Авторский блог Николай Анисин 03:00 7 октября 2003

«НЕФТЯНОЙ ПОКЕР» С АМЕРИКОЙ Это не домашнее лото, когда никто из игроков не внакладе


41(516)
Date: 08-10-2003
Author: Николай АНИСИН
«НЕФТЯНОЙ ПОКЕР» С АМЕРИКОЙ Это не домашнее лото, когда никто из игроков не внакладе
Генри Детеринг, глава "Ройял датч Шелл", владелец нефтепромыслов в дореволюционном Баку, в шутку называл себя "сверхпростаком": "Когда я сталкиваюсь с деловым предложением, которое при зрелом размышлении я не могу свести к простейшему, отказываюсь от него".
Вообразим, как бы отнесся Детеринг к предложению продать четверть активов своей компании из расчета 2,4 доллара за баррель запасов. Тогда как рынок на подъеме и цена добытого барреля редко опускается ниже 27 долларов. Джентльмены, вы спятили! — вот был бы весь ответ. А ведь в похожую, по стоимостному раскладу, сделку на наших глазах вовлекают корпорацию "ЮКОС-Сибнефть". "Ведомости" воздерживаются судить: красная или заниженная это цена, но дают справку: у ЮКОСа и "Сибнефти", в складчину в закромах 2,9 миллиарда тонн нефти. За 25 процентов акций объединенной российской компании техасские "купцы" готовы выложить 11 миллиардов долларов. Бережливый Чичиков, и тот бы побольше посулил. Ведь это живая нефть на устье скважины и в промышленных запасах, а не где-то в дебрях Амазонии.
Сколько-нибудь знакомый с бизнесом смекнет: что-то здесь нечисто. Со времен охальных залоговых аукционов такой дешевизны продаж первоклассных активов не припомню. Ведь если "свести к простейшему", по мерке ушлого Детеринга, намечаемую негоцию американцев с ЮКОСом, то больше походит на "сдачу" активов, чем на взаимовыгодную рыночную сделку. Загадочно лишь то, что на этот раз в оборот взяли не безответного "ночного сторожа" — родное наше государство, а частных владельцев с миллиардными капиталами и влиянием. Еще год назад ЮКОС, ЛУКОЙЛ были на короткой ноге с западными нефтяными ТНК. Покупали с тендеров активы в Восточной Европе и даже в США. Открыли свои балансы и реестры собственников. Мир вдруг словно перевернулся.
…”ЮКОС-Сибнефть" — богатая невеста на выданье. Отбоя нет от сватов. "Файнэншл таймс" прослышала и про "суженого" — "Шеврон-Тексако". Завидная, говорят, партия с транснациональной компанией голубых кровей. Правда, другая сторона купеческого происхождения, зато за ней дают приданое — столько черного золота, что во всем Техасе не сыщется ровни. С американской стороны в шаферах — родовитый клан Бушей. С российской, молвят, альянс благословят на самом верху. Помолвку, без широкой огласки, отметили в Оружейной палате, заодно с чествованием начала совместного нефтяного бизнеса ТНК-"Бритиш петролеум".
Торжественность момента отчасти омрачило то, что один из компаньонов Михаила Ходорковского томится в казенном доме. А тем часом на Большой Дмитровке и Лубянке служивые с пристрастием копаются в исподнем ЮКОСа, в старых амбарных книгах. В закладе деловая репутация первой в реестре РТС российской компании. Пока суд да дело, капитализация ЮКОСа упала на миллиарды долларов. Тем временем все тянется PR-сага о схватке "питерских" и "семейных". Якобы она в подоплеке дела Юкоса. Аналитики и думцы наперебой толкуют о грядущем новом "черном переделе" собственности. Подметные письма в Интернете ("заговор олигархов") будоражат общественно мнение. Конечно, дыма без огня не бывает, нравы нашей властной "вороньей слободки" известны, а сор из избы — наружу, будто напоказ. Но не оставляет ощущение, что весь этот переполох и шумовые эффекты нарочно отвлекают нас от главного: российская "нефтянка" угодила в силки многоопытных транснациональных компаний. Под избитым предлогом внешних инвестиций контроль над нефтяной промышленностью и распоряжение природной рентой, оглянуться не успеем, перейдет в руки иностранного капитала. Сколько ни ерничай по поводу "распродажи России", если мировые ТНК приберут к рукам нашу нефть, не возместив мировой цены этого дорожающего из года в год и — конечного — ресурса, и казна, и мы, соотечественники, все окажемся в калоше.
