" практически было невозможно. Как невозможно это и сейчас. По-моему, даже сайт у группы появился совсем недавно. "Соломенные еноты" принципиально находятся в глухом подполье, не выходя на связь с широкой общественностью. Официальных релизов, естественно, тоже нет. По рукам ходят записи, тиражированные благодаря просветительскому запалу некоторых людей. Концерты редки и проходят в основном в присутствии друзей и знакомых.
"Причина столь странного с общепринятой точки зрения поведения в том, что все годы своего существования "Соломенные еноты" были героическим проектом, пытающимся почти в одиночку противостоять поп-культуре. Чтобы оставаться искренними, надо не продаваться. Мысль эта, вообще привлекательная для панк-эстетики, была реализована "Соломенными енотами" с бескомпромиссностью, вызывающей восторг и уважение", замечает один из музыкальных критиков.
"Соломенные еноты" — это не только панк — команда (хотя музыкально группу можно скорее определить как мелодичный пост-панк ). Это сообщество, или как обычно говорят в этой среде — формация, независимых и талантливых граждан (мечта европейских интеллектуалов левого толка). Можно вспомнить издаваемый Усовым и Ко культовый самиздатовский журнал "Связь времен". Плюс различные параллельные проекты вроде "Ко.Со.Во" Надо сказать, что в "Енотах" переиграли многие заметные персоны андеграунда от Кости Мишина и Экзича до Боряна ("Лисичкин хлеб") и музыкантов "Адаптации".
"Соломенные еноты" — группа подлинно радикальная и антибуржуазная. Только ее радикализм выражается не в плакатной политичности и не в апелляции к какой-либо политструктуре. Хотя социальная составляющая в песнях "Енотов" девяностых могла дать сто очков вперед любому строго политическому проекту. Да и сегодня про "накипь смутного времени" (о продажных журналистах, менеджерах и.т.п.) Усов уже спел. Но ценны "Еноты" в первую очередь своим тонким трагичным лиризмом, зарядом донкихотства (в хорошем смысле слова):
Та страна, где могла быть симметрия рая,
В ней живем, умирая и горя не зная.
Водоемы полны до краев ключевою водой.
Плюс ко всему "Еноты" — одна из немногих групп в России, имеющая свою собственную мифологию ("Красный кот Джульбарс", Коньково, слоны), что особенно важно в эпоху, когда почти все общие мифы проданы и дискредитированы. Тем самым "Еноты" сотоварищи остаются совершенно неконтролируемым пространством, "островом-крепостью".
"У нас отобрали джунгли, у нас отобрали опасность "— значит, сделаем свою жизнь, наполненной различными происшествиями и приключениями. По завету Ги Дебора. Иначе превратимся в морских свинок.
Возможно, из Усова и "Енотов" официозные музыкальные масс-медиа сегодня жаждут сделать новых кумиров, презентовав как "последних панков", "подлинно независимых" и пр., тем самым нейтрализовав их дикий пафос московско-русского хаоса, проявления которого запросто могут свернуть крышу любому менеджеру из "поколения Пепси". Или выдвинув их как альтернативу процветающему в андеграунде политэкстремизму. Но я почему-то убежден, что в этом масс-медиа точно ждет облом.
Мертвые пчелы на мерзлом асфальте ждут окончания времен,
Правящей партии в хрупком азарте кивает задумчивый клен.
В ласковой интеллигентной семейке рождается новый Пол Пот.
Ночь на Земле, я сижу на скамейке — холод и автопилот.
А что вы хотите, ведь здесь — ледниковая эра…



1.0x