Неотложность намечаемой крупной сделки вызывает недоумение. Основной и оборотный капитал ЮКОСа, "Сибнефти", "Сургутнефтегаза" в полном порядке. Прибыли высоки. Компании накопили из-за высоких цен на рынке миллиарды долларов свободных средств. Сбывать на сторону сильно недооцененные активы им вовсе ни к чему, но поди ж ты!..
Непостижимо, с каким безучастием относятся к продаже ЮКОСа правительство, думские партии, обыватели и трибуны. А ведь это отнюдь не "дружественное" поглощение "империи Ходорковского". Кем? Нашими "стратегическими партнерами".
“Коварство заставляет ржаветь цепи дружбы, — так наставлял "бледнолицых” вождь индийского племени. — Правда же придает ей небывалый блеск". Партнерские наши отношения в Америкой "блеска правды" лишились еще с Мальты. "Монд" пишет: "Загадочный визит Буша-старшего в Москву", прозрачно намекая, что высокий гость прибыл вместе с "зубром" американской геополитики Генри Киссинджером лоббировать сделку с "Шеврон-Тексако". Завидев Горби с Бушем вместе в Москве в хорошем расположении духа, тотчас почудилось: ой, не к добру! Буш занят был делом, в котором М.С. привычно играл роль свадебного генерала. А на кону самая крупная нефтяная компания России. Вся лоббистская комбинация техасских нефтепромышленников и отставных политиков в московских верхах была разыграна как по нотам. К слову, "Уорлд стрит джорнэл" и назвала "нефтяным покером" игру, которую затеяла "Шеврон-Тексако" с ЮКОСом. В этот покер эти "крепкие ребята" играют уже сто лет с лишком. И, случается, краплеными картами.
Бизнес по природе своей вообще схож с карточной игрой, где нужен глаз да глаз за соперником. А российская власть держит себя так, словно не в жесткий "нефтяной покер" с крупными ставками, а в мещанское домашнее лото играет, где проигравших взаправду не водится. У американцев, кроме прямой и понятной корысти, стратегический интерес. А у ведомства Грефа культовые словечки "открытость" и "иностранные инвестиции", словно "разрыв-трава", от которой падают засовы, оберегающие государственные интересы.
Однако, хоть бегло, проглядим, что пишет всерьез о деле американская большая пресса, в отличие от нашей, которая бросает вверх чепчики. "Положение этих компаний ("Шеврон-Тексако", "Эксон-Мобил" и других претендентов на контрольный пакет акций ЮКОСа. — В.П.) не назовешь отчаянным, но они должны смотреть на 5-10 лет вперед, — пишет в "Уолл стрит джорнэл" аналитик Ланни. — Россия и бывший Советский Союз — богатая углеводородная провинция, и они должны это учитывать". Сказано в контексте, что своей нефти, не считая заначку на Аляске, у США осталось на 4-5 лет — от силы. Вице-президент "Эксон-Мобил", выступая в Хьюстоне, предсказал: "… к 2010 году мировая нефтяная промышленность увеличит ежедневную добычу до 80 миллионов баррелей, чтобы удовлетворить спрос. Среди стран, не входящих в ОПЕК, только Россия может увеличить объемы производства". Конечно, американцам нет дела до того, покрыты ли будут за чертой 2010 года собственные потребности России в нефти, если валовой экспорт ее перейдет в заботливые руки новых компаньонов.
Немецкая "Вельт" утверждает, что "Шеврон-Тексако", дескать, не прочь воспользоваться прокурорскими расследованиями подноготной ЮКОСа и щекотливым положением Михаила Ходорковского, чтобы "прихватить несколько хороших кусков. Момент выбран удачный". И вот что еще пишут: "Ходорковскому эта сделка… обезопасит часть его богатств и (обеспечит) лоббирование с Запада, защиту от любых вмешательств со стороны государства". Чем скорее, дескать, сладится сделка с "Шеврон-Техсако, дают понять из Нового Света, тем скорее сойдет на нет прокурорское расследование ЮКОСа в Москве. Аналитики крупнейших инвестиционных фондов, предвкушающих поживу, в комментариях циничны. Эзопов язык тоже в ходу, например, в статье близкой к "ястребам" в правительстве "Вашингтон таймс": "Саудовская Аравия беспокоится, что более эффективная модернизация нефтяной индустрии в России, в которой движущей силой является частный сектор, может распространиться на Ближний Восток". Если перевести сказанное на понятный язык, то смысл, кажется, такой: если отданная единожды на откуп, задешево, российским олигархам "нефтянка" подвергнется "модернизации" , т.е. из рук наших нуворишей перейдет в распоряжение более хватких, контролирующих рынки американских ТНК, то следом наступит черед уступить и Счастливой Аравии.
Времена "Семи сестер" возвращаются?
…Весенней ночью 1976 года в отеле "Эль-Ямама" в Эр-Рияде министр нефти Саудовской Аравии шейх Ямани и представители четырех американских нефтяных компаний, владеющих долями в нефтедобывающей "Арамко", наконец пришли к соглашению. Американцы согласились на национализацию и выкуп своей исключительной нефтяной концессии в Аравии. Отныне они из хозяев промыслов превращались в подрядчиков и трейдеров. Впредь им причитался 21 цент прибыли с добытого барреля. Взамен они получили привилегию продавать на внешних рынках 80 процентов нефти, добытой в Аравии. Говорили, что это — "конец целой эпохи". Воротилы из "Стандарт ойл оф Калифорния" ходили как в воду опущенные.
Впоследствии и другие страны — экспортеры национализировали свое богатство — нефть. Сегодня все добывающие страны, от Норвегии до султаната Бруней, приняли законодательство, по которому иностранные добывающие компании довольствуются малой частью природной ренты. Роялти, налоги и акцизы пополняют национальную казну. На этом и поднялась экономика стран ОПЕК и благосостояние их граждан. Доля ОПЕК в мировой торговле нефтью возросла от 8 до 42 процентов.
После исчезновения Советского Союза, исподволь, возвращаются времена "Семи сестер" — картеля, полвека царившего в мировой нефтедобыче. Хотя раньше казалось, что нефтяной империализм вроде бы почил. Начав с захвата Ирака, Америка намерена вернуть под свой контроль заморские источники нефти и, разумеется, ренту. В Багдаде американский наместник говорит о предстоящей "либерализации" местной нефтяной промышленности. ОПЕК оглядывается на Россию, которая в "деле ЮКОСа" ведет себя податливо, как перезрелая девица на выданье.
Премьер: дело "приватное"…
Экономист Джон Гэлбрейт всегда с насмешкой относился к "неолиберальной" экономической догматике, "въевшейся в плоть и кровь, которая запрещает государству вмешиваться в дела частной корпорации". И впрямь, премьер Касьянов толкует, что продажа контрольного пакета ЮКОСа — приватное "дело частного бизнеса". Между тем янки, не заполучив еще и 25-процентный блокирующий пакет акций, настырно заговаривают об "опционе" — праве выкупа еще 50 % акций "ЮКОС-Сибнефти", хотя нотариальные бумаги о слиянии российских компаний еще не успели и выправить.
Плохой ЮКОС или хороший — это наша российская компания и, присваивая ренту, она немало инвестирует в Россию. Как впредь эффективней делить ренту между государством и нефтяным бизнесом — наше внутреннее дело, а тут интрига приобретает совсем иной оборот. По оценке "Бритиш-петролеум", отчасти заниженной, в России осталось нефти на 18 лет. По компетентному мнению первооткрывателя сибирской нефти академика РАН Фармана Салманова — на 24 года. Если так, перспективный энергетический баланс хозяйства страны до 2020 года должен непременно быть на повестке дня Думы и получить силу закона, как в США, где в "нефтянке" и энергетике действуют, по сути, директивы федерального правительства.
"В России останется 3-4 крупных нефтяных компаний, возможно, с участием западного капитала", — завил топ-менеджер ЛУКОЙЛа. Остальные компании, дескать, будут поглощены "даже без учета их мнения по данному вопросу". Потекут ли, при таком обороте дел, инвестиции извне потоком? До сих пор они, по оценке Европейского банка реконструкции и развития, составляли всего 50 долларов на душу населения. На порядок меньше, чем в Польше, недра которой пусты. Скупка "готовых" нефтяных активов и производственные инвестиции в создание новых — одно другому рознь. Сомнительно, чтобы "Бритиш-петролеум" раскошелилась на десятки миллиардов долларов вложений в девственную глухомань Ковыкты. Зато можно не сомневаться: уступка контроля над "нефтянкой" иностранному капиталу и экспортная горячка идут вразрез с задачей удвоения ВВП России. На 1 % прироста экономики затраты энергоресурсов возрастают почти на ту же величину. Вот и смекайте. Ставка на то, что "ШевронТехсако", "Эксон-Мобил" и другие поддержат у нас экономический рост, наивна и опрометчива. Напротив, тогда нам уже бесповоротно уготована участь сырьевого придатка развитых стран.
"Питерские" или "семейные" — суета сует, если мы в России отдадим за бесценок в чужие руки "нефтянку", которая кормит страну. Ведь в сибирскую нефть в 60-90-е годы государство вложило в мировых деньгах более 500 миллиардов долларов инвестиций.
"...Слушаю слова людей и смотрю на их действия". В деле ЮКОСа и техасцев, "дары приносящих" нам, россиянам, вернее держаться этого старого конфуцианского правила.


1.0